Налог на климат: как миллиардеров могут заставить спасать планету
Как появилась сама идея такого налога
Идея международного налога на миллиардеров витает в воздухе в течение последних лет, но в этом году ее стали озвучивать на уровне G20 — стран с самыми развитыми экономиками мира, к которым относятся США, Китай и Россия. За введение минимальной ставки высказалась нобелевский лауреат в области экономики 2019 года, профессор Массачусетского технологического института Эстер Дюфло (премию она получила за исследования в области проблем бедности). Вслед за Дюфло лоббировать эту идею стали министры финансов Бразилии и Франции. Чиновники предложили ежегодно взимать 2% с состояния богатейших людей планеты и направлять деньги на борьбу с изменением климата и нищетой.
Дело в том, что глобальное регулирование отношений человека и климата опирается на оценки совокупных выбросов парниковых газов стран без полноценного учета уровня развития государств. Нет и более тонкой настройки — разделения объемов выбросов по группам населения в зависимости от их дохода. Учитывается эмиссия углекислого газа от производства, то есть страна — производитель товаров отвечает за поступление губительных для климата газов в атмосферу. Между тем товары, изготовленные в таких странах, продают в государства с более высоким уровнем дохода и потребления. Фактически жители богатых стран провоцируют эмиссию в бедных странах-производителях.
Похожее смещение фокуса ответственности за выбросы происходит на уровне человека. Миллиардер может генерировать небольшой «выхлоп» напрямую, но как потребитель пользоваться товарами и услугами, произведенными со значительной эмиссией парниковых газов. Например, предметы роскоши и перелеты на частных самолетах (и то и другое обеспечивает выбросы парниковых газов) — атрибуты жизни обладателей крупных состояний. С учетом различий в объемах потребления между богатейшими людьми планеты и остальными неравенство в потреблении превращается в неравенство в объемах эмиссии.
По данным некоммерческой организации Oxfam, 1% самых обеспеченных людей мира спровоцировал эмиссию углекислого газа больше, чем 66% населения Земли. В таком случае прогрессивный налог можно было бы расценивать как элемент борьбы с изменением климата. Существующий примитивный климатический менеджмент сложно считать справедливым. Он не справляется с задачей сократить неравенство на планете и сохранить климат.
Решения о регулировании выбросов принимаются на национальном уровне странами, развитие которых отличается в разы. Сотням государств важнее обеспечить население энергией и поднять уровень жизни людей, чем выделать деньги на борьбу с изменением климата. В этих условиях ученые, политики и бизнес ищут способы, которые позволят сохранить благоприятные условия жизни на Земле без усугубления проблемы нищеты. Один из вариантов, лежащий в экономической плоскости, — более справедливая глобальная система налогообложения. Здесь активное обсуждение ведется в трех направлениях: введение минимального налога на международные корпорации, внедрение сбора с цифровых компаний и принятие налога на миллиардеров.
Влияние пандемии на неравенство
Подобные меры должны помочь в борьбе с всевозрастающим глобальным неравенством. Последний скачок в увеличении разрыва между богатыми и бедными вызвал коронавирус. Обычно в период кризиса неравенство сокращается, но с COVID-19 было по-другому. Во время пандемии рос фондовый рынок — в немалой степени за счет IT-компаний, услуги которых стали более востребованы в условиях локдаунов. При этом состояния богатейших людей планеты зависят от фондового рынка, то есть миллиардеры приумножили благосостояние. Кроме того, относительно образованное и состоятельное население продолжало работать (и зарабатывать) из дома, в то время как служащие сферы массовых услуг (от официантов до таксистов) и работники промышленных предприятий потеряли источники дохода.
Влияние коронавируса на неравенство было настолько очевидным, что в 2024 году на Давосском форуме группа из 250 миллиардеров предложила правительствам обложить себя дополнительными налогами, чтобы исправить ситуацию. Среди поддержавших инициативу — наследница Диснея Эбигейл Дисней, шотландский актер Брайан Кокс, сыгравший в сериале «Наследники», и преемница семьи Рокфеллеров — Валери Рокфеллер.
В том числе после «ковидного» кризиса пришло осознание: проблему неравенства и климата эффективнее решать вместе, чем по отдельности. Прогрессивную шкалу налогообложения, то есть больший налог на богатых, проще внедрить не как налог на высокий доход, а в качестве компенсации за дополнительные выбросы парниковых газов.
Аккумулируемые таким образом дополнительные «климатические» доходы могут составлять десятки миллиардов долларов, а если позже такой сбор будет охватывать не только сверхбогатых, то сумма дойдет до триллионов. Согласно докладу, подготовленному по заказу организаторов климатического саммита ООН, только развивающиеся страны нуждаются во внешнем финансировании в размере $1 трлн в год для достижения целей по сокращению эмиссии парниковых газов. Пока человечеству не удалось собрать и десятой части этой суммы.
Почему важно вводить такой налог сразу и везде
Кроме идеи налога на доходы очень состоятельных людей, важно соблюдение условия — применение такого платежа одновременно всеми странами. В противном случае введение сбора с миллиардеров приведет к их «утечке» в страны, где такого обременения нет. Например, так уже происходит во Франции: богатые люди «переезжают» в Монако, где нет прогрессивной шкалы налогообложения, как на их родине.
Внедрить такой общемировой налог сложно, но прецедент есть. По крайней мере, в первом приближении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале 2024 года удалось согласовать минимальный налог на транснациональные корпорации — Global Minimum Tax. В ОЭСР предложили установить минимальную ставку на прибыль компаний с годовым доходом более $812 млн в размере 15%. Цель — ликвидировать «налоговые убежища» для корпораций-гигантов. И представители 140 стран, в том числе страны G20, согласились с этой инициативой. При этом налог будет взиматься не там, где зарегистрирована компания, а там, где она осуществляет свою деятельность. Если государство, где компания работает, не желает облагать ее таким платежом, это право получает страна регистрации корпорации. То есть какая-то юрисдикция все равно заберет налог.
Это позволяет устранить стимулы к «гонке по нисходящей», когда каждая страна стремится снизить налоговую нагрузку на корпорации, чтобы они стали ее резидентами. Конечно, возникает множество других проблем: кто и как будет взимать налог, как он будет тратиться. После согласования базовой идеи годы уйдут на ее реализацию. Как бы там ни было, в ОЭСР полагают, что к 2030 году Global Minimum Tax может заработать.
С налогом на богатых ситуация может быть похожей: если удастся договориться, то на внедрение понадобится 6-7 лет. В мире на 2024 год, по данным Forbes, насчитывается 2781 миллиардер. Это конкретные люди в конкретных странах. Если эти государства согласятся, то проблем с введением платежа не будет. Впрочем, пока о договоренностях говорить рано.
Скорее всего, в 2024 году обсуждение налога на богатых не выйдет за пределы G20. Надо учесть, что в этом году Бразилия как страна — председатель «Большой двадцатки» активно продвигает идею климатического платежа. И в 2025 году, когда международные переговоры по климату ООН пройдут в Бразилии, есть шанс, что в эту дискуссию включится более широкий круг стран.