Надежды сменились шоком: как победители рейтинга Forbes «30 до 30» провели 2022 год
«Мы все были полны энтузиазма и надежд на будущее», — так соосновательница и управляющий партнер американского венчурного фонда The Games Fund Мария Кочмола вспоминает то, с каким настроением она встречала 2022 год. Кочмола — победительница рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Финансы и инвестиции».
К началу года игровая индустрия, в которую инвестирует фонд, восстановилась после пандемии и готовилась к бурному росту. Но после начала «спецоперации»* России на Украине в феврале 2022 года «надежды сменились шоком», вспоминает Кочмола. Команды многих портфельных проектов фонда находились в России и на Украине. И перед основателями этих компаний встал вопрос релокации сотрудников. В связи с этим The Games Fund сфокусировался на помощи командам, рассказывает инвестор.
Инвестиционную деятельность фонд продолжил — за год команда закрыла порядка 12 раундов, говорит Кочмола. Но большая часть сделок состоялась во второй половине 2022-го, признается Кочмола. II и частично III кварталы фонд занимал «выжидательную позицию», поясняет инвестор: «Мы наблюдали за тем, как венчурный рынок реагирует на шок, связанный со «спецоперацией» (изменено Forbes) и экономическим кризисом в мире, ждали, пока станут понятны новые правила игры для американских венчурных фондов в связи с международными санкциями. Ближе к концу года ситуация прояснилась, и мы сфокусировались на поиске новых проектов».
Например, в ноябре The Games Fund вместе с кипрским инвестиционным фондом GEM Capital инвестировали в разработчика игр для персональных компьютеров и игровых консолей Eschatology Entertainment с основателями из России и Украины. Общий размер раунда составил $4 млн. Долю инвестиций The Games Fund Кочмола не раскрыла, но уточнила, что сделка стала самой важной для фонда в 2022 году. «[Eschatology Entertainment] — первый разработчик большой ААА-игры (высокобюджетной компьютерной игры. — Forbes) для компьютеров и консолей в нашем портфолио», — поясняет инвестор.
Проблемы и рост
Несмотря на вызовы 2022 года, росли проекты и других победителей рейтинга «30 до 30». Например, компания AppScience, которая поставляет химические реагенты российским фармацевтическим компаниям и научным институтам, за год увеличила выручку в пять раз, утверждает ее сооснователь Максим Пустовалов, один из победителей рейтинга «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Предприниматели». Годовая выручка компании выросла до 3 млрд рублей против 600 млн рублей в 2021 году, уточнил предприниматель. Штат компании увеличился с 50 до 300 человек.
Бурный рост обеспечила активизация российских фармкомпаний после ухода зарубежных конкурентов с локального рынка, поясняет Пустовалов: «Спрос увеличился, поскольку российские фармкомпании расширяют продуктовый портфель». С марта 2022 года выручка стартапа росла в полтора-два раза ежемесячно. Пустовалов вспоминает, что наплыв оказался «неожиданным». Чтобы справиться с ним, команде пришлось работать почти без сна.
В связи с санкциями и отменой многих международных рейсов компания перестроила логистические цепочки. Если раньше AppScience ввозила реагенты в Россию самолетами напрямую из Европы и США, то теперь товары отправляются сначала в представительства компании в Армении, Турции, Казахстане, Латвии и ОАЭ, а затем в Россию, рассказывает Пустовалов. Склады и офисы в этих локациях он с партнерами открыл в течение марта-апреля 2022 года. Смена логистики вынудила компанию увеличить сроки доставки реагентов — теперь она занимает три-четыре недели вместо двух-трех, говорит Пустовалов. Но это не повлияло на привлекательность компании среди клиентов, уверяют в AppScience.
С проблемами на фоне «спецоперации» столкнулась и платформа для перепродажи люксовых аксессуаров The Cultt. В марте 2022 года она лишилась одного из источников продукции — продавцов из стран СНГ и США, рассказывает соосновательница проекта и одна из победительниц рейтинга «30 самых перспективных молодых россиян до 30 лет» в категории «Мода» Мария Манаева: «С марта, к сожалению, стало невозможным отправлять выплаты на зарубежные карты, и нам пришлось приостановить работу с зарубежными продавцами». Из-за сложностей с оплатой The Cultt также лишилась международных покупателей. До марта 2022 года зарубежные продажи приносили ей 5–10% выручки.
