К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Отмена НДС и бонусы для IT: что изменится в законах для бизнеса в 2022 году

Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
В 2022 году в силу вступают очередные поправки в законодательство и новые меры поддержки бизнеса. Среди самых ожидаемых — продление моратория на плановые проверки малых предпринимателей, льготы по НДС для общепита и бонусы для IT-компаний. Несмотря на то что часть изменений позитивно повлияет на бизнес, многие болезненные для компаний проблемы останутся нерешенными, считают собеседники Forbes

В 2022 году бизнес ждет ряд законодательных перемен, в том числе новый этап обязательной маркировки продукции и повышение кадастровой стоимости недвижимости. Значительная часть нововведений коснется ресторанной отрасли — для ее представителей в следующем году отменят НДС. Это самое ожидаемое изменение, которое снизит нагрузку на общепит и в перспективе позволит обелить сектор, считают юристы и игроки ресторанного рынка. Представители отрасли со штатом не более 1500 человек также смогут претендовать на сниженную ставку страховых взносов — 15% вместо 30%. 

В следующем году вступят в силу некоторые из мер поддержки IT-отрасли. Среди них — защита от уголовного преследования, упрощение валютного контроля, льготная ипотека и упрощенное получение вида на жительство для иностранных сотрудников. Все это, по задумке законодателей, повысит спрос на отечественные решения, ускорит цифровую трансформацию отраслей экономики и социальной сферы и создаст комфортные условия для ведения IT-бизнеса в России. 

Forbes рассказывает, какие главные законодательные изменения ждут предпринимателей в 2022 году, как они повлияют на бизнес и чего не хватило рынку.

 

Отмена НДС 

Одним из самых ожидаемых изменений в 2022 году станет отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для ресторанной отрасли, считает юрист FTL Advisers Светлана Иванова. Ее представителей освободят от налога с 1 января. На льготу смогут претендовать компании с выручкой не более 2 млрд рублей в год, 70% доходов при этом должна приносить именно ресторанная деятельность. Льгота не распространяется на розничные магазины, даже с кулинарными отделами, и организации, которые занимаются заготовками, но доступна для компаний, которые работают на доставку. 

Омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы и основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов в июне 2021 года называл отмену НДС «настоящим прецедентом» для России. Сейчас компании, чьи доходы превышают ​​200 млн рублей в год, обязаны работать по общей системе налогообложения и выплачивать налоги, в том числе НДС по ставке 20%, в полном объеме.

 

«Основная проблема была в том, что на выходе продукция ресторанов облагалась НДС 20%, в то время как на входе НДС практически не было, — объяснял Миронов в беседе с Forbes ранее. — Дело в том, что большинство поставщиков у рестораторов — ООО (они работают по упрощенке), часть — ИП (они также не платят НДС), есть немногочисленные поставщики-сельхозпроизводители (они имеют НДС 10%)». Ситуация, по его словам, «душила» рестораторов и вынуждала их закрывать заведения либо уходить в серую зону, дробя бизнес на множество мелких компаний. Последние могут работать по упрощенной системе налогообложения и не платить НДС. 

С Мироновым согласен финансовый директор сервиса доставки еды «Кухня на районе» Никита Захаров. По его словам, сейчас налоги настолько высоки, что бизнес в сфере общепита, работая вбелую, не может выжить. «Между рисковать и работать в серую или работать в белую и закрываться [предприниматели] выбирают первое», — утверждает Захаров. Он считает, что при отмене НДС доходы компаний вырастут на 12%. При этом он не исключает, что более крупный ресторанный бизнес, с выручкой более 2 млрд рублей, будет дробиться, чтобы подпасть под новые правила и не платить налоги.

