Иллюзия безопасности: как террористические атаки меняют города
C 1970 по 2022 год число терактов в мире выросло в 6,6 раза — до 4916 в 2021 году. Число жертв террористических атак в 2022 году составило 21 943 человека. Крупнейший по числу жертв теракт в современной истории произошел 11 сентября 2001 года, когда террористы захватили четыре рейсовых пассажирских самолета и направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагон. В результате атаки погибло 2996 человек.
В 2016 году шеф немецкой полиции Клаус Кандт после того, как террорист врезался в толпу людей на рождественской ярмарке в Берлине, констатировал: в стране 2500 ярмарок и свести вероятность нападения к нулю невозможно. Несмотря на понимание ограниченной эффективности своих усилий, власти и градостроители пытаются обезопасить жителей от атак террористов.
Говоря об общих подходах к безопасности городов, урбанист Петр Иванов отмечает, что обычно власти идут двумя путями: установка видимых средств борьбы, которые успокаивают граждан, и второй — анализ ситуации и разработка комплекса мер по предотвращению атак и их последствий.
Самое первое, простое урбанистическое новшество, ставшее последствием террора, появилось в Париже после серии терактов в 1995 году. Тогда бомбы были заложены в уличные урны, поэтому после нападения власти заменили обычные баки на урны в виде рамки с прозрачным пакетом, на котором было напечатано слово «бдительность». Подобные прозрачные урны были установлены в других европейских городах, таких как Лондон и Брюссель, а также в некоторых городах США.
Новые небоскребы
После теракта в США в 2001 году архитектурные компании модернизировали множество высоток: были реконструированы 47-этажная башня на Таймс-сквер и полдюжины других крупных небоскребов в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии и Джерси-Сити. В небоскребе на Медисон-Авеню обычные стекла заменили за небьющиеся, а вместо гипсокартона сложили кирпичную кладку.
«Это событие стало причиной глубоких изменений одного из самых оригинальных проявлений американской культуры: небоскреба — символа силы, научного и финансового могущества США», — написала газета New York Times после выхода обновленных требований к высотным зданиям. Кроме усиления каркасов, в них появились дополнительные лестницы для эвакуации: три вместо двух. Конструкции лестниц также были усилены, предусмотрено отдельное аварийное освещение и вентиляция. Три проекта высоток в Чикаго были положены на полку: они показались слишком уязвимыми для террористов. Инвестором одного из проектов был Дональд Трамп.
Еще больше камер
Террористический акт 9/11 также спровоцировал бум видеонаблюдения. Кроме стремления обезопасить граждан, на распространение камер повлияло и снижение их цены. В 2013 году на рынке ЕС и США появились китайские приборы, стоимость которых была втрое ниже, чем у западных аналогов, — $100. На сегодня в мире установлено более 1 млрд камер наблюдения. Пятерка городов — лидеров по числу камер на 1000 жителей выглядит так: города Китая — 440 приборов, Хидерабад (Индия) — 83, Дели (Индия) — 20, Сингапур — 18, Москва — 17.
«Когда камер стало больше и силовые службы стали активно использовать эту информацию в работе, их функционал расширился — теперь по ним можно было отслеживать преступников и, возможно, предупреждать нападения террористов. Но все же камеры — средство раскрытия преступлений, а не способ предотвратить атаку. Технологии прогнозирования преступлений еще далеко не развиты», — замечает социолог, младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Дмитрий Серебренников.
Бетонные блоки и «антибрейвик»
Норвежец Андерс Брейвик 2 июля 2011 года припарковал автомобиль со взрывчаткой в правительственном квартале в центре Осло, оставил машину и взорвал бомбу, затем переоделся в форму полицейского и отправился на остров Утойя, где устроил массовый расстрел в молодежном лагере. Легкость, с которой Брейвик смог подъехать вплотную к зданию, побудила власти устанавливать вокруг общественно значимых и правительственных объектов физические препятствия — клумбы, балюстрады и гранитные блоки, которые могут остановить автомобиль. В самом Осло препятствия со временем заменили подъемные барьеры.
