10 самых дорогих клубов НХЛ в 2024 году. Рейтинг Forbes

Доход НХЛ неоспоримо ниже, чем у других профессиональных лиг — НФЛ (американский футбол), НБА (баскетбол) или MLB (бейсбол), однако никто не может сравниться с невероятной скоростью роста Национальной хоккейной лиги за этот год.
По оценкам Forbes USA, в 2024 году средняя стоимость хоккейных клубов выросла на 44%, достигнув $1,9 млрд, что намного опережает рост стоимости футбольных клубов (11%), баскетбольных (15%) и бейсбольных (4%). Стоимость всех 32 клубов НХЛ выросла как минимум на 21%, а их совокупный рост за пять лет составил 187%, вновь опередив показатели трех других основных лиг Северной Америки и мирового футбола.
Новый рывок
Средняя стоимость клубов НХЛ сейчас растет быстрее, чем у других спортивных лиг. Клубы НБА опережают коллег из хоккея только на отрезке в 10 лет.
Хоккейный клуб «Юта» получил звание самого быстрорастущего клуба НХЛ: рост стоимости клуба за год составил 140%. На сегодняшний день Forbes USA оценивает «Юту» в $1,2 млрд, а в 2023 году, когда команда еще выступала под названием «Аризона Койотис» на небольшой арене колледжа, стоимость клуба составляла только $500 млн. Однако заметить быстрый рост несомненно проще именно у небольших клубов. Стоимость самого дорогого клуба НХЛ — «Торонто Мейпл Лифс», второй год подряд возглавляющего рейтинг с оценкой в $3,8 млрд, — все еще ниже, чем у всех 32 клубов НФЛ, 18 клубов НБА и четырех клубов MLB.
Тем не менее невозможно объяснить внезапный рост в масштабах всей лиги, опираясь лишь на изначально низкие показатели небольших клубов. Например, средняя стоимость клуба MLS, составляющая примерно $658 млн, в этом году выросла всего на 14%.
Одним из самых простых объяснений феномена хоккейной лиги может являться рост доходов клубов НХЛ: средний доход в прошлом сезоне составил $225 млн — на 12% больше, чем в предыдущем году ($201 млн). Также, по оценкам Forbes USA, средняя операционная прибыль клубов выросла на 5%, достигнув $53 млн. Все клубы НХЛ принесли высокую прибыль, не считая «Аризона Койотис», однако и это вскоре изменится с преобразованием в новый клуб «Юта».
Горячий лед
В этом году стоимость десяти клубов НХЛ выросла как минимум на 49% — поразительный результат даже на фоне общего роста всех клубов лиги.
Согласно оценкам Forbes USA, в прошлом сезоне посещаемость матчей НХЛ достигла рекордных 22,9 млн человек, продажи билетов выросли на 6% до $1,8 млрд, а доходы клубов от аренды VIP-лож и членства в клубах подскочили на 13%, превысив $1,2 млрд. Более того, доходы от региональных спонсорских контрактов и рекламы (для каждого конкретного клуба) подскочили на 19%, превысив $900 млн, а количество спонсоров НХЛ увеличилось до 74 брендов, побив все предыдущие рекорды.
Одним из основных факторов, способствующих увеличению маркетингового потенциала, стало использование цифрового борта, или DEDs, — виртуального рекламного продукта, введенного в сезоне 2022/23, который позволяет в прямом эфире виртуально отображать рекламу на бортиках во время матчей. Новая технология позволяет лиге ориентироваться на определенную аудиторию и продавать рекламодателям конкретные «отрезки игры» — например, бренд может купить рекламу на период вбрасывания или овертайма. Оператор круизных маршрутов Norwegian Cruise Line, который в октябре заключил партнерский контракт с НХЛ, приобрел право отображать рекламу компании во время первого гола в матче на трансляциях ESPN и TNT.
«Если объединить доход от цифровых рекламных контрактов национального и клубного уровней, то совокупный результат превысит $200 млн, — говорит Жозеф де Соуза, главный финансовый директор НХЛ. — Это новый тип дохода, который ранее был недоступен».