В июне 2021 года, на этапе обсуждения меры, глава Минфина Антон Силуанов в интервью ТАСС утверждал, что отмена НДС позволит в перспективе обелить ресторанный сектор «в смысле зарплаты». По его словам, предприятия общественного питания, работая в серой зоне, официально платят своим сотрудникам по 15 000 рублей в месяц, а остальную зарплату выдают в конвертах. Цель такой махинации — сократить объем страховых и медицинских взносов за сотрудников, поясняет руководитель налоговой практики в юридической фирме «Зарцын и партнеры» Николай Андреев. Он считает, что благодаря отмене НДС бизнес освободит средства, которые затем сможет направить на фонд оплаты труда и страховые взносы. «Плюс есть высокая вероятность, что [после отмены НДС] рестораторов будут досконально проверять налоговые органы, в том числе на предмет выплат страховых взносов [с заработных плат]», — отмечает эксперт. Он тоже считает, что все это приведет к обелению отрасли.

 

Изменение критериев для получения льгот на страховые взносы

Другим важным изменением для ресторанной отрасли станут обновленные критерии, по которым компании могут претендовать на сниженную ставку по страховым взносам, считает общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, основательница сети ресторанов «АндерСон» Анастасия Татулова.

С апреля 2020 года для всего российского малого и среднего бизнеса действует сниженная с 30% до 15% ставка страховых взносов с заработных плат сотрудников (10% — на обязательное пенсионное страхование и 5% — на медицинское). С 1 января 2022 года эта ставка будет доступна предприятиям общепита, где работает не больше 1500 человек (компания при этом должна соответствовать критериям для отмены НДС). По подсчетам Никиты Захарова из «Кухни на районе», эта мера позволит компаниям увеличить денежный поток на 6%.

Впрочем, даже после отмены НДС и снижения ставки страховых взносов многие проблемы, связанные с оплатой труда, останутся нерешенными, считает Татулова. По ее словам, сейчас сниженная 15%-ная ставка применяется к разнице между фактической заработной платой сотрудника и МРОТ (в 2022 году он составит 13 890 рублей), а с части зарплаты, равной МРОТ, бизнес платит прежние 30%. «Мы получаем, что средняя [для сферы общепита] зарплата облагается налогом примерно 23-24%», — говорила предпринимательница на Петербургском экономическом форуме летом этого года. Она считает необходимым снизить ставку страховых взносов до 15% со всей зарплаты, а не только с ее части за вычетом МРОТ.

Возможное разрешение продажи алкоголя в онлайн

Значимым изменением для торговых площадок и ресторанов может стать разрешение на онлайн-торговлю алкоголем, считает основатель сервиса доставки еды, продуктов и лекарств из магазинов и ресторанов Broniboy Александр Радионов. Мера значительно расширит аудиторию агрегаторов еды и продуктов, увеличит оборот и выручку сервисов, полагает он. 

Эксперимент с онлайн-продажами алкоголя может начаться 31 марта 2022 года с вина из отечественного винограда и продлиться до конца 2024 года, рассказывали «Известиям» в Минфине, где уже подготовили соответствующий законопроект. Напитки можно будет заказать на специализированном сайте «Почты России», она же будет доставлять спиртное покупателю. Агрегаторы и маркетплейсы, включая Broniboy, принять участие в эксперименте не смогут. Но в законе есть оговорка, что в случае успеха тестовый период завершится раньше, и компаниям не придется ждать еще два года, отмечает Радионов. 

 

Маркировка табака и велосипедов

В 2022 году начнется новый этап маркировки товаров. С 1 марта она станет обязательной для производителей, импортеров и розничных продавцов никотинсодержащей продукции — табака, смесей для кальянов и нагревательных систем, в том числе IQOS. С 15 марта они должны будут передавать в систему «Честный знак» данные о своих товарах: даты ввода продукции в оборот, передачи ее другому владельцу и вывода из оборота после продажи. Маркировать продукцию также обяжут производителей велосипедов и велосипедных рам. Правила для них будут вводиться поэтапно в течение 2022 года (конкретная дата пока неизвестна). 

