«НДС — это священная корова»: что думают рестораторы об инициативе освободить их от налога
Президент Владимир Путин предложил со следующего года запустить пилотный проект по смене налогового режима для компаний общепита. Об этом он заявил в ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Компании освободят от уплаты НДС, если их выручка не превышает 2 млрд рублей в год. За ними сохранится право уплаты страховых взносов по пониженной ставке 15%, если численность персонала не превысит 1500 человек.
Эксперимент по отмене НДС для компаний сферы общественного питания может начаться осенью и будет продолжаться не меньше года. Об этом заявил журналистам первый вице-премьер Андрей Белоусов в кулуарах ПМЭФ (сообщает ТАСС). По его словам, в эксперименте примут участие 500 компаний, которые уже отобраны ФНС. В случае отмены НДС, по мысли правительства, компании общепита могут пойти на полное обеление.
С Белоусовым согласился глава Минфина Антон Силуанов: «Что сегодня происходит? Предприятия общественного питания, как правило, сетевые рестораны, работают в сером секторе. Заработные платы — 15 000 рублей официантам, поварам и так далее. Мы проведем эксперимент, отберем ряд компаний, которые попадают под эту категорию (компании с выручкой меньше 2 млрд рублей. — Forbes), и посмотрим, насколько они обелятся в смысле зарплаты. Мы готовы пойти на снижение ставки НДС, поскольку сегодня этот бизнес дробится и они работают как малые предприятия».
Прецедент для священной коровы
«Отмена НДС — это настоящий прецедент для нашей страны в целом. Почему-то всегда считалось, что НДС — это эдакая «священная корова», которую ни в коем случае нельзя трогать», — комментирует Сергей Миронов, омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы и основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба».
По его словам, в последние годы на российском ресторанном рынке сложилась сложная ситуация — существующий налоговый режим «по-настоящему душил нашу отрасль». «Основная проблема была в том, что на выходе продукция ресторанов облагалась НДС 20%, в то время как на входе НДС практически не было. Дело в том, что большинство поставщиков у рестораторов ООО (они работают по упрощенке), часть ИП (они также не платят НДС), есть немногочисленные поставщики-сельхозпроизводители (они имеют НДС 10%)», — поясняет Миронов.
НДС для рестораторов превращался почти в налог с продаж, продолжает эксперт. Чтобы выйти из ситуации, у рестораторов было несколько путей: поднимать цены (но это невыгодно), закрывать бизнес или уйти в серую зону, дробя бизнес на множество компаний.
Переговоры федеральных чиновников с рестораторами о снижении НДС шли весь прошлый год. Отрасль сильно пострадала из-за пандемии коронавируса, и бизнесу требовались дополнительные меры поддержки, напоминает Игорь Бухаров, президент Федерации отельеров и рестораторов России.
В марте прошлого года представители ресторанных холдингов передали главе Минэкономики Максиму Решетникову свои предложения по поддержке отрасли. Они предлагали два сценария: ввести специальный режим налогообложения в размере 15% от выручки (за вычетом расходов) или снизить НДС с существующих 20% до 10%. Кроме того, участники рынка просили повысить порог для упрощенной системы налогообложения (УСН) для заведений общепита, работающих по этой схеме, со 150 млн рублей до 800 млн рублей.
Приподнять и сварить: какой режим пообещал инвесторам Владимир Путин на Питерском форуме
Кому не повезло
Сейчас отрасль объединяет более 100 000 предприятий (из них более 10% находятся в Москве), где работает около 3 млн человек, говорит Бухаров. По его оценке, более чем у 80% российских предприятий общепита выручка не превышает 2 млрд рублей в год, а значит, инициатива неизбежно приведет к обелению рынка.
«Новость, безусловно, хороша. В силу специфики ресторанного бизнеса НДС — наиболее несправедливый налог, так как его взаимозачет с поставщиками в большинстве случаев почти невозможен, — радуется Иван Дмитриев, основатель и главный сомелье Why Not Wine Bar & Shop. — А уплата налогов и страховых взносов с фонда оплаты труда — также одно из наиболее критичных финансовых обременений. Все это вынужденно сказывается как на ценообразовании для конечного потребителя, так и на конкурентных возможностях самого бизнеса».
«Замечательная инициатива, которая способствует выведению индустрии из серой зоны. Все хотят жить спокойно и платить налоги, но проблема в том, что ресторанный бизнес не имеет входящего НДС. Путин внес эту инициативу, потому что хочет, чтобы вся индустрия вышла из тени. Это, безусловно, хорошо для компаний с большими оборотами. Я в восторге и хлопаю в ладоши», — говорит Борис Зарьков, основатель и CVO ресторанного холдинга White Rabbit Family.
Но есть и другая точка зрения. «Мы участвовали в процессе работы над этой инициативой, — делится с Forbes основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. — Делали финансовые модели. Тем удивительнее было для нас и еще двух российских компаний — «Росинтер» и «Шоколадница» — узнать, что на наш бизнес она не распространяется. Как будто бы у нас другая аренда, другой НДС, другие сотрудники. Вся наша вина лишь в том, что мы активно росли и превысили оборот в 2 млрд рублей».
Представители сетей «Шоколадница», «Росинтер», Ginza Project на запросы Forbes не ответили.