Их собственная лига: зачем Нагорный решился на эксперимент с клубной гимнастикой
Соревнования между клубами в рамках разных лиг являются в настоящий момент основной бизнес-моделью на глобальных спортивных рынках. Касается это не только Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) или Национальной футбольной лиги (НФЛ), где выступают самые богатые клубы и играют самые высокооплачиваемые игроки, но и некомандных видов спорта — плавания или спортивной гимнастики, в которых клубная система оправдывает себя на протяжении многих лет. Первые гимнастические клубы в США появились в начале 1950-х годов, и сейчас их сотни, разбросанных по всем уголкам Штатов.
Их главным отличием от системы в российском олимпийском спорте является то, что даже элитным спортсменам приходится платить за тренировки и членство в клубе. Трехкратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Богинская, тренирующая в США, рассказывала, что средняя стоимость такого членства для спортсмена, не включающая поездки на соревнования, — $650 в месяц. Тренер по плаванию Андрей Воронцов, 10 лет отработавший в Англии, рассказывал, что за границей клубы на 30–40% существуют на муниципальные или спонсорские деньги, а остальное — это членские взносы.
В России, где за олимпийские виды спорта отвечают государственные федерации, идея клубных соревнований появилась не так давно. Бывший тренер сборной СССР Александр Веденин, после того как Россию в 2022 году на неопределенный срок отстранили от международных стартов, предложил российским предпринимателям вложиться в создание независимых от международных федераций лиг по типу НХЛ и КХЛ. «Участие даже пары наших олигархов в каждом виде спорта сделает эти лиги лучшими в мире за один год», — отмечал бывший судья ISU, добавив, что фигурное катание, художественная гимнастика и синхронное плавание в России благодаря уровню спортивных и тренерских достижений давно могли стать независимыми.
Трехкратная олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Ирина Роднина назвала тогда фантазией предложения Веденина о новой лиге в фигурном катании, а Ирина Винер, экс-глава Всероссийской федерации художественной гимнастики, напротив, заявила, что это будет «спасательным кругом» для отечественного спорта, и уже в 2023 году объявила о переходе российской художественной гимнастики на клубную систему турниров. По ее словам, сильнейшие спортсмены приходят именно из клубов и создание такой лиги позволит более качественно руководить системой соревнований.
Спортивная гимнастика России, которая, как и художественная, больше двух лет не появлялась на международной арене, тоже решилась на этот шаг. С недавних пор эти виды спорта объединились в одну Федерацию гимнастики России, а ее вице-президентом стал олимпийский чемпион Никита Нагорный, объявивший о запуске первой в истории Лиги профессиональных гимнастов.
Что это такое
В спортивной гимнастике Европы система лиг невероятно популярна. Например, в Германии с 1969 года существует Бундеслига, в системе которой 11 дивизионов. В них в основном выступают немецкие гимнасты, но есть и легионеры. Например, еще в 2021 году Артур Далалоян выступал за клуб «Ветцгау» из города Швебиш-Гмюнда, Давид Белявский защищал цвета «Штраубенхардта», Никита Игнатьев и Иван Стретович — «Зингена» из Баден-Вюртенберга, Владислав Поляшов — «Виннхорста», а Нагорный — «Саара». В 2022 году клубы Бундеслиги разорвали контракты со всеми россиянами, а Артур Далалоян отмечал, что «отказ вызван сложной политической ситуацией в мире».
«Мы, будучи действующими спортсменами, ездили выступать в Бундеслигу, Ла Лигу, А Лигу — это клубные системы, которые в Европе существуют более 10 лет и привлекают как легионеров, так и местных спортсменов. Они развивают гимнастику, потому что сборная страны — это малая часть. Куда больше спортсменов, которые не попадают в основной состав национальной команды, для них и был создан наш проект. Когда нас отстранили от международных стартов, буквально через неделю у меня появилась в голове мысль о том, почему бы нам не сделать точно такой же проект, только немного адаптировать его под наши правила и под наших зрителей», — рассказал Forbes Sport Никита Нагорный.
