К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Устойчивые новости: Coldplay хотят спасти планету, а фестивали не оставляют следов

Группа Coldplay (Фото Getty Images)
Группа Coldplay (Фото Getty Images)
Электроэнергия от танцующих фанатов Coldplay и многотысячный фестиваль в Британии без одноразовой посуды: о «зеленых» инициативах в музыкальной индустрии в своей постоянной рубрике рассказывает Катерина Никитина, специалистка по ESG и соосновательница сообщества 1.5 °C DAO

Музыкальная индустрия мало у кого ассоциируется с серьезными климатическими проблемами, а зря. Концерты, туры и тысячи перелетов артистов и их поклонников приводят к миллионам выбросов углекислого газа в атмосферу. Причем сегодня эти выбросы не считает почти никто, и в отличие от больших корпораций, регуляторы и активисты не предъявляют к артистам требований иметь план по декарбонизации (сокращению выбросов СО2). Но некоторые представители сцены и организаторы музыкальных мероприятий все же задумываются о спасении планеты. Или хотя бы о том, как ей не навредить еще больше. 

Музыканты — спасители климата

Шестеро музыкантов создали группу Coldplay в Лондоне в 1998 году. С тех пор состав участников не менялся, зато изменился их «звездный» статус: сейчас это одна из самых продаваемых групп всех времен с результатом 90 млн записей.  Примерно то же самое произошло с климатом. В 1995 году в Берлине прошла первая сессия ООН по вопросам изменения климата. За 25 лет тема климата превратились из повода для обсуждения в узком кругу специалистов в главные темы вечерних выпусков новостей.

Похоже, музыканты и климат не могли не встретиться. В 2021 году участники группы Coldplay заявили, что минимизируют выбросы парниковых газов от гастрольных туров. Спустя три года группа отчиталась о результатах. Последний тур музыкантов «Music of the Spheres» начался в 2022 году и до сих пор продолжается. Однако фанаты рокеров и устойчивого развития уже могут быть довольны: в 2022–2023 годах выбросы углекислого газа от гастролей сократились на 59% по сравнению с аналогичным туром в 2016–2017 годах.

 

Концепция устойчивости Coldplay построена на соблюдении трех принципов: «reduce, reinvent and restore» (от английского — «сокращайте, переизобретайте и восстанавливайте»). Снижения выбросов удалось добиться за счет оптимизации логистики тура. В этом группе помогает компания DHL. Логисты рассчитывают для тура маршруты передвижения, которые сопровождает минимальная эмиссия. Для передвижения по дорогам используются электромобили, а самолеты и морской транспорт в туре заправляют биотопливом. Поиски такого вида топлива не самая простая задача на трассах мира, поэтому Coldplay сразу договорилась о поставках с финской нефтегазовой компанией Neste. Финны одни из немногих в этом секторе, кто всерьез занимается переходом на возобновляемые источники энергии. Впрочем, такое сотрудничество группе простили не все: активисты называли Coldplay «полезными идиотами», которые помогают отмывать репутацию нефтяной компании.

Фанаты на концерте Coldplay (Фото Getty Images)

Однако в показатели выбросов не были включены поездки фанатов к местам проведения концертов. Группа пока только призывает поклонников сокращать углеродный след, и фанаты слушают кумиров. Треть посетителей добираются до концертов на общественном транспорте, а 4% — пешком или на велосипеде. По данным, собранным во время последних гастролей, выбросы от каждого зрителя сократились в среднем на 48% по сравнению с предыдущим туром. 

 

В качестве иллюстрации принципа «переизобретайте» во время концертов Coldplay используются созданные на заказ кинетические танцполы. Они состоят из плит из переработанного пластика. Энергия пляшущих на покрытии фанатов преобразуется в электричество, которое используется на концерте. В зале работает информационная панель, где отражены данные: сколько энергии пляшущие фанаты уже сгенерировали. Для наиболее выносливых зрителей предусмотрены велотренажеры. Механизм также служит для получения энергии. Полвека назад Аркадий Райкин читал в монологе: «Вот балерина крутится, крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепить ее к динамо — пусть ток дает в недоразвитые районы». Кажется, у Coldplay получилось исполнить рационализаторскую мечту советского сатирика.

Для выполнения принципа «восстанавливайте» группа пошла по более традиционному пути и высадила деревья: по одному на каждый проданный билет. Посадкой растений на средства музыкантов занималась некоммерческая организация One Tree Planted. На сайте организации можно увидеть: деревья растут по всему миру, включая США, Австралию, страны Азии и Южной Америки. Кроме того, Coldplay оплатила работу двух автоматических перехватчиков мусора для Ocean Cleanup River — некоммерческой организации, разрабатывающей технологии по извлечению пластика из океанов и рек.

