К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Устойчивые новости: Тейлор Свифт бесит «зеленых», а ЕС запрещает рабский труд

Тейлор Свифт во время выступления на концерте в рамках тура. Фото: Eras. AP/TASS
Тейлор Свифт во время выступления на концерте в рамках тура. Фото: Eras. AP/TASS
Станет ли капитализм более гуманным благодаря новому закону ЕС о рабском труде и причем тут гибель работников ткацкой фабрики в Бангладеш, почему Тейлор Свифт взбесила «зеленую» общественность и как заводы-гиганты «поджаривают» планету, — о новостях из мира устойчивого развития рассказывает Катерина Никитина, специалист по ESG и соосновательница климатического сообщества 1.5°C DAO

Как трагедия в Бангладеш повлияла на европейский бизнес

Специалистам в области устойчивого развития, помимо прочего, приходится разбираться в «алфавитном супе» различных инициатив. Только в сфере отчетности их существует пара десятков — от CDP (Carbon Disclosure Project — проект по раскрытию информации о выбросах углерода) до ТСFD (Task Force on Climate-related Financial Disclosures — целевая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата).

Однако новая директива, принятая на прошлой неделе парламентом ЕС, выделяется даже на фоне этого разнообразия. Во-первых, длиной своего названия — Corporate Sustainability Due Diligence Directive (CSDDD), что переводится как «Директива о комплексной проверке корпоративной устойчивости». Во-вторых, высоким уровнем требований к бизнесу. «Ты в ответе за все!» — таким слоганом Европарламент мог бы кратко напутствовать бизнес после принятия новых правил. Согласно документу, крупные компании, работающие в ЕС, должны будут разработать и реализовать план перехода к низкоуглеродной экономике. Таким образом, бизнес наконец-то включится в достижение основной цели Парижского соглашения (ПС) — не допустить повышения глобальной температуры выше 1,5 градуса. Если раньше иметь план сокращения выбросов было просто похвально, то теперь это обязательно. В противном случае компанию ждет штраф — до 5% годового оборота. 

Помимо спасения климата, бизнесу придется устранять негативное воздействие деятельности на окружающую среду и не допускать нарушения прав человека. 

 

Парламентарии голосовали по CSDDD в апреле, в ближайшее время директива будет опубликована в официальном журнале ЕС и через 20 дней после этого вступит в силу. У государств ЕС будет два года, чтобы перенести новые правила в свои национальные законы. CSDDD коснется европейских компаний, где работает более тысячи сотрудников, а чистый оборот составляет не менее €450 млн. Но первыми с 2027 года новую отчетность будут подавать бизнес-гиганты с оборотом более €1,5 млрд.

По подсчетам экспертов, напрямую CSDDD затронет около 5500 компаний. Эти компании должны будут внедрять изменения на уровне собственного бизнеса и у всех поставщиков. Крупные производители софта, модной одежды, транспортные компании, банки, пищевые гиганты будут обязаны проверять, соблюдаются ли права работников на плантациях, производящих сырье для них, а также на отдаленных фабриках в цепочках поставок. Сейчас, как бы ни было сложно в это поверить, таких требований к крупным компаниям нет. 

 

Появление новой директивы ЕС связывают с трагедией на фабрике «Рана-Плаза» в 2013 году в Бангладеш. Многоэтажное здание, принадлежащее местному дельцу Сохелю Рана, было построено без соблюдения строительных норм. Внутри размещались пять швейных фабрик, выпускающих одежду, в том числе для европейских брендов: Benetton, Zara, Mango, Primark и других. Однажды в стенах здания появились большие трещины, но владельцы фабрик посчитали это неважным и под страхом увольнения заставили сотрудников выйти на работу. На следующий день строение рухнуло: погибли больше 1000 человек, 2500 получили ранения. Формально европейские дома моды не имели отношения к трагедии, но снова встал вопрос об ответственности бизнеса за своих подрядчиков. День в день, спустя 11 лет после инцидента в Бангладеш, Евросоюз принял новую директиву. Она дает понять бизнесу: нужно следить за соблюдением экологических и правовых норм в цепочках поставок.

Четвертая годовщина обрушения комплекса «Рана-Плаза» в Бангладеш. Фото: Suvra Kanti. Zuma/TASS

Мнимая углеродная нейтральность тяжелой промышленности

Впрочем, пока у корпораций есть возможность вести бизнес по-старому, чем многие и пользуются. 

30 апреля вышло критическое исследование о состоянии дел в области устойчивого развития среди крупнейших компаний по производству стали (изучено 45 фирм), алюминия (12) и цемента (34). Анализ выполнила авторитетная голландская некоммерческая организация World Benchmarking Alliance (WBA, работает под эгидой ООН). По данным WBA, в 2022 году на долю этого сектора мировой экономики пришлось 18% выбросов углекислого газа на планете. Сократить столь существенную эмиссию непросто. Чтобы тяжелой промышленности снизить выбросы, требуются значительные инвестиции в новые технологии, изменения в методах производства, а также трансформация энергетической системы.

 

Аналитики WBA оценили, могут ли эти компании перейти к низкоуглеродной экономике в обозримом будущем. Исследование основано на данных из открытых источников, в том числе годовых отчетов компаний. Среди десятков параметров анализа: наличие у бизнеса климатических целей, объем инвестиций в исследования и разработку устойчивых технологий и материалов, текущие и прогнозируемые тренды по интенсивности выбросов. Максимально компания могла набрать сто баллов, но таких успехов не добился никто. Эксперты пришли к плачевным выводам.