Первый сезон Лиги гимнастов будет исключительно мужским, шесть независимых команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Челябинска, Казани и Пензы примут участие в соревнованиях в формате поединков на вылет, финал запланирован 8 декабря в Москве. Изюминкой российского проекта, со слов Нагорного станет то, что участие в нем смогут принять только те спортсмены, которые не состоят в сборной России или уже завершили свою карьеру в большом спорте.
Нагорный отмечает, что главной причиной отсутствия членов сборной России стало то, что пока все они делят пьедесталы почета на чемпионатах и Кубках страны, остальные ребята остаются в стороне: «Они не могут бороться, потому что очень сложно конкурировать со спортсменами, которые тренируются три раза в день на протяжении года, с одним выходным в неделю, когда ты учишься, работаешь и еще продолжаешь заниматься гимнастикой». Впрочем, у каждой команды в новой лиге будет возможность добавить одного участника из резерва сборной, как из основного, так и из юниорского состава.
«Такого формата не было вообще никогда в нашем виде спорта. Во-первых, я, Артур Далалаян, Давид Белявский, такие спортсмены, как Алексей Немов, Алексей Бондаренко, смогут принять участие в проекте в качестве наставника или капитана команды. Во-вторых, у нас есть регламент, согласно которому два спортсмена из разных команд делают программы в формате баттла, так было в Бундеслиге, но у нас ни разу — очень крутой и интересный формат. В-третьих, у нас будет для зрителей понятная судейская система, за выступления будут выставлять баллы: от 1 до 3 десятых — одно очко, от 3 до 7 — два очка и так далее», — делится Нагорный.
Вероятно, что в Первой лиге гимнастики будет и система драфта, как это принято, например, в НБА или НХЛ: «Для нас важно создать условия для клубного формата, когда одна команда может приглашать спортсменов из разных регионов, а еще лучше — создавать драфты, бороться за спортсменов, перекупать и так далее. Все, что есть в профессиональных лигах, то же самое сделать и в рамках нашей истории. И на следующий год, возможно, драфт будет отдельным мероприятием. Мы только начинаем».
Со слов Нагорного, на реализацию проекта ушло два года — составление регламента и правил, привлечение к участию в нем Федерации и Министерства спорта было непростым делом. Зато спортивные функционеры проявили максимальную заинтересованность. Как признался Нагорный, в течение месяца после внутреннего анонса Первой гимнастической лиги пришло 10 заявок от функционеров, готовых найти и привлечь спонсоров для проекта. Рассчитывают организаторы лиги и на интерес со стороны иностранных спортсменов: «В наших же интересах максимально быстро выстроить взаимоотношения с иностранными спортсменами, а желательно с лидерами сборных других стран, и мы уже общаемся — у нас есть спортсмены, которые подтвердили свое участие в лиге. Сейчас мы будем создавать условия для того, чтобы это все реализовать уже в этом году».
Кто за это заплатит
В сентябре этого года исполкомы и президиумы Федерации спортивной гимнастики России, прыжков на батуте, спортивной акробатики, спортивной аэробики и художественной гимнастики приняли решение об объединении в одну организацию. Президентом общей Федерации гимнастики России стал глава РЖД Олег Белозеров. Так как Первая лига гимнастики была создана до объединения, то главным организатором проекта Нагорный называет Федерацию спортивной гимнастики России, однако отмечает, что основной бюджет на организацию пришел извне. Затрат, с его слов, требуют гонорары участникам, логистика, проживание и дополнительные расходы на экипировку команд.
«Сейчас ведутся переговоры, кто из букмекеров станет нашим спонсором. Основная задача — сделать так, чтобы формат становился лучше, финал проводился с привлечением медийных людей, в прямом эфире на федеральном канале, с участием артистов в шоу-программах. Для этого нам нужно будет каждый год увеличивать бюджет и, соответственно, привлекать спонсоров. Для них это тоже очень перспективная история: размещение логотипа бренда на экипировке, пресс-конференция, на которых можно делать какую-нибудь интеграцию вместе с брендом, который поддерживает команду. Ну и, конечно, самое главное, если команда попадает финал, то она попадает в прямой эфир федерального канала, где также они могут презентовать своих партнеров, пригласить их сделать какую-то коллаборацию», — говорит Нагорный.
