К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Суверенная повестка: могут ли в России появиться свои цели устойчивого развития

Открытие второго саммита по целям устойчивого развития  (Фото Getty Images)
Открытие второго саммита по целям устойчивого развития (Фото Getty Images)
Новый представитель президента Путина по связям с международными организациями Борис Титов заявил, что России вместо принятых целей устойчивого развития ООН понадобятся собственные — национальные. Насколько необходима такая инициатива и как она коснется бизнеса, в колонке для Forbes рассуждает председательница гражданской российской Коалиции за устойчивое развитие страны Неля Рахимова

Когда появились цели устойчивого развития

Впервые страны признали на политическом уровне необходимость глобальных действий для устойчивого развития в 1992 году. Это вопрос активно обсуждался в 2000 году на Саммите тысячелетия ООН, а в 2001 году страны-члены организации приняли Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Их реализация обеспечивала социально-экономический прогресс в развивающихся странах. Горизонт планирования этих целей ограничивался 2015 годом. 

За три года до истечения этого срока  представители стран, в том числе России, начали работу над новыми целями — «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития» (Повестка), которая уже предусматривала совместные действия всех стран. Соглашение одобрили на генеральной ассамблее ООН в 2015 году. Согласно документу, государства договорились достичь 17 целей устойчивого развития (ЦУР) к концу 2030 года. Цели предусматривают борьбу с бедностью, доступ к чистой питьевой воде, образованию, а также равноправие, сохранение климата и биоразнообразия, соблюдение прав человека. Цели — амбициозная глобальная политическая повестка, которая предполагает, что лидеры государств и лица, принимающие решения, сделают все возможное, чтобы люди могли жить в достатке, мире и процветании, а природных ресурсов хватило следующим поколениям. 

Чтобы следить за прогрессом в преобразовании мира, державы договорились ежегодно встречаться и обсуждать несколько приоритетных целей на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию. Мероприятие 2024 года проходит в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 8 по 18 июля. Представители стран обсуждают прогресс по пяти целям: повсеместной ликвидации нищеты во всех ее формах, ликвидации голода, борьбы с изменением климата, содействию построению миролюбивых и открытых обществ, укреплению партнерства для достижения устойчивого развития. Делегация России также принимает участие в форуме.

 

Могут ли быть в России суверенные цели устойчивого развития

Россия на многих международных встречах декларировала приверженность Повестке. Пик интереса к целям пришелся на 2020 год. Тема устойчивого развития тогда появилась в отечественном медиапространстве. Кроме того, Счетная палата оценила достижения России в области ЦУР, Росстат выпустил статистический сборник о реализации целей, а представители Минэкономики принимали участие в форумах ООН по устойчивому развитию. Крупнейшие российские предприятия, такие как «Газпром», «Лукойл», «Русгидро» и др., активно определяли близкие себе цели и вписывали их достижение в бизнес-стратегии. Аналитический центр при президенте подготовил «Добровольный национальный обзор по реализации ЦУР», а в июле 2020 года глава Минэкономразвития Максим Решетников представил доклад международному сообществу на очередном Политическом форуме высокого уровня.  

Однако обычно государственные отчеты носят хвалебный характер, поэтому гражданское общество готовит собственный анализ достижения целей. Россия не стала исключением. В том же 2020 году появилась независимая Коалиция гражданского общества за устойчивое развитие России, которая выпустила отчет по ЦУР. Он был обнародован на том же форуме, что и официальный документ. Гражданское общество и государство разошлись в оценке прогресса России в достижении Целей устойчивого развития ООН.

 

Однако движение России в направлении ЦУР внушало надежду. В декабре 2020 года в стране появилась должность специального представителя президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, ее занял Анатолий Чубайс. Это позволяло считать, что Повестка станет частью государственных программ и на международной арене появится лицо, представляющее позицию страны по данному вопросу. 

Но несмотря на это, время от времени в России звучало мнение, что международные ЦУР не соответствуют потребностям страны, более того, они разрушают ценности традиционной семьи и намеренно ограничивают промышленные выбросы в воздух вместе с экономическим подъемом страны. В 2022 году Россия и Китай выпустили совместное заявление об особом понимании устойчивого развития. Однако в 2023 году представитель России на Саммите ООН по ЦУР вице-премьер Алексей Оверчук сделал заявление о приверженности страны международным подходам в преобразовании мира.

Вместе с тем новый представитель президента по связям с международными организациями Борис Титов отметил, что России нужны собственные цели развития, потому что существующие дают конкурентные преимущества западным компаниями на международном рынке. Бизнес-омбудсмен в 2024 году занял должность, которую ранее занимал Анатолий Чубайс.