Несмотря на это, команда увеличила годовую выручку в три раза по сравнению с 2021 годом — до 200 млн рублей. Главным катализатором роста стал уход зарубежных брендов одежды и аксессуаров из России, считает предпринимательница. Всплеск спроса компания заметила в марте 2022 года — тогда продажи выросли вдвое. «Бренды активно заявляли об уходе с российского рынка, был страх дефицита, так знакомый нам еще с советских времен. Люди начали буквально закупаться впрок», — объясняет скачок Манаева. Она отмечает другую причину роста в марте: «В ситуации неопределенности люди стремятся защитить свои сбережения. Купить люксовые сумки и брендовые ювелирные украшения — быстрый и ликвидный способ».
При этом уход зарубежных брендов может навредить компании в перспективе, считает Манаева: «В стране должны быть люксовые бренды, наш ассортимент зависит от них: если есть первичное потребление люкса, то и у нас есть сток». Пока в компании не чувствуют дефицит предложения, но он может случиться, если «вопрос с доступностью люкса в России не решится», прогнозирует Манаева: «Все ресейл-проекты почувствуют дефицит ассортимента, что замедлит темпы роста индустрии».
Исход за рубеж
Некоторых участников рейтинга «30 до 30» этот год подтолкнул к ускорению выхода на зарубежные рынки. Например, Мария Фролова, победительница в категории «Социальные практики», вывела в Мексику свою компанию OpenMind. Она разрабатывает платформу для обучения детей сотрудников корпораций. Образовательные программы на площадке помогают детям понять, чем они хотели бы заняться после школы. OpenMind в основном работает с компаниями, где работает минимум 1000 человек. В 2021 году таких клиентов у проекта было 19, за 2022 их число увеличилось до 38.
В интервью Forbes в июне 2022-го Фролова признавалась, что сразу создавала компанию как международную. Еще в 2021 году команда изучала потенциальные рынки для глобальной экспансии. «Спецоперация» ускорила этот процесс. В апреле 2022-го OpenMind начала исследовать мексиканский рынок, который компания посчитала одним из наиболее перспективных для образовательного продукта. Она привлекла инвестиции на тестирование гипотез и дальнейшее масштабирование от российского разработчика цифровых решений red_mad_robot. Сумму вложений Фролова не раскрывает. Оценка компании по итогам раунда составила $2,5 млн, уточнила она.
Предпринимательница отмечает, что по итогам года мексиканское направление принесло 10% выручки и вышло в прибыль. Несмотря на это, компания решила остановить развитие в Латинской Америке. «Мы оценили, какая из стран в перспективе ближайших пяти лет может дать больший выхлоп, и приняли решение перераспределить ресурсы», — рассказывает Фролова, не вдаваясь в детали. По ее словам, всего за год OpenMind удалось утроить выручку.
Ускорить выход за зарубеж пришлось и Анне Ковалевой, победительнице рейтинга «30 до 30» в категории «Новые медиа» и соосновательнице подкаст-студии «Шторм». Компания разрабатывает авторские подкасты, а также брендированные подкасты под заказ для бизнеса. Последнее направление в 2021 году приносило студии 60–70% выручки.
В 2022-м «Шторм» планировала активно расширяться и привлекать клиентов. «Мы видели, что все больше компаний смотрят в сторону подкастов», — вспоминает Ковалева. Но февраль скорректировал планы, признается предпринимательница. Зарубежные клиенты, для которых студия выпускала подкасты, заморозили деятельность в России или сократили расходы на PR и маркетинг. Среди них — Mercedes-Benz, AliExpress и др. Российские компании сокращали маркетинговые бюджеты. «Часть контрактов не продлили, часть мы не успели реализовать, а про какие-то наработки и пилоты пришлось забыть», — сетует Ковалева. В связи с этим в марте выручка студии упала на 70%.
