Великий художник-монархист, забытый в СССР из-за своих убеждений
А. С. Пушкин, «Сказки», Игра слов, 2008, тираж 3000 экземпляров
До недавних пор имя русского художника Бориса Зворыкина (1872-1942) было известно лишь узкому кругу специалистов. Причинами полного забвения Зворыкина в СССР были его убеждения закоренелого монархиста, а также — отчасти — его последовательное неучастие в каких-либо групповых объединениях художников, столь характерных для начала ХХ века.
При всей скудости сведений о Борисе Зворыкине (не сохранилось даже ни одной его фотографии) сравнение его жизненного пути с другим русским художником — Иваном Билибиным — неизбежно. Судьбы их поразительно похожи, и многое объединяет их как художников. Оба начали с того, что собирали в путешествиях по русским деревням произведения народного творчества, оба иллюстрировали книги сказок, расписывали православные храмы, и оба были любимы царской семьей. Потом оба — через Константинополь, Александрию и Каир — эмигрировали во Францию, и, наконец, оба умерли в один год. Правда, в отличие от Билибина, который все же вернулся на родину и умер в блокадном Ленинграде, Зворыкин скончался в оккупированном немцами Париже.
В иллюстрациях к сказкам Пушкина, подготовленных Зворыкиным специально для парижского издания 1925 года, художник намеренно превратил каждое изображение в многоцветный орнамент, что является своеобразной отсылкой к традициям средневекового книжного искусства.
Стоит обратить внимание: А. С. Пушкин, «Борис Годунов» и «Русские народные сказки» с иллюстрациями Бориса Зворыкина