К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему в России производителей меньше, чем продавцов

Почему в России производителей меньше, чем продавцов
Предприниматель, недавно запустивший кустарное производство, делится своим опытом

С Алексеем Мухиным я познакомилась, когда он руководил отделом продаж в компании, специализирующейся на информационных технологиях. В 2010 году Алексей начал свое дело. Каждое утро он ездит из Москвы в Подольск, где на территории бывшего оборонного гиганта расположено небольшое производство. Его компания «Стено» выпускает дефлекторы для автомобилей (защита окон от ветра и дождя) под одноименной маркой. Начали в июле. Осенью, в пик сезона, появились первые заказы на крупные партии, вышли на текущую окупаемость.

Наемных сотрудников нет. Все четыре партнера-учредителя сами работают руками. За время нашего разговора Алексей наштамповал десяток аксессуаров для «пятерки». Второй совладелец в это время упаковывал готовые изделия, двое других партнеров отсутствовали — поехали обмерять «пежо»: фирма расширяет модельный ряд.

«Вы часто сталкиваетесь с тем, что люди сейчас производство с нуля запускают? — спрашивает меня Алексей. —  Производство начинают те, кому что-то хочется делать руками, миллионов на этом не заработаешь».

 

Я инженер АСУ по образованию, после уроков труда и некоторых студенческих подработок руками вообще не работал. Почему я всем этим занялся? Во-первых, надоело сидеть в офисе. Во-вторых, всю жизнь результат моей деятельности был виртуальным — пиксели на экранах, — захотелось руками делать что-то осязаемое. Доктора же говорят: человеку для здоровья нужна предметная деятельность.

Дефлекторами занялись, потому что родственник, он же один из компаньонов, раньше работал в фирме, которая их производила, знал, что спрос есть. А отечественных производителей остались единицы. В Рязани делают литые дефлекторы — там запуск новой модели занимает много времени, поскольку нужна сложная литая форма. Остальные фирмы занимаются термопрессовкой: разогревают лист оргстекла, помещают между нижней и верхней формой и прессуют. Но очень сильно подорожало оргстекло. Условно говоря, лет десять назад оно стоило 300 рублей за лист, из него получалось 10 комплектов, каждый из которых продавали по 180 рублей. А сейчас лист стоит 1200 рублей, себестоимость одного стекла — 120 рублей на комплект, а оптовые цены на дефлекторы для отечественных машин —  130-150 рублей, так что большинство компаний ушли с этого рынка.

 

Мы нашли другой материал — HIPS, другую технологию — вакуумную формовку, по которой гораздо проще делать формы. У нас запуск одной модели в производство занимает около 50 часов. Запустили уже порядка 20 моделей. Пик продаж дефлекторов — осень и весна. Не в сезон можем формовать что угодно.

Помещение нашли достаточно быстро: забили в интернете «производственные помещения, аренда». В Москве дорого, а в области дешевле, и их достаточно много. За все про все — 55 000 рублей в месяц.

 

Денег даже на развитие никто не дает. Я заходил в банк — говорят, у тебя положительного баланса нет. А когда будет положительный баланс, мне деньги от банка будут и не нужны. Так что все на свои деньги. В общей сложности со всем оборудованием и расходными материалами вышло чуть меньше 2 млн рублей. Когда отобьется — не знаю.

На все грабли, которые бывают, наступили. Промахнулись со сроками. Несколько причин. Всю электрику пришлось перекидать по новой, вытяжку построить, полы. Отдельная песня — оборудование. Хорошее оборудование дорогое. Китайское — дешевое, но работает ровно на свои деньги. Среднего уровня нет. Вот, например, чудо китайской промышленности, лазерный станок. Есть хорошие отечественные лазерные станки, стоят от 1,5 млн рублей, европейские примерно столько же. Китайский обошелся в 300 000 рублей. С этим лазерным станком мы намучились. Рассчитывали, что станок промышленный, а оказалось, что больше похоже на детский конструктор. Перебирали его уже раза три, у него регулярно что-то ломается.

Так что многое пришлось самим делать - получилось в два раза дешевле, чем если бы покупали бэушное оборудование. Вопрос был не в деньгах, а в том, что не получалось подобрать то, что именно нам нужно. Станки же отличаются форматом, ходом стола, типом нагревателя. Хорошо, когда делаешь бизнес по той специальности, по которой лет десять работал, и знаешь все досконально. Но у меня так не получилось. Рекомендация: если хочешь выбрать оборудование, нужно ехать туда, где это оборудование уже стоит, и разговаривать с людьми, которые на нем работают. С продавцом оборудования разговаривать бессмысленно.

Вот вакуумформовочная машина — наша гордость, сами собрали. Посмотрели чужую машину, сделали свой чертеж. Пневматика итальянская, управление немецкое, железо русское. Программировал я ее, пользуясь советами приятеля, который занимается промышленной автоматизацией. Разводку на нагревательный элемент — это примерно 50 метров провода в мелких керамических изоляторах — один из совладельцев неделю плел сам, мастерицы бисерного плетения отдыхают. Три пакета изоляторов ушло.

Полгода ушло на запуск производства, месяца два — на поиски материалов, потому что в одном месте пообещали, потом выяснилось, что им наши партии неинтересны. То есть пока у них нет заказов, им все интересно, а когда заказы есть, про мелкие партии они забывают. Когда занимаешься небольшим кустарным производством, нужно сразу понимать, что ты никому не нужен, не интересен. Надо забыть сразу, что тебе когда-то кто-то что-то обещал.

 

Основные деньги оседают у оптовиков, у продавцов. Грубо говоря, если брать себестоимость только по цене материалов, изделие обходится нам в 100-110 рублей, оптовик готов брать не дороже 160 рублей, а он перепродает уже мелким оптовикам. В рознице изделие стоит уже от 350 рублей. То есть производитель получает 30 рублей, а посредники — 200 рублей.

Относиться к этому производству как к бизнесу не совсем верно. Хочешь к сорока годам купить Chelsea — занимайся чем-то другим, перепродажей например. Наверное, есть мелкие производства, которые имеют рентабельность, сходную с торговой палаткой. Это не наш случай. Но на жизнь хватает.

И я не жалею ни капли. Интересно придумать, как решить какую-то проблему, идеи искать. Недавно придумали новое изделие — дешевую вазу, которая складывается из пластика, ее можно будет вместе с букетом дарить. Немного доработать технологию осталось, и можно запускать в производство.

Мне работа теперь доставляет удовольствие.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+