Архитектор и специалист по ревитализации городских пространств Данияр Юсупов отмечает, что такие тумбы получили название «антибрейвик». В 2018 году после атак с участием машин в других городах Европы муниципалитет Осло впервые установил бетонные заграждения на главной торговой улице Карл Йоханс Гейт. Через несколько месяцев их заменили клумбы.
В 2016-2017 годах получила распространение иная тактика: террористы на грузовиках врезались в толпу горожан, стремясь задавить как можно больше людей. Самое массовое убийство произошло 19 декабря 2016 года на площади Брайтшайдплац в Берлине: многотонный тягач с прицепом врезался в толпу посетителей рождественской ярмарки. В результате инцидента погибли 12 человек, 48 были госпитализированы.
Глава МВД Германии Томас де Мезьер после этого теракта отдал распоряжение установить бетонные блоки вокруг рождественских ярмарок по всей стране. Аналогичные меры безопасности взяли на вооружение другие города Европы, хотя у части экспертов они вызывали сомнения в своей эффективности.
«Бетонные блоки не могут остановить даже Fiat Punto», — заявлял один из основателей небольшой датской охранной компании, которая устанавливает все — от тумб и клиновых ограждений до взрывозащищенных фасадов и сейфовых комнат. К этому моменту бетонные блоки уже почти 10 лет «украшали» улицы Дании. Они появились вдоль пешеходных дорожек и площадей после того, как в 2005 году датская газета Jyllands-Posten опубликовала 12 карикатур, изображающих пророка Мухаммеда. Власти ждали терактов в ответ на провокационную публикацию, провели ревизию городских пространств и выяснили, что они практически не защищены.
Датские эксперты отмечали, что нет универсального средства для защиты от всех видов транспорта, ведь необходимо учитывать, на какой скорости, по какой траектории и какой автомобиль будет двигаться. Кроме того, блоки создают у пешеходов иллюзию безопасности, что может ухудшить ситуацию в случае нападения террористов. В качестве альтернативы бетонным ограждениям и заборам датские архитекторы предложили воспользоваться дедовским приспособлением — ha-ha walls. Оно представляет собой небольшой ров, который раньше применяли фермеры для защиты стада от нападения диких животных.
Со временем европейские градостроители действительно начали вписывать системы охраны в городской ландшафт. Юсупов приводит в пример самое защищенное здание в мире: новое здание посольства США в Лондоне. «Там все средства особо изощренной обороны, включая ров с водой, замаскированы под ландшафтный и архитектурный дизайн», — поясняет архитектор.
Еще один пример — стадион футбольного клуба «Арсенал», построенный в Лондоне в 2006 году. Здесь установлены усиленные, прочные скамейки, способные выдержать взрыв заложенной под ними бомбы. Большие бетонные буквы с названием клуба перед стадионом действуют как массивный щит.
Заборы и металлоискатели в России
Возведение ограждений — самый массовый пример изменения среды после терактов и в российских городах. Речь, по словам экспертов, идет про заборы вокруг образовательных учреждений. После захвата террористами школы в Беслане в 2004 году (314 человек погибли, в том числе 186 детей) было принято решение о повышении безопасности школ, детских садов и университетов, напоминает урбанист Петр Иванов.
«Вокруг школ стали появляться заборы и это, конечно, большая беда. Микрорайоны в городах строились, исходя из предположения, что школа является неким соседским центром, и ее изъятие сильно понижает качество городской среды», — говорит Иванов. По его словам, свободный доступ к точкам притяжения улучшает добрососедскую атмосферу, делает коммуникацию и передвижение в городе проще, а заборы люди воспринимают как препятствие и неудобство.
