Комментарий к предыдущей заметке заставил задуматься о такой теме, как свобода предпринимательства. Нет, речь не пойдет о свободе в смысле знаменитых строк Пушкина: «Темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа».
Все-таки экономическая амнистия в ближайшее время бизнесу, к сожалению, не грозит.
Хотелось бы поговорить о критериях и рамках работы бизнеса, а также о мерах по его стимулированию при помощи права.
Давайте смотреть правде в глаза: действия невидимой руки рынка не всегда справедливы. Довольно часто предприниматели стремятся получить максимум прибыли, невзирая на тот вред, который они причинят конкретным людям и обществу в целом. Именно эта «рука» подает нам салат из давно испортившихся морепродуктов, протягивает со страниц глянцевого журнала пачку сигарет. Именно она тянется к нам за пятитысячной купюрой в кабине такси, услуги которого в очередной раз взлетели в цене то ли в связи с московским терактом, то ли из-за питерского «конца света».
Что уж говорить о трудовом законодательстве. Никогда не забуду, как один директор крупного завода из Свердловской области с блеском в глазах рассказывал о своей поездке в Китай: «Там ведь рабочие спят прямо в цехах, да еще работают за плошку риса в день и какие-то копейки в конце месяца!!!»
Опыт становления капитализма в новое время показал, что если не устанавливать определенные рамки и пределы предпринимательской деятельности, это начинает причинять вред всему обществу, тормозя его развитие и дестабилизируя ситуацию, что может привести и к социальным волнениям.
Конечно, далеко не все предприниматели мечтают обманывать потребителей и наживаться на человеческом горе и страданиях. Но если среди них окажется хоть несколько готовых на такое ради резкого снижения стоимости своих товаров, это либо разоряет остальных, либо подталкивает их к использованию таких же «бизнес-приемов».
Мировая практика выработала два основных способа сдерживания ретивых предпринимателей: государственное регулирование и общественный контроль. В первом случае речь идет о всевозможных нормативных актах и контролирующих органах, во втором — об обществах по защите прав потребителей, профсоюзах и т. п.
Давайте обратим внимание именно на государственную роль, тем более что как раз здесь и задается тон в налаживании взаимоотношений с предпринимателями. В конце концов, государство принимает законы, на основе которых и развивается бизнес.
Итак, в законах устанавливаются границы дозволенного для предпринимателей и предусматривается порядок контроля за соблюдением введенных правил. Казалось бы, этого достаточно, беспринципные бизнесмены усмирены, цель достигнута. Но здесь нас подстерегает другая опасность — чрезмерное регулирование предпринимательской деятельности. А ведь это ведет к сдерживанию активности бизнеса, снижению экономических показателей. А также, кто бы удивлялся, к росту коррупции — если установлены жесткие правила, не позволяющие развиваться предприятию, проблема будет решаться при помощи извращенной формы государственно-частного партнерства, то есть взятки. Последнее обстоятельство приводит к тому, что даже в условиях жесточайшего регулирования «щедрые» предприниматели могут вовсе не соблюдать запреты и ограничения. Жесткость законов ведет к обратному эффекту, а от этого уже страдают обычные потребители и сотрудники компаний.
Если государство чрезмерно регулирует сферу предпринимательства, никакой свободы у нас не будет. Устанавливаются лишь ее рамки. А ведь это не одно и то же. Помните анекдот про то, как пациентов одной больницы заставляли нырять с вышки в бассейн без воды? Так и здесь: бассейн построили — куда ни глянь, всюду всевозможные запреты, ограничения и контролирующие органы, — а вот воды, то есть свободы, что-то не наблюдается.
Эти ограничения везде, причем все они довольно логично обосновываются государством. Вспомним хотя бы ресторанный бизнес. Злые языки утверждают, что для открытия ресторана или кафе в Москве необходимо не менее одного года. И все это время уходит на получение всевозможных разрешений.
Возникает вопрос: как совладать с чрезмерным регулированием? Это непросто. За двадцать лет становления современного российского законодательства, регулирующего бизнес-процессы, сложились не только подходы к регулированию предпринимательской деятельности, сложились чиновничьи группировки, привыкшие устанавливать нормативные барьеры в целях вымогательства взяток у предпринимателей.
Так что же, опустить руки и ничего не делать? Возможно, стоило бы начать с того, что на законодательном уровне установить принципы взаимоотношения бизнеса и государства, а также критерии, которым должны соответствовать и законы, и различные положения и инструкции, имеющие отношение к предпринимательской деятельности. К сожалению, эти аспекты до сих пор остаются неурегулированными: Гражданский кодекс регламентирует взаимоотношения между равными субъектами — теми же предпринимателями, а нормы Конституции зачастую носят слишком общий характер.
Ну а потом можно было бы провести своеобразную ревизию огромного числа нормативных актов, чрезмерно регулирующих предпринимательскую сферу.
На мой взгляд, это первые и очень важные шаги, которые нужны нам для того, чтобы развивался бизнес, создавались новые предприятия, а с ними и рабочие места. Чтобы у чиновников не было законного права по надуманному поводу ставить препоны на пути развития бизнеса.
Может быть, тогда у нас и появится настоящая, а не декларируемая свобода предпринимательской деятельности. Не все же с вышки в пустой бассейн прыгать…