Проект не из дешевых, но со слов Нагорного, он будет не сильно дороже главных российских соревнований, которые проводятся ежегодно, — Кубка или чемпионата России. Призовой фонд планируется в размере 3 млн рублей. И это пока очень контрастирует с гонорарами в фигурном катании России, которое во время отстранения от международных стартов обросло новыми соревновательными форматами, только на открытом турнире по шоу-программам «Русский вызов» [гонорар] составляет 15 млн рублей.
«Стоит посмотреть, какой путь прошло фигурное катание, чтобы стать одним из ведущих видов спорта в России. Не стоит забывать, что популярным его также сделал проект на «Первом канале». Но куда больше его вывел на ведущие роли профессиональный спорт — это победы и драмы на Олимпийских играх, внутренние конфликты. Там быстро создали интересный формат соревнований в игровой манере вроде чемпионата по прыжкам. Красные, синие команды — это хорошая история. У нас будет рейтинговая система, которая поможет в том числе создать линию ставок», — говорит Нагорный.
Кому это нужно
Четыре года назад на Олимпиаде в Токио российские женская и мужская сборная, в составе которой выступал и Нагорный, выиграли золотые медали в командном многоборье. С тех пор многое изменилось: Нагорный возглавил Федерацию фиджитал-спорта — тоже нового и необычного формата для нашей страны, а потом был избран в совет Федерации гимнастики, лидер женской сборной Ангелина Мельникова снялась в сериале «Игры», рассказывающем историю Олимпиады-80 в Москве, Артур Далалоян стал участником шоу «Титаны» на ТНТ.
Они были востребованными и после Игр в Токио, несмотря на отсутствие международных стартов, но это вряд ли можно сравнить с популярностью Симоны Байлз, на выступления которой в Париже-2024 приехали посмотреть Том Круз, Леди Гага и др. Не так давно издание SportsPro поставило эту американскую гимнастку, обладательницу 11 олимпийских медалей, на первое место в рейтинге самых востребованных атлетов мира — в списке Байлз оказалась выше и Лионеля Месси, и Леброна Джеймса, и Криштиану Роналду.
Фред Ричард, еще один популярный американский гимнаст, благодаря которому сборная США в Париже завоевала первую за 16 лет медаль Игр, попал в список Time 100 Next этого года. На него в соцсетях подписано более 2 млн человек, а в его спонсорском портфеле рекламные соглашения с известными брендами.
«Гимнастика в России ассоциируется больше с детской гимнастикой, и наша задача создать такие условия, чтобы этот спорт зритель воспринимал как взрослый, профессиональный. Есть стереотип, что если ты не пришел в гимнастику до 8 лет, то у тебя не будет перспектив, — делится Нагорный. — Студенческие лиги в США и европейские клубы дают людям возможность даже в 20 лет заниматься гимнастикой, попасть в команду и выступать с теми, кто пришел в спорт в 6 лет».
В новой Лиге, по мнению Нагорного, профессиональные гимнасты смогут прокачать свой личный бренд, в том числе благодаря тому, что организаторы создадут для них социальные сети и привлекут медийных спортсменов в команды.
«Это наше желание дать возможность спортсменам реализовываться, то есть быть востребованными, потому что 90% участников Лиги — это те люди, которые посвятили свою жизнь спортивной гимнастике. Хочется дать им возможность зарабатывать, чтобы они могли содержать свою семью и при этом продолжать заниматься любимым делом. Ну и, конечно, обрести популярность, потому что многие спортсмены хотят внимания»,— уточняет Нагорный.
В следующих сезонах Первой лиги гимнастики примут участие женские команды, если, уточняет Нагорный, формат подойдет для спортсменов нашей страны. В его планах провести также и студенческую лигу, а затем организовать полноценную систему с несколькими дивизионами, как это, например, работает в российском футболе. Сможет ли проект окупить себя, Нагорный не знает: «Мы идем в неизвестность и можем просто предполагать, но, думаю, что ждать нам не придется. Мы не изобретаем ничего нового — это формат, который давно уже востребован в других странах».