Чтобы остаться на плаву, весной 2022 года Ковалева вместе с сооснователем проекта Константином Колосковым трансформировала бизнес. Теперь «Шторм» работает как контент-бюро: помимо подкастов, записывает видео, помогает брендам с креативными стратегиями, ведет социальные сети и Telegram-каналы для компаний.
Компания также исполнила «давнюю мечту» и выпустила два подкаста на английском языке: Who is that о кибербезопасности и «ловушках» онлайн-пространств и A way up — о том, как прокачать лидерские качества, рассказывает Ковалева. Оба проекта ориентированы на англоязычную аудиторию. Например, основная доля слушателей подкаста Who is that приходится на Канаду и США. В качестве героев туда приглашают иностранных экспертов. Так, гостем первого выпуска, который вышел в августе 2022-го, стал историк искусств, директор британской онлайн-платформы и консультационного бюро в области искусства Artvisor Нико Эпштейн.
Ковалева вспоминает, что найти гостей компании на старте было сложно: «Куча народу нам отказала». Поэтому первыми гостями становились знакомые знакомых, которых удалось уговорить благодаря «природному обаянию», экспертизе в области подкастов и портфолио, говорит предпринимательница: «В России мы уже успели поработать с международными брендами, которых знают за рубежом и которые вызывают доверие».
Благодаря трансформации бизнеса и выходу на зарубежную аудиторию компании удалось вырасти в полтора раза по сравнению с 2021 годом, говорит Ковалева, не уточняя детали: «Наверное, это очень хороший результат в текущих условиях, потому что мы, правда, столкнулись с огромным количеством проблем». Но рост не оправдал ожиданий конца 2021 года — тогда компания планировала нарастить выручку в два-три раза.
Не до благотворительности
Желаемых финансовых показателей не смогли достичь и в благотворительном фонде «Нужна помощь», говорит его директор и победительница рейтинга «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Социальные практики» Софья Жукова. Фонд разработал платформу, где объединяет российские волонтерские и благотворительные организации из разных сфер (помощь детям, животным, пожилым, людям с различными заболеваниями). На сегодня в каталоге более 540 организаций, говорится на официальном сайте фонда.
Жукова рассказывает, что в конце 2021 года команда ставила амбициозные задачи на 2022-й: включить в каталог 250 региональных организаций и привлечь 600 млн рублей, из них 250 млн рублей — на финансирование собственной работы, еще 350 млн рублей — на организации из каталога. С целью по сборам возникли проблемы. По итогам года фонд привлек на свою работу порядка 150 млн рублей, а для организаций — 275 млн рублей. «Меня очень расстраивают эти цифры», — признается Жукова.
Директор фонда объясняет нехватку пожертвований последствиями «спецоперации». По ее словам, до 89% пожертвований в фонд поступает от частных лиц, которые подписываются на рекуррентные платежи (то есть пожертвования списываются с карты человека ежемесячно). В марте число таких пожертвований сократилось на треть. Жукова предполагает, что это может быть связано с приостановкой работы в России платежных систем Mastercard и Visa. После этого люди стали переходить на доступные альтернативы — системы «Мир» или UnionPay. Пожертвования при этом прекращались, так как они списывались с карты, а не со счета, объясняет свою гипотезу Жукова: «Наша система выдавала нехватку денег как основную ошибку при списании». Чтобы вернуть подписчиков, фонд делал sms- и email-рассылки. К III кварталу 2022 года ему удалось минимизировать падение объема пожертвований до 19%.
На объеме собранных средств сказалось и то, что фонду не удалось привлечь новых жертвователей. Многие в 2022 году стали помогать мобилизованным, направляя средства на гуманитарную помощь, аптечки, амуницию. А фонд с такими проблемами не работает, говорит Жукова: «Мы не работаем в зонах, которые относятся к ответственности государства. А амуниция и гуманитарная помощь [мобилизованным] — это задача государства. Наша задача — решать социальные проблемы внутри России, которые только усилились после 24 февраля».
