Почему Россия не поддержала Пакт во имя будущего ООН, принятый на саммите в Нью-Йорке
На фоне нарастающих глобальных проблем генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в 2021 году представил программу «Наша общая повестка» и заявил о необходимости проведения Саммита будущих поколений. Предполагалось, что там страны смогут осмыслить современные проблемы человечества и обозначить пути их преодоления. Итогом подготовки стало мероприятие, прошедшее 22-23 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
После 18 месяцев предварительных обсуждений и двух дней работы саммита представители 143 стран приняли Пакт во имя будущего с двумя приложениями: Глобальный цифровой договор и Декларация о будущих поколениях. 15 государств воздержались от одобрения документа, семь высказались против — в их числе Россия, Белоруссия, Иран, КНДР, Никарагуа, Сирия и Судан.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин в своем выступлении пояснил участникам форума, почему страна не поддержала документ. По его словам, разработка текста соглашения велась без участия всех стран. Кроме того, Россия предлагала поправку к документу о невмешательстве ООН во внутренние дела других государств, которая не была принята.
«Россия дистанцируется от консенсуса по этому документу и по Глобальному цифровому договору, особенно в том, что касается положений о разоружении, вопросе участия неправительственных организаций в работе ООН и Управления верховного комиссара по правам человека», — заявил Вершинин.
Ранее представители России уже отмечали на площадке ООН, что некоммерческие организации на международных переговорах лоббируют интересы развитых стран, а не представляют независимую точку зрения.
Пакт о действиях
Пакт включает в себя действия, которые необходимо предпринять человечеству, чтобы «добиться такого мира, в котором царят безопасность, мир, справедливость, равенство, инклюзивность, устойчивость и процветание, — мира, в котором благополучие, защищенность и достоинство, а также здоровье планеты обеспечены для всего человечества».
На пути к лучшему будущему авторы документа предлагают странам выполнить 56 действий в таких областях, как устойчивое развитие и его финансирование, международный мир и безопасность, наука, технологии и инновации, цифровое сотрудничество, молодежь и будущие поколения, трансформация глобального управления. В числе прочих действий указаны следующие: реформировать Совет Безопасности ООН, мобилизовать ресурсы для устойчивого развития, разработать эффективную систему социальной защиты населения, оказывать финансовую помощь странам в случае угрозы продовольственной безопасности, установить новый объем коллективной поддержки развивающихся стран в условиях изменения климата в размере $100 млрд в год, обратить вспять потерю биоразнообразия.
Действия должны помочь государствам достичь целей устойчивого развития ООН. Они были приняты в 2015 году и к 2030 году ожидалось их выполнение, но предварительное подведение итогов в 2024 году показало: вряд ли цели будут достигнуты в срок.
Между тем, по мнению председательницы общественной Коалиции за устойчивое развитие страны Нели Рахимовой, Пакт вызвал много вопросов у представителей независимых организаций. «В ходе переговоров первоначальный проект документа был существенно ослаблен в своих формулировках. Например, в итоговой версии был удален параграф о потенциальном негативном влиянии изменения климата на поддержание мира, а также параграф о рисках, связанных с неправомерным использованием цифровых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии и искусственный интеллект», — пояснила эксперт.
По ее мнению, самой амбициозной частью документа остается готовность к реформированию Совета Безопасности, с признанием необходимости сделать его более представительным, инклюзивным, прозрачным, действенным, эффективным, демократичным и подотчетным. Согласно Пакту, Совет Безопасности может быть расширен за счет включения большего числа представителей Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Карибского бассейна.
Глобальный цифровой договор
В этом договоре обозначена необходимость контролировать интернет на международном уровне с учетом мнения заинтересованных сторон, а также «усилить международное регулирование в отношении искусственного интеллекта на благо человечества».
«Мы признаем, что темпы и мощь новых технологий создают новые возможности, но и новые риски для человечества, которые сложно оценить в настоящее время. Мы признаем необходимость выявления и снижения рисков, а также контроля за использованием технологий для достижения целей устойчивого развития и соблюдения прав человека», — говорится в документе.
Согласно договору, к 2030 году к сети Интернет будут подключены оставшиеся 2,6 млрд человек, а также все школы и больницы в мире. Соглашение предполагает, что цифровые технологии должны быть доступными, энергоэффективными и сохранять окружающую среду. Актуальность последней цели будет нарастать в ближайшее время. Дело в том, что цифровые инновации требуют большого количества воды для охлаждения систем. Кроме того, использование цифровых систем увеличивает выбросы парниковых газов: многие дата-центры получают энергию от угольных ТЭЦ и дизельгенераторов. Согласно подсчетам журналистов Guardian, выбросы парниковых газов при работе центров обработки данных, вероятно, на 662% выше, чем утверждают крупные технологические компании, а значит, оказывают заметное влияние на изменение климата. По данным Международного энергетического агентства, в 2022 году на центры обработки данных уже приходилось от 1% до 1,5% мирового потребления энергии, и это было до того, как начался бум искусственного интеллекта после запуска ChatGPT.
Еще один документ — Декларация будущих поколений — обозначил ответственность перед людьми в будущем. «Дети и молодежь являются проводниками перемен. Необходимо наладить диалог и взаимодействие между поколениями, в том числе с детьми, молодежью и пожилыми людьми. Их мнение должно учитываться в нашей политике и процессах принятия решений в целях обеспечения потребностей и интересов будущих поколений», — говорится в документе.
Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Михаил Юлкин в комментарии Forbes отметил, что Пакт и его приложения охватывают слишком широкую повестку. «Призыв учитывать интересы потомков все понимают по-разному. Кто-то хочет оставить им великую империю, кто-то думает об экономическом могуществе и технологическом превосходстве и тоже клянется великим будущим своей страны. Кто-то пытается вернуть своей стране былое величие, чтобы потомки гордились и вспоминали добрым словом. Апелляция к потомкам — это такая же абстракция, как и человечество в целом. Даже борьба за мир во всем мире как лозунг звучит честнее и привлекательней», — считает эксперт.
Юрист, участник процессов по защите прав россиян в Европейском суде по правам человека Кирилл Коротеев отметил Forbes, что принятый Пакт не повлияет на судебные иски и международное право. «Декларация глав государств содержит много хороших слов, но не нормы права. Они есть в Рамочной конвенции по изменению климата и в Парижском соглашении, а также других договорах», — сказал Коротеев.