Однако стремительный рост стоимости хоккейных клубов связан не столько с появлением дополнительного дохода, сколько с мультипликаторами прибыли. Стоимость октябрьской продажи «Тампа-Бэй Лайтнинг» за $1,8 млрд была в 8,2 раза больше прибыли клуба, а сделка по преобразованию «Аризона Койотис» в «Юту» за $1,2 млрд имела мультипликатор в 9,8. Новые показатели отражают выросший интерес инвесторов к спортивным клубам, а также демонстрируют восстановление хоккейного рынка после продажи «Оттава Сенаторз» за $950 млн (мультипликатор 7,4) в прошлом году и после продажи «Питтсбург Пингвинз» за $875 млн (мультипликатор 4,7) в 2021 году. В новом рейтинге самых дорогих клубов НХЛ по версии Forbes USA разброс мультипликаторов достигает показателей в 12,3 («Торонто Мейпл Лифс») при среднем показателе 8,5, — все клубы НХЛ впервые пересекли рубеж в $1 млрд.
Высокие результаты особенно выделяются на фоне неопределенности в отношении продажи прав региональным СМИ в связи с проблемами медиакомпании Diamond Sports Group. В ноябре оператор региональной спортивной сети прошел процедуру банкротства, и некоторые клубы заключили новые сделки с региональными спортивными каналами со сниженными комиссиями. Другие клубы, включая «Анахайм Дакс», «Даллас Старз» и «Юта», постепенно переходят на стриминговые сервисы или бесплатные эфирные трансляции, зачастую совмещая их. Потенциально НХЛ может получить годовой доход в размере десятков миллионов долларов.
В то же время прибыль от сотрудничества с региональными СМИ представляет собой постепенно уменьшающуюся часть от всех доходов НХЛ, которые, по прогнозам, достигнут в этом сезоне $6,6 млрд. Более того, ожидается, что следующая сделка по правам на трансляцию матчей в Канаде, которая вступит в силу в 2026 году, как минимум удвоит, а возможно, и утроит нынешние выплаты. Кроме того, двумя годами позже НХЛ сможет обновить соглашения на телетрансляции в США. В НХЛ также планируют привлечь новых фанатов, воплощая в жизнь различные инициативы, концентрируя внимание на хоккеистах: в этом году состоялась премьера документального сериала «Противостояние: Внутри НХЛ» от Amazon Prime Video, который, как ожидается, будет продлен на второй сезон.
Также было принято решение временно заменить традиционный февральский «Матч всех звезд НХЛ» турниром 4 Nations Face-Off («Матч четырех наций»), который станет шагом к возвращению НХЛ в международные соревнования в преддверии Олимпийских игр 2026 года и Кубка мира 2028 года. В НХЛ высказывают надежду, что возвращение к международным турнирам вызовет волну интереса к хоккею.
«Наши болельщики хотят этого, наши спонсоры очень заинтересованы в идее, а самое главное, что наши игроки жаждут вернуться на международную арену», — заявил Стивен Макардл, главный операционный директор НХЛ.
Методология
Оценки в рейтинге отражают стоимость клуба (капитал с учетом чистого долга) и включают условия текущей сделки каждой команды с ареной, но не стоимость самой недвижимости. Выручка и операционная прибыль скорректированы с учетом распределения доходов и за вычетом доходов от арены, которые идут на обслуживание долга арены.
Стоимость клубов была округлена до ближайших $25 млн, а предполагаемый операционный доход — до ближайшего $1 млн. Все суммы приведены в долларах США с учетом среднего курса доллара США к канадскому доллару в сезоне-2023/24.
Информация, использованная для составления рейтинга, была получена преимущественно от команд, спортивных банкиров, руководителей команд, медиаконсультантов и публичных данных, таких как договоры об аренде арен и долговые документы.
Стоимость клубов НХЛ в 2024 году
Перевод Ксении Лычагиной
«Торонто Мейпл Лифс»
Стоимость: $3,8 млрд
Динамика за год: 36%
Операционная прибыль: $125 млн
Владельцы: Rogers Communications, Ларри Таненбаум
В сентябре Роджерс купил 37,5% акций Bell Canada в Maple Leaf Sports & Entertainment за $4,7 млрд, что дало ему контрольный пакет акций Maple Leafs, Raptors, Toronto FC и различных другихми активов MLSE. В результате продажи общая стоимость MLSE составила $9,3 млрд.
«Нью-Йорк Рейнджерс»
Стоимость: $3,5 млрд
Динамика за год: 32%
Операционная прибыль: $104 млн
Владелец: Madison Square Garden Sports
В сезоне 2023-24 «Рейнджерс» установили рекорды франшизы по победам (55) и очкам (115), заработав Президентский кубок и первое место в посеве плей-офф на Востоке. Выигрыш Президентского кубка стал четвертым в истории «Рейнджерс» после сезонов 1991-92, 1993-94 и 2014-15, в которых последние два включали поездки в финал Кубка. Однако в этот раз повторить все прошлые успехи не удалось, поскольку нью-йоркцы встретились с будущим обладателем Кубка Стэнли «Флорида Пантерз» в финале конференции.