Закон об обязательной маркировке товаров правительство представило в 2017 году. Бизнес обязали загружать данные о каждом товаре в государственную систему мониторинга «Честный знак» и наносить на него уникальный код, который содержит данные о производителе, стране изготовления и составе продукта. Без маркировки предприниматели не могут реализовать продукцию ни в розничных магазинах, ни на онлайн-маркетплейсах вроде Wildberries или Ozon.

Одной из первых под новые правила попала алкогольная продукция в 2018 году. В 2020-м маркировка стала обязательной для обуви, в 2021 году — для отдельных категорий одежды, в том числе спецодежды, верхней одежды, блузок и рубашек, а также молочной продукции и воды. 

Мораторий на проверки

Приятная новость для малого и среднего бизнеса — продление на 2022 год моратория на плановые проверки со стороны налоговых органов, МВД, Роструда, МЧС, Роспотребнадзора и других ведомств, говорит управляющий партнер юридической компании Versus.legal Геннадий Курдюмов. Мораторий ввели еще в апреле 2020 года, чтобы поддержать малый и средний бизнес в период пандемийного кризиса. Впоследствии его неоднократно продлевали, в последний раз — в ноябре 2020 года. Тогда срок действия моратория ограничивался 31 декабря 2021 года, но правительство решило продлить его на будущий год. «Проведение контрольно-надзорных мероприятий и проверок заставляет выделять время в производственном цикле на сбор документов, отрывать от основной деятельности пул сотрудников, — говорит Курдюмов. — Для малого бизнеса это еще и существенные энергетические и временные затраты со стороны руководителя». 

 

Изменения в процедуре госзакупок

С 1 января также изменится процедура госзакупок. Поправки, принятые Госдумой в июне 2021 года, из четырех способов закупок оставят три — запрос котировок, конкурс и аукцион. В первом случае заказчик рассылает извещения о проведении тендера ограниченному числу поставщиков, принимает от них ценовые предложения и, как правило, выбирает из них самое низкое. Конкурс проводится, когда заказчика интересуют не только цены, но и другие конкурентные преимущества исполнителей. Аукцион закупщик проводит для неограниченного числа компаний.

Сокращение способов госзакупок Курдюмов называет «техническим» решением: «Многие участники процесса жаловались на то, что некоторые способы закупок (например, исключенный способ запроса предложений у компаний) были неэффективными и лишними. Поэтому это упростит жизнь участникам закупок и сделает участие в торгах более понятным и предсказуемым». 

С 2022 года изменятся и максимальные сроки оплаты госконтрактов: с 15 до 10 дней для малого бизнеса и с 30 до 15 дней — для всех остальных компаний. «Давно понятно, что 15 дней для малого бизнеса на оплату — слишком много, — говорит Курдюмов. — Деньги у заказчика изначально имеются, и давать им такую непомерную льготу — слишком сурово для участников закупок, которые сами иногда работают на грани рентабельности». Нововведения поспособствуют более активному участию малых компаний в госзакупках, считает юрист. 

Новые сроки уплаты имущественных налогов

Благоприятные изменения произойдут и в сфере управления имуществом, говорит юрист FTL Advisers Светлана Иванова. С 1 января 2022 года в силу вступит часть изменений, которые внес в налоговый кодекс ФЗ-305 от 2 июля 2021 года. В частности, появятся единые сроки уплаты имущественных налогов для организаций — до 1 марта года, следующего за отчетным.

 

Пока сроки уплаты имущественных налогов на свое усмотрение устанавливают региональные власти, из-за чего компании сталкиваются с «путаницей  и неудобством», отмечает руководитель налоговой практики в юридической фирме «Зарцын и партнеры» Николай Андреев: «Так как имущество облагается налогом по месту нахождения бизнеса, компании с представительствами в разных регионах могут круглый год заниматься оплатой налогов».