Большие планы
2022 год оказался успешным для Ильи Семерикова, научного сотрудника группы «Прецизионные квантовые измерения» в Российском квантовом центре (РКЦ) и победителя рейтинга «30 до 30» в категории «Наука и технологии». «Мы заметно продвинулись в построении нашего квантового компьютера, в ближайшее время планируем показать его работу в 16-кубитном режиме», — рассказывает ученый. Квантовые компьютеры оперируют кубитами, а не битами, как обычные компьютеры. За счет этого такие вычислительные машины мощнее обычных, они могут хранить и обрабатывать гораздо больше данных. В 2021 году Семериков вместе с другими учеными РКЦ из группы российского физика Николая Колачевского продемонстрировал первый в России универсальный четырехкубитный ионный квантовый компьютер.
В 2022-м РКЦ согласился выделить Семерикову финансирование (точная сумма пока неизвестна). Средства позволят ученому набрать команду из пяти-шести человек в течение года и расширить исследования в области квантовых технологий. Он также планирует вместе с группой Колачевского провести испытания 16-кубитного квантового компьютера: «Весь следующий год уйдет на отладку и то, чтобы компьютер работал стабильно. Одно дело продемонстрировать [устройство] один раз, другое — сделать так, чтобы оно стабильно работало на ежедневной основе».
При этом в грядущий год Семериков смотрит «без особого оптимизма». Он предвидит проблемы с набором команды. По его словам, многие молодые ученые уже уехали за границу, и эта тенденция в 2023 году будет усиливаться. Могут возникнуть проблемы и с международной кооперацией, говорит Семериков: «Люди будут замыкаться в своих странах и экономиках». Это, в свою очередь, будет тормозить развитие науки.
Жукова смотрит в 2023 год более позитивно, но ставит менее амбициозные цели, чем в конце 2021-го. Организация намерена собрать 331 млн рублей на фонды из каталога и еще порядка 120 млн рублей — на собственную работу. Жукова объясняет, что фонду потребуется меньше средств в следующем году, так как команда планирует отказаться от убыточных проектов. Организация, к примеру, закрывает онлайн-магазин «Есть смысл», где продавала свою брендированную продукцию и товары других благотворительных организаций.
«Нужна помощь» также перестанет финансировать собственное книжное издательство, которое выпускало художественные произведения, книги о бизнесе и социальных проблемах. Эту функцию на себя возьмет издательство художественной литературы «Поляндрия NoAge», рассказывает Жукова. Стороны уже подписали соглашение о намерениях. Издательство будет выпускать книги и отчислять фонду 10% от прибыли.
Основатели AppSience, напротив, планируют увеличить выручку в 10 раз. «Мы привыкли планировать масштабно», — говорит Пустовалов. Для этого компания выйдет в новые индустрии. В следующем году AppSience хочет начать работу с металлургическими, добывающими и нефтегазовыми предприятиями, ветеринарными клиниками и др. Команда также планирует открыть отделение разработок и исследований под запросы фармкомпаний.
Масштабные планы строят и в The Cultt. Команда хочет вдвое увеличить продажи, в том числе за счет развития своей платформы и выхода на арабский рынок, который считает перспективным для ресейл-проектов. «Уже сейчас там представлены несколько сильных игроков, которые формируют индустрию ресейла и открывают возможность для выхода нашего проекта», — рассказывает Манаева. Среди заметных игроков она называет оффлайн-пространство европейского ресейл-проекта Colleqtor Square в Катаре и онлайн-платформу The Luxury Closet в ОАЭ. «Это большие и сильные игроки, а значит, [в арабских странах] есть рынок [ресейла]», — рассуждает предпринимательница.
Не менее амбициозные планы — у The Games Fund. По словам Кочмолы, в 2023 году фонд намерен закрыть минимум 10 сделок. Команда будет делать ставку на кроссплатформенные игры и ААА-блокбастеры для мобильных платформ, а также смотреть на стартапы на развивающихся рынках — в Латинской Америке, Индии, странах MENA (регион Ближнего Востока и Северной Африки), Восточной Европе. Фонд также планирует расширить команду венчурными партнерами и экспертами в конкретных нишах, рассказывает Кочмола: «2023-й обещает быть очень активным».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.