«Монреаль Канадиенс»
Стоимость: $3 млрд
Динамика за год: 30%
Операционная прибыль: $142 млн
Владелец: семья Молсон
После пропуска плей-офф в течение последних трех сезонов, «Монреаль» заключил сделку с молодым вингером Патриком Лайне из «Коламбуса». 26-летний Лайне находится в середине четырехлетнего контракта на $34,8 млн, подписанного еще перед сезоном 2022-23. По условиям сделки «Канадиенс» отправили в Коламбус защитника Джордана Харриса и выбор во втором раунде драфта 2026 года, а также забрали оставшиеся $17,4 млн контракта Лайне.
«Лос-Анджелес Кингз»
Стоимость: $2,9 млрд
Динамика за год: 45%
Операционная прибыль: $143 млн
Владелец: Филипп Аншутц
В сентябре 2024 года «Кингс» объявили, что IT-компания Iron Bow Technologies станет новым спонсором выездной нашивки клуба. Помимо нашивки Iron Bow также будет предоставлять различные технологические услуги холдингам AEG по всему миру.
«Бостон Брюинс»
Стоимость: $2,7 млрд
Динамика за год: 42%
Операционная прибыль: $69 млн
Владелец: Джереми Джейкобс
Недавнее исследование Massachusetts Opportunity Alliance возлагает вину за неудачный старт «Брюинз» в сезоне 2024-25 на элемент вне льда - новый «налог на миллионера», введенный в штате. Этот налог представляет собой надбавку в 4% к налогу на доходы свыше $1 млн, и — по мнению аналитиков — влияет на способность клубов из Массачусетса привлекать лучших талантов. Правда, соседи — баскетбольные «Селтикс» — похоже, являются исключением из этого правила: поскольку клуб вошел в сезон 2024-25 с предполагаемой заработной платой чуть менее $200 млн.
«Эдмонтон Ойлерз»
Стоимость: $2,65 млрд
Динамика за год: 43%
Операционная прибыль: $213 млн
Владелец: Дэрил Кац
В октябре «Эдмонтон» назвал компанию Karbon-X новым спонсором клуба. Логотип Karbon-X будет размещен на выездных джерси «Ойлерз» в течение следующих двух сезонов. Кроме того, группа владельцев клуба будет работать с Karbon-X, чтобы найти решения по сокращению выбросов углерода на объектах группы.
«Чикаго Блэкхокс»
Стоимость: $2,45 млрд
Динамика за год: 31%
Операционная прибыль: $100 млн
Владелец: Дэнни Вирц
В июле 2024 года два чикагских клуба — хоккейный «Блэкхокс» и баскетбольный «Буллс» — объявили о плане замены парковок вокруг дворца United Center. Планируемая реконструкция обойдется в $7 млрд и включает также строительство театра на 6000 мест, коммерческих помещений, жилья и улучшение общественного транспорта вокруг арены.
«Филадельфия Флайерс»
Стоимость: $2,3 млрд
Динамика за год: 39%
Операционная прибыль: $71 млн
Владелец: Comcast
Chevrolet стал новым спонсором наклеек на шлемах игроков «Флайерс», начиная с сезона 2023-24. Партнерство также предусматривает появление рекламы в Wells Fargo Center и автомобиля Chevy, выставленного на арене во время матчей.
«Вашингтон Кэпиталз»
Стоимость: $2,15 млрд
Динамика за год: 34%
Операционная прибыль: $80 млн
Владелец: Тед Леонсис
В сентябре 2024 года компания Monumental Sports & Entertainment объявили о партнерстве с TikTok — соцсеть стала официальным партнером «Кэпиталз». Логотип TikTok украсит выездные майки игроков, сервис будет продвигать празднование 50-летия команды в течение всего сезона, а его реклама появится на на арене во время игр хоккейных «Кэпиталз», баскетбольных «Уизардс» и Мистикс. Партнерство будет действовать до концасезона 2026-27.
«Детройт Ред Уингз»
Стоимость: $2,125 млрд
Динамика за год: 77%
Операционная прибыль: $53 млн
Владелец: Мариан Илич
Red Wings представили бренд Priority Waste в качестве первого спонсора джерси клуба в марте сезона 2023-24. В рамках многолетнего соглашения логотип Priority будет размещен как на домашней, так и на выездной форме. Также Priority разработает программы устойчивого развития на площадках, которыми управляет Ilitch Sports & Entertainment.