С 1 января также изменится кадастровая стоимость недвижимости, предупреждает Иванова из FTL Advisers. В Москве она вырастет в среднем на 21%. Это в разы увеличит налоговое бремя для владельцев недвижимости, так как на основании кадастровой стоимости формируется база для расчета налога на имущество, земельного налога, а также платежей за федеральную и муниципальную недвижимость, включая плату за аренду, объясняет юрист. 

Бонусы для IT-компаний

Масштабные изменения коснутся и IT-отрасли. В ноябре 2021 года правительство утвердило второй пакет IT-льгот. Он включает 62 меры поддержки отрасли, часть которых начнет действовать в течение 2022 года. Первый пакет мер поддержки был утвержден в июле 2020 года. Он предусматривал бессрочное снижение ставки налога на прибыль IТ-компаний с 20% до 3%, значительное уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда и сокращение ставки страховых взносов с 14% до 7,6%, а также освобождение от НДС для разработчиков софта.

Цель мер поддержки — сделать так, чтобы российские компании развивали свой бизнес в России, считает Геннадий Курдюмов из Versus.legal. С весны 2022 года власти, например, намерены ежегодно изучать привлекательность российской юрисдикции для IТ-компаний в сравнении с другими популярными регионами — Сингапуром, Ирландией, Кипром, Финляндией, США — и делать отечественное налоговое законодательство более благоприятным.

 

С февраля 2022 года российские IT-компании также будут защищать от уголовного преследования. В частности, власти хотят наделить присяжных заседателей правом рассматривать экономические дела в сфере IT, уточнить порядок применения мер пресечения «запрет определенных действий» и «заключение под стражу» при рассмотрении уголовных дел в отношении IT-предпринимателей и освободить их от уголовной ответственности в случае выплаты штрафа и ущерба.

Среди других стимулирующих IT-сферу мер, которые начнут действовать в течение 2022 года, — упрощение валютного контроля, льготы для инвесторов в игровые проекты и бонусы для иностранных сотрудников. Последние смогут брать ипотеку на льготных условия и получать вид на жительство в России по упрощенной процедуре. 

Часть изменений для IT-отрасли Курдюмов называет спорными. Например, с 1 января иностранные IT-компании с аудиторией более 500 000 пользователей в сутки обязаны создавать российское юрлицо или открывать здесь официальные представительства. Это облегчит взаимодействие с такими компаниями на территории России, но потребует от фирм дополнительных расходов, говорит Курдюмов. Также иностранные компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своих сайтах электронную форму для обращений пользователей и организаций. За нарушение требований бизнесу может грозить полная блокировка ресурса.

Законодатели также обошли ряд болезненных проблем IT-индустрии, считает управляющий партнер в «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. Например, ряд компаний продолжают выплачивать НДС — льготу не могут получать платформы, на которых происходят сделки. К ним относятся любые агрегаторы, маркетплейсы, а также инвестиционные платформы. Харитонова предполагает, что эти компании власти рассматривают в первую очередь как торговые, а не как IT. 

 

При этом маркетплейсы и агрегаторы находятся среди драйверов рынка и на фоне пандемии совершили «невероятный скачок», превысив объем выручки, с которым можно оставаться на упрощенной системе налогообложения (УСН), говорит Харитонова. При УСН компания вместо НДС или налога на прибыль выплачивает единый налог — 6% с доходов или 15% с доходов за минусом расходов. После того, как компания выходит на выручку 200 млн рублей в год, она вынуждена переходить на основную систему налогообложения (ОСН). «Чтобы избежать перехода на ОСН, предприниматели вынуждены искусственно дробить компании на более мелкие фирмы. А дробление сейчас жестко преследуется налоговой. Это — большая боль IT-сферы», — отмечает Харитонова. 

При этом, по ее мнению, появление пакета мер поддержки — позитивная новость для отрасли: «Любой пакет будет вызывать критику отрасли, так как IT-сфера новая и государство пока не до конца понимает ее специфику. Но документ всегда можно доработать». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+