Глобально на спасение планеты усилия группы вряд ли повлияют, но Coldplay задает тон и показывает, что каждый бизнес в силах сократить выбросы. Даже если свой низкоуглеродный тур они делают ради пиара (и про него действительно много в связи с его экологичностью пишут), это полезный для Земли пиар.

 

Показательно, что группа не прибегает к офсетам (покупка углеродных единиц от климатических проектов по поглощению углекислого газа), то есть не компенсирует выбросы за счет финансирования других проектов, как поступает, например, Тейлор Свифт. Компенсациям сообщество специалистов доверяет в гораздо меньшей степени и считает их возможными, когда нет других вариантов. Coldplay демонстрирует в том числе Свифт, что варианты есть. Это честные шаги по снижению собственного углеродного следа — сложные, но, как мы видим, приводящие к результатам. Результаты, кстати, верифицированы профессиональным консалтингом, что позволяет им доверять.

Как стараются не наследить на Гластонбери

Не отстает от соотечественников и британский «Вудсток» — многотысячный рок-фестиваль Гластонбери. На днях стало известно, что молочная ферма Worthy, на территории которой фестиваль проводится с 1970 года, занялась внедрением экотехнологий. Там стали перерабатывать биометан, получаемый из коровьего навоза, в водород и графен. Полученный водород будет использоваться для частичного обогрева и электрификации фермы. Графен продадут другим компаниям. Его используют, например, для создания резиновых изделий, аккумуляторов и строительных материалов.

Инициатор новшества — владелец фермы Worthy и сооснователь фестиваля Гластонбери, 88-летний Майкл Ивис. В прошлом году за заслуги перед короной он получил звание сэра. Ивис признает: с точки зрения прямого воздействия на окружающую среду лучше вовсе не проводить фестиваль. Площадку посещают около 200 000 человек в год, и вряд ли каждый посетитель поддерживает исключительно экологичные практики. Однако Ивис успокаивает себя тем, что Гластонбери каждый год зарабатывает £2 млн на поддержку климатических благотворительных организаций, таких как Greenpeace, Oxfam и Water Aid. 

Один из слоганов фестиваля гласит: «Люби ферму. Не оставляй следов». С 2019 года на Гластонбери запрещены одноразовые пластиковые бутылки, а с 2023 года энергию для фестиваля обеспечивают солнечные панели, биотопливо и ветряки, а офисные помещения отапливаются геотермальным тепловым насосом. Выходила даже новость о том, что для выработки электричества на фестивале используется моча посетителей. Впрочем, рядом с ней выходила более обескураживающая новость: в реке рядом с фермой обнаружили опасное для речной экосистемы количество кокаина, который попал туда вместе с мочой посетителей. После этого организаторы стали исследовать состояние близлежащих водных артерий и запретили справлять нужду вне туалетов. Контролирует выполнение ограничения фестивальный патруль. 

Важный источник выбросов Гластенбери — выхлопы автомобилей, на которых приезжают посетители. По некоторым подсчетам, на больших фестивалях они составляют 60–80% от общего объема эмиссии парниковых газов. Чтобы сократить этот показатель, Гластенбери предлагает комплексные билеты с возможностью приехать на фестиваль автобусом. Так, в 2023 году 40 000 человек добрались до фермы общественным транспортом. 

 

Цифр нет, но скоро будут

К сожалению, ни Гластонбери, ни Coldplay не раскрывают объемы выбросов. Поэтому оценить их прямое воздействие на окружающую среду сложно. Несмотря на некоторые положительные примеры, музыкальная индустрия остается непрозрачной с точки зрения парниковых газов, но грядет день раскрытия информации. Массачусетский технологический институт (MIT) готовит исследование. Ученые подсчитают средний углеродный след концертов и туров, а также будут предложены практические решения по снижению воздействия музыкальных мероприятий на окружающую среду. 

Рекомендации будут учитывать и площадки в местных пабах, и стадионы. Coldplay заявлена среди партнеров исследования MIT.  Скрупулезно подсчитанные выбросы от тура группы станут важнейшим источником для исследования. Пока же о растущей популярности «зеленой» повестки среди музыкантов и их поклонников можно судить по такому событию. Музыкальная компания Universal Music Group, сотрудничающая с Тейлор Свифт, Билли Айлиш, Адель и другими топовыми артистами, пару недель назад сформировала «команду глобального влияния» — Global Impact Team. По сути, это отдел устойчивого развития, в задачи которого войдет в том числе оказание благоприятного влияния музыкантов на экологию. Если такие гиганты прыгают в этот поезд, скоро он помчится на всех порах.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора


 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+