Как популярные блогеры переезжали в Telegram и почему не смогли удержать подписчиков
В начале марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал Facebook и Instagram, затем Тверской суд в Москве признал их владельца, компанию Meta, экстремистской организацией. Из-за этого российские блогеры стали терять подписчиков, рекламодателей и доходы. Чтобы смягчить падение, многие инстаграмеры принялись переходить в Telegram. Тем, кто и до 2022 года развивал там аккаунт, такой переезд дался проще. Особенно болезненным процесс стал для тех блогеров, кто делал ставку только на Instagram: при переходе они теряли миллионы подписчиков и не могли восстановить привычный заработок на новой площадке.
Forbes решил узнать, как наиболее популярные российские инстаграмеры мигрировали в Telegram, и попросил сервис аналитики соцсетей LiveDune изучить динамику количества подписчиков, публикаций и реакций на контент таких блогеров. Совместно с рекламным агентством «Студия Чижова» на основе открытых данных в сети сервис составил лонг-лист из российских пользователей в Instagram с аудиторией свыше 10 млн. Этот лонг-лист авторы сопоставили с выгрузкой топ-10 аккаунтов по размеру аудитории из базы LiveDune и включили в исследование тех, кто фигурировал одновременно и в открытых источниках, и в базе.
Из шорт-листа авторы исследования отобрали тех блогеров, у кого есть подтвержденные (с «галочкой») аккаунты в Telegram, в которых были публикации после 24 февраля. Из-за отсутствия подтвержденного аккаунта в Telegram в итоговую выборку не попал, к примеру, самый популярный среди русскоязычной аудитории инстаграмер, боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, говорят в LiveDune. Авторы также исключили из выборки аккаунты, где нет возможности оставлять реакции (эмодзи) на контент в Telegram. В таких аккаунтах было бы невозможно оценить активность пользователей, то есть насколько аудитории интересны публикации.
По этим критериям LiveDune и «Студия Чижова» выбрали пятерых самых популярных российских блогеров и изучили их соцсети. Авторы исследования отметили, что аккаунты популярных блогеров — это «не просто личные соцсети». Это крупные рекламные площадки, которые приносят доход, говорит основатель «Студии Чижова Александр Чижов: «Блогеры очень быстро реагируют на изменения конъюнктуры соцсетей и задают тренды. От того, куда они пойдут, зависит, куда пойдет большое количество аудитории».
Чижов отмечает, что все крупные блогеры пошли осваивать Telegram. Но это оказалось временным тредом, утверждает он: «Инфраструктура Telegram сильно отличается от Instagram, поэтому полноценной заменой он не стал». По словам Чижова, в мессенджере нет умной ленты (пользователи читают только те каналы, в которые заходят сами), а канал в нем сложнее монетизировать.
Подробности о динамике аудитории блогеров, количества публикаций и реакций подписчиков в Instagram и Telegram — в фотогалерее. Аккаунты расположены в порядке убывания количества подписчиков в Instagram на 1 сентября 2022 года.