«Ты не представляешь, — говорит мне официант Хусейн, жадно запихивая в пасть кусок сочной говядины, — что творится в самых крутых «оллинклюзивах», тех, что по пять звезд!» Хусейн два года отработал в довольно престижном немецком отеле, он знает, о чем говорит. Я, конечно, тоже знаю, что Хусейн — клинический врун, но нечто подобное я уже слышал и от других. Вы ведь помните про цены на говядину, о которых я рассказывал неделю назад? Так вот, чтобы избежать огромных затрат, чтобы получить приличную прибыль, многие заведения — в том числе и отели — используют вместо говядины... ослятину! Да-да, я не шучу и не вру — самую натуральную ослятину! Бедненький маленький ослик в умелых руках становится настоящим деликатесом. Вообще, конечно, ослик — культовое, тотемное животное турецкого общепита. Мы тут сами все — ослики.
Я с упорством, достойным лучшего применения, бьюсь головой об стену, пытаясь навязать свой взгляд на качество, персонал, упрямо упираясь всеми конечностями, но тянет меня назад. Приглашенные из России «звезды» тоже не отстают. Накануне мой шеф-повар Володя заявил, что увольняется. Он больше не может находиться на одной кухне с турками. Они не признают его начальником, говорят за его спиной по-турецки (это, надо думать, самое серьезное преступление), а когда он отлучается, коварно используют заготовленные Вовой продукты не по назначению. Например, сварит он картошечки для салата оливье, а коварные турки увидят ее, обрадуются, да и пошинкуют в какую-нибудь расово неверную еду. Так и живем. Точнее жили, ибо теперь Вова пакует чемоданы, а я готовлюсь к переезду из-за стойки менеджера на кухню. Играть в русскую рулетку, выписывая нового профи с Родины, я не готов: дорого и никаких гарантий. Я ведь тоже ослик. Если сказал, что ресторану с русской кухней на побережье быть, значит он будет. Конечно, у меня нет дипломов и регалий, как у Володи, но я умею готовить — очень даже неплохо, а кухня ресторана отличается от вашей домашней кухни только большей технологичностью. Это, конечно, тонкая наука, но постичь ее — хотя бы приблизительно — можно. Именно потому я и торчу в ресторане круглые сутки, слежу во все глаза за всеми работниками. Не для того, чтобы уличить их в чем-то. Но для того, чтобы научиться.
И чем глубже я погружаюсь в систему работы ресторана, чем больше узнаю о том, как управлять бизнесом вообще и персоналом в частности, тем больше сочувствую нашему премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину. Неожиданный переход, верно? На самом деле ничего такого: просто именно его чаще других упрекают в том, что все нынешние беды России — от чрезмерной централизации власти, от «ручного управления» большими и маленькими осликами, министрами, олигархами, директорами заводов и простыми дворниками. На самом же деле, понимаю я теперь, система эта самая эффективная. Просто требует от своего создателя полной отдачи, круглосуточной работы и бесконечной бдительности. За три месяца я дважды брал выходные. И оба раза в обязательном порядке случалась какая-то фатальная ерунда. Персонал начинал ссориться, пропадали продукты, деньги и спиртные напитки. Наутро ко мне выстраивалась очередь жалобщиков: все, за редким исключением, начинали кляузничать друг на друга, обвиняя коллег во всех мыслимых смертных грехах. Могу себе представить, что творится на заседаниях правительства, когда г-н Путин приезжает из отпуска!
А теперь немного интерактива. В комментариях к моей последней колонке некая мудрая барышня попеняла мне: дескать, сам виноват, не умею строить бизнес, а потом жалуюсь. Нельзя, мол, превращать бизнес в игрушку. Ну и все такое прочее. Что можно ответить? Хочу — превращаю. Это мой бизнес. Я играю всю жизнь, играю в свою жизнь. Мне нравится создавать трудности, а потом их мужественно преодолевать. Мне нравится быть осликом. А прочие ослики, которые вокруг меня, на моем ручном управлении, живут неплохо: они вовремя получают зарплату, имеют неплохие условия. В Турции, например, почти весь персонал — сезонные рабочие, приезжие из дальних регионов, где нет туризма, нет постоянных источников дохода. Так вот по неписаным законам бизнеса работодатель ОБЯЗАН предоставить своим работникам жилье. Не место в подвале, прошу заметить, а жилье. Нормальное, с мебелью, кондиционерами и стиральной машинкой. Такая вот социальная ответственность бизнеса. И всех, кстати, подобная ситуация устраивает.