 

У ряда экспертов эта инициатива вызвала вопросы, ведь международные цели были созданы при участии России, а отечественные дипломаты «последовательно выступали за комплексный, всеобъемлющий и деполитизированный подход к реализации Повестки, включая универсальные и неделимые цели устойчивого развития». Они отстаивали включение определенных задач и показателей в отчетность по ЦУР на этапе их согласования. Кроме того, согласно Повестке, страна обладает возможностью определять приоритеты в их достижении.

Цели устойчивого развития — в России прерогатива бизнеса 

ООН рекомендует всем странам-членам вовлекать в работу по реализации ЦУР гражданское общество, бизнес, законодательную и исполнительную власть, ученых и даже простых людей. Но в России наблюдается иной выраженный тренд: бизнес подхватил флаг устойчивого развития и наиболее активно поддерживает его в общественном дискурсе. 

Минэкономразвития, вместо того чтобы внедрять Повестку в работу всех министерств, фокусируется на разработке стандартов отчетности по ЦУР для бизнеса. Это отражается и на международных площадках: на региональных форумах по устойчивому развитию ООН делегация России является одной из самых многочисленных, но чаще всего в состав участников переговоров входят представители крупного бизнеса и госорганов и никто более. 

Поэтому назначение Титова, который на протяжении многих лет был омбудсменом бизнеса, на эту должность кажется продолжением уже сложившийся в России традиции продвижения крупного бизнеса на международной арене.

Из ряда заявлений Титова может создаваться впечатление, что ESG — и есть повестка в области устойчивого развития или ЦУР. Это не совсем верно. ESG — всего лишь один из многих инструментов достижения устойчивого развития, совокупность аспектов, включающих экологические, социальные и управленческие корпоративные вопросы, которые учитываются в работе бизнеса. На практике «устойчивые» корпоративные стратегии часто являются однонаправленными или представляют собой так называемый ЦУР-вошинг, или SDG washing (от англ. sustainable development goals), этот термин применяется к компаниям, которые используют эти ценности в качестве витрины, чтобы создать обманчивое представление о своих экологических и социальных воздействиях.

 

Успехи России в Повестке

Сегодня Россия на различных международных переговорах пытается блокировать решения в тех или иных аспектах устойчивого развития. Например, на международных переговорах по климату Россия настаивает на возможности привлечения инвестиций в сектор ископаемого топлива в целях обеспечения энергобезопасности, хотя необходим скорейший отказ от использования угля и нефти в энергетике. Похожая ситуация наблюдается на международных переговорах по решению глобальной проблемы пластикового загрязнения. Представители России также противодействуют запрету и сокращению производства пластика, продвигая идею сбора пластиковых отходов и их переработки. Однако такой подход вряд ли позволит избавиться от загрязнения: пока не более 10% выпускаемой пластмассы удается собрать.

Кроме того, Россия вместе с Китаем, Боливией и несколькими другими странами (документ есть в распоряжении Forbes) считает, что работе ООН и достижению ее целей мешает участие неправительственных организаций в переговорном процессе. По мнению авторов документа, неправительственные организации в основном спонсируются развитыми странами и лоббируют их интересы.

В последние годы заявления Российской Федерации на площадках ООН по устойчивому развитию часто  дублируют риторику Беларуси, Северной Кореи, Венесуэлы, Ирана. Эти страны заявляют, что наложенные санкции не дают возможности реализовывать ЦУР в стране, поэтому у международного сообщества не должно быть больших ожиданий по прогрессу в области устойчивого развития до снятия ограничений.

Тем не менее, согласно международному индексу ЦУР 2024 года, Россия занимает 56-е место среди 167 стран и находится в рейтинге между Доминиканской республикой и Черногорией. При этом 43,8% рассматриваемых в докладе индикаторов ЦУР уже достигнуты Россией или, скорее всего, будут достигнуты к концу 2030 года. Среди них такие показатели, как уровень безработицы, снижение детской смертности, присутствие женщин на рынке труда, доступ к мобильной связи. По 28,8% показателей имеется очень ограниченный прогресс, и с большой долей вероятности они не будут достигнуты. Речь идет о доли женщин в парламентах, доли населения с базовыми услугами санитарии (оборудованные туалеты), промышленном загрязнении воздуха, ​​количестве граждан, находящихся под стражей без вынесения приговора. 

 

При этом по 27,4% показателям наблюдается регресс: снижается продолжительность жизни, доступ к чистой энергетике, ухудшается соблюдение трудовых прав, сокращаются траты на научные разработки, растет коррупция, уменьшается свобода слова, а также стали хуже многие природоохранные показатели, включая выбросы парниковых газов. Надо отметить, что Россия имеет необходимые ресурсы для успешного выполнения ЦУР, если не к 2030 году (с этим проблемы почти у всех стран), но в обозримом будущем. Дело за политическим решением и запросом общества на перемены к лучшему.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+