Интенсивность выбросов у компаний отрасли снижается в среднем на 0,8% ежегодно, что четыре раза ниже необходимого темпа для удержания роста глобальной температуры в пределах 1,5 градуса. Выбросы ежегодно надо сокращать минимум на 2,4%. Кроме того, крайне мало компаний (только 24%) вкладывают хоть какие-то деньги в разработку низкоуглеродных технологий. А без этого отказаться от старых, вредных для климата технологий невозможно. Казалось бы, крупные промышленники могли бы иметь план перехода к низкоуглеродным бизнес-моделям, но и здесь провал: план есть только у 28% компаний. 

Лидером рейтинга стал мексиканский производитель цемента Cemex (15-е место в рейтинге Forbes Top Regarded Companies в 2019 году, выручка в 2023 году — $17,4 млрд), но это сомнительная победа. Cemex — лучший из худших: 56 баллов из 100 возможных. Скромные успехи и обязательства компании выглядят так: стать углеродно-нейтральной к 2050 году, заместить треть топлива альтернативными видами, для производства цемента фирма уже получает 30% энергии от возобновляемых источников.

В списке есть также четыре российских компании: НЛМК — 45-е место, «Русал» — 46-е место, «Северсталь» — 51-е место, «Цемрос» (ранее «Евроцемент групп») — 89-е место. Ниже в списке только две китайские компании. Претензии к компаниям следующие. Например, цели по снижению выбросов НЛМК не соответствуют выполнению целей ПС. У «Северстали» с целями снижения выбросов лучше — они почти укладываются в траекторию ПС. Но ни у одной из компаний нет четкого плана достижения этих целей. Практически последнее место в рейтинге у «Цемрос» связано с тем, что аналитикам не удалось найти у компании климатических планов и отчетности об интенсивности выбросов. Как отмечается в исследовании, в адрес фирм отправляли итоги рейтинга с тем, чтобы бизнес мог предоставить недостающие данные. 

Почему климатические активисты не любят Тейлор Свифт

Но кому интересны провальные планы производителей цемента и алюминия, когда найдена главная «виновница» климатических изменений — Тейлор Свифт. В 2024 году певица стала первой певицей, попавшей в список богатейших исключительно за счет доходов от творчества. По данным Forbes, состояние исполнительницы составляет $1,1 млрд.

 

В Bloomberg вышла статья, анализирующая полеты певицы на частных самолетах. В 2023 году Свифт провела в воздухе 364 часа, что привело к выбросам в атмосферу 1216 т углекислого газа. Столько же выбрасывает за год коллектив из 81 американца. Это не первая попытка аналитиков и прессы пристыдить звезд за использование частных самолетов. В 2022 году британское PR-агентство Yard провело аналогичный анализ. На первом месте в списке звезд с самыми большими выбросами от перелетов оказалась та же Свифт — 3000 т эмиссии углекислого газа. За ней следуют репер Дрейк, боксер Флойд Мейвейзер, Jay-Z и Ким Кардашьян. Сравнивать цифры Bloomberg и Yard некорректно из-за разных методик расчетов.

Но злиться есть на что, независимо от способа подсчета. На одного пассажира частного самолета приходится в 5–14 раз больше выбросов углекислого газа, чем на одного пассажира коммерческого рейса, и в 50 раз больше, чем на одного пассажира поезда. Кроме того, частные самолеты раздражают борцов за справедливое распределение ответственности за изменения климата: всего 1% населения является причиной 50% глобальных авиационных выбросов, не в последнюю очередь из-за джетов. Недовольные происходящим активисты из Greenpeace и Extinction Rebellion стали все чаще атаковать аэропорты, принимающие частные рейсы. 

Чтобы снизить накал недовольства, представители Тейлор Свифт накануне прошлогоднего мирового турне заявили, что певица компенсировала выбросы углекислого газа от своих перелетов за счет покупки углеродных офсетов.

Углеродные офсеты — это объем выбросов, который удалось предотвратить благодаря работе климатического проекта. Он выражается в CO2-эквиваленте. Свифт купила углеродные офсеты, которые приведут к поглощению из атмосферы количества углекислого газа, вдвое превышающего количество выбросов от полетов. По мнению представителей певицы, таким образом ее перелеты не только не вредят окружающей среде, но и являются «углеродно-отрицательными», то есть идут во благо.

Фото: Alex Brandon, AP/TASS

Углеродные офсеты — это механизм компенсации выбросов углекислого газа путем финансирования проектов, направленных на сокращение или поглощение эквивалентного количества углерода. С одной стороны, в них есть рыночная логика: если ты не можешь сократить свои выбросы в рамках текущих практик, заплати другим за ее решение. Направь деньги на восстановление лесов или строительство солнечных электростанций, и, таким образом, общее количество углекислого газа на планете сократится, или как минимум не будет расти. На каждую тонну выброшенного углекислого газа можно купить углеродный офсет, который ее «поглотит». С другой стороны, офсеты снимают ответственность с людей и компаний, использующих экологически грязные практики. Спасти планету от изменений климата таким образом не получится.

 

На какие именно проекты ушли офсеты Тейлор Свифт, журналистам узнать не удалось. Информация о собственниках единиц появляется только тогда, когда они «использованы» (в английском используется термин retired), то есть направлены на конкретный проект. Возможно, певица их еще не использовала, либо сделала это анонимно (в таком случае узнать, каким образом она компенсировала полеты, не представляется возможным).

Было бы здорово, если бы экологические проблемы можно было решить, пересадив одну Тейлор Свифт на поезд. Но, увы, даже если певица будет ходить только пешком всю оставшуюся жизнь, климатический кризис все равно останется с нами. Привлекать внимание к проблеме через селебрити очень важно, но гораздо эффективнее будет направлять гнев на политиков, блокирующих климатические законы, и директоров крупных компаний, отказывающихся от экологичных практик в пользу огромной прибыли.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+