Юсупов добавляет, что после терактов заборы вокруг детских садов поменяли свое функциональное назначение. «Раньше их смысл был в том, чтобы не дать детям разбежаться во время прогулки, а теперь — чтобы чужие не проникли на территорию сада», — поясняет архитектор.
Другое характерное для России городское новшество — это домофоны. Решение снабдить ими подъезды было принято после террористических атак на жилые дома в 2000-х. «До этого в домах не было даже замков на дверях парадных — только пружинные доводчики. У жителей не было привычки запирать двери квартир, выходя из дома в ближайший магазин, даже в квартирах на первых этажах», — вспоминает Юсупов.
Третье массовое следствие терактов — рамки металлоискателей на входе в вокзалы, метро и торговые центры. Юсупов отмечает, что развитие систем безопасности может входить в противоречие с удобством городского пространства. Так, в государственном музее «Эрмитаж» на протяжении нескольких последних лет усиливают безопасность. В результате в воротах на Дворцовой площади, ведущих в музей, появился малоэстетичный досмотровый комплекс.
«Также запретили сдавать рюкзаки и сумки в депозитарий. В городе, который посещает огромное число туристов с рюкзаками, это выглядит как недружественный акт, который приведет к снижению посещаемости музея», — считает Юсупов.
Собеседники издания отметили, что нет никаких свидетельств, которые говорят о том, что рамки металлоискателей в городском пространстве, домофоны и заборы повышают безопасность. «Это то, что называется «театр безопасности». Меры приняты? Приняты. Если приняты меры, то в рамках этого магического мышления безопасность растет, хотя доказать это невозможно. Есть подозрение, что заборы вряд ли остановили хотя бы один теракт», — отмечает Иванов.
Серебренников обращает внимания и на различную доступность к системам городской безопасности. В столицах, центральных районах и элитных домах больше систем антитеррористической защиты, чем на периферии или в жилье экономкласса. Помимо проблем с разной оснащенностью районов, существует еще одна дискриминационная практика — люди с ограниченными возможностями в ситуации террористической атаки или другого чрезвычайного происшествия остаются почти без шансов на спасение.
«Последняя трагедия в Crocus City показала, что людям с инвалидностью тоже было сложно покинуть зал без посторонней помощи», — отмечает Forbes руководитель отдела универсального дизайна Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Мария Генделева. По ее мнению, городские пространства необходимо трансформировать таким образом, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья имели шансы на спасение.
Мемориалы
После трагедии 11 сентября в Нью-Йорке жители создали множество спонтанных мемориалов. Спустя 23 года после атаки в разных районах Нью-Йорка остались муралы, граффити, таблички с выражением скорби о случившемся. Основной мемориал 9/11, или музей 11 сентября (National September 11 Memorial & Museum), открыли 11 сентября 2011 года, в десятую годовщину террористических атак. Он находится на месте бывших башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Выражение скорби в мире выглядит универсально. Памятники жертвам террористических атак есть в Мадриде, Париже, Бостоне, Лондоне и других городах. В России после терактов также появляются «народные» мемориалы. Причем не только в местах, где произошла трагедия, но и в других городах. Россияне, находящиеся за границей, приносят цветы к посольствам.
Через некоторое время на месте трагедий устанавливают официальные памятники. Мемориальные комплексы в честь погибших расположены в Беслане и в Москве,рядом со зданием, где произошел захват заложников во время демонстрации мюзикла «Норд-Ост». Была также установлена мемориальная табличка о теракте, случившемся в 1996 году в переходе метро «Пушкинская» в Москве.
«Спонтанные мемориалы — это очень важная часть самозащиты общества от террора. В Париже после расстрела редакции газеты Charlie Hebdo, в Норвегии после террора Брейвика люди массово выходили на улицы и создавали мемориалы. Это не только память о жертвах, но и отстаивание своих ценностей перед лицом насилия», — пояснил Forbes политолог Илья Матвеев.