Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» в 2023 году. Рейтинг Forbes

Макс Ферстаппен из «Ред Булл» завершил самый успешный сезон в истории «Формулы-1», выиграв рекордные 19 гонок из 22 и сохранив титул чемпиона мира. Неудивительно, что он также стал лидером серии и по доходам: в этом году сумма его заработной платы и премий составила приблизительно $70 млн, а сам он оказался наиболее высокооплачиваемым гонщиком «Формулы-1».
Вершину рейтинга 26-летний Ферстаппен занимает уже второй сезон подряд, опередив Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса», который в 2023-м заработал на трассе примерно $55 млн и десять лет оставался самой высокооплачиваемой звездой серии в ежегодном списке Forbes по доходам среди спортсменов.
В совокупности 10 самых высокооплачиваемых гонщиков «Формулы-1» в 2023 году получили около $258 млн (до уплаты налогов) ― это немногим меньше чем $264 млн в 2022-м.
В отличие от рейтинга Forbes по заработкам, к примеру в футболе или НБА, в перечень «Формулы-1» не входит вознаграждение от проектов в сфере бизнеса вроде рекламных контрактов, и в нем учитываются исключительно заработная плата и премии. Поскольку гонщики в основном должны участвовать в мероприятиях как представители своей команды и ее партнеров, многие из них персональных спонсоров почти не ищут. Свыше $1 млн дополнительно зарабатывают считаные единицы. Так, судя по рейтингу самых высокооплачиваемых спортсменов 2023 года по версии Forbes, у Хэмилтона доход за пределами трассы составил $10 млн, а у Ферстаппена ― $4 млн.
Тем не менее вопреки отсутствию рекламных соглашений гонщиков «Формулы-1» по праву можно назвать настоящими мировыми звездами ― и все более актуальными в Соединенных Штатах, ведь в Америке документальный сериал Netflix «Формула 1. Драйв выживания» собрал большую аудиторию преданных фанатов. Как уже сообщал Forbes, в текущем году благодаря растущему интересу к серии и притоку новых спонсоров 10 клубов «Формулы-1» заработают в среднем по $380 млн каждый (в 2018-м, для сравнения, было всего $220 млн).
В то же самое время из-за введенного в 2021 году предела доходности на одну команду ограничены расходы по ключевым статьям (в 2023-м ― менее чем до $140 млн) ― сделано это с целью того, чтобы избежать слишком большого разрыва между самыми успешными командами вроде «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл» и более скромными коллективами типа «Альфа Ромео», «Хаас» и «Уильямс». Зарплаты гонщиков при расчете верхнего порога пока что не учитываются, а значит, у владельцев остается одно важное направление с широкими возможностями кидаться деньгами и дальше.
«Разумеется, сегодня это один из ключевых факторов, то, что крупные команды могут просто предлагать гонщикам гораздо бо́льшие зарплаты», ― рассказывал на Гран-при Соединенных Штатов в прошлом месяце руководитель клуба «Мерседес» Тото Вольфф. Он отметил, что в рамках серии уже озвучивалась и идея введения предела зарплаты, но любое подобное новшество должно войти в новый Договор Согласия (основополагающее соглашение по «Формуле-1»), то есть не раньше сезона 2026 года, если такое произойдет вообще.
Между тем установленный потолок расходов команд может также опосредованно сказаться на заработке гонщиков. Состязания на автомобилях с открытыми колесами всегда будут зависеть как от человека, так и от машины, но из-за бюджетных правил баланс между составляющими может сместиться.
«Как только потолок расходов начнет работать еще лучше, чем сейчас, ― а я считаю, что он уже устроен весьма неплохо, ― гонщики снова обретут большее влияние, ― подчеркнул в беседе с Forbes в прошлом месяце глава команды «Хаас» Гюнтер Штайнер. ― И конечно же, цена на гонщиков повысится».
МЕТОДОЛОГИЯ
С учетом отсутствия в открытом доступе полных и верифицируемых сведенияй по заработной плате гонщиков «Формулы-1» Forbes сделал собственную оценку по вознаграждению за выступления на чемпионатах совместно с автором Forbes.com Кэролайн Рид из аналитического агентства Formula Money. Показатели основаны на данных финансовой отчетности, юридических документов и пресс-релизов, а также информации, полученной при общении с отраслевыми инсайдерами. Все цифры округлены до ближайшего миллиона.
Гонщики обычно получают базовый оклад, премии за набранные очки или победы на первенствах и чемпионатах, причем сумма последних зависит от величины команды и опыта гонщика. Вознаграждения за пределами трассы, включая рекламные контракты, в данный рейтинг не включены. Налоги и комиссионные отчисления не вычитаются.
Перевод Антона Бундина
1. Макс Ферстаппен — $70 млн
Команда: Red Bull Racing
Гражданство: Нидерланды
Возраст: 26 лет
Зарплата: $45 млн
Премии: $25 млн
В этом сезоне Ферстаппен выиграл свой третий подряд чемпионский титул, заняв первые места на 19 гонках из 22 и побив рекорд, который сам же установил в прошлом сезоне, когда стал победителем «всего-то» 15 раз. В общем зачете он обогнал остальных на 290 очков и не просто превзошел достижение Себастьяна Феттеля, который в 2013 году победил с отрывом в 155 очков, но еще и добился уникального результата: его отрыв больше, чем суммарные 285 баллов, которые за сезон смог набрать ставший вторым Серхио Перес.
В рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes Ферстаппен был одним из пяти участников в возрастной категории 25 лет и младше (список опубликован еще до его 26-го дня рождения в сентябре). В следующем сезоне нидерландцу полагается прибавка в зарплате, так как контракт с Red Bull продлен еще на пять лет.
2. Льюис Хэмилтон — $55 млн
Команда: Mercedes
Гражданство: Великобритания
Возраст: 38 лет
Зарплата: $55 млн
Премии: $0
Льюис Хэмилтон — один из всего двоих гонщиков за всю историю «Формулы-1», которым удавалось выигрывать семь чемпионских титулов (второй — легендарный Михаэль Шумахер). Британец оправился от провального шестого места в сезоне-2022 и в новом чемпионате поднялся на третье. Однако, по его собственным высоким стандартам, это все равно можно назвать разочарованием. В 2023 году Хэмилтон поднимался на подиум лишь в шести гонках ― самый неудачный для него сезон с 2013 года, когда на 19 этапах он попал в первую тройку лишь пять раз, а победить на этапе ему и вовсе не удалось ни разу. Но уходить на покой 38-летний британец не намерен: в августе он положил конец давним слухам и продлил контракт с «Мерседесом» еще на несколько лет.
3. Фернандо Алонсо — $34 млн
Команда: Aston Martin
Гражданство: Испания
Возраст: 42 года
Зарплата: $24 млн
Премии: $10 млн
Свой первый сезон в составе «Астон Мартин», после двух лет гонок в «Альпине», безумно популярный Алонсо закончил на четвертой строчке индивидуального зачета. Если не считать Ферстаппена и Хэмилтона, 42-летний испанец был последним гонщиком, лидировавшим в зачетных таблицах «Формулы-1» и в общемировом рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes — в 2013 году он заработал порядка $30 млн ($28 млн на трассе и $2 млн за ее пределами).
Алонсо увлекался также другими моторными видами спорта, в том числе гонками на выносливость и IndyCar. Недавно он рассказал испанскому GQ, что после ухода из «Формулы-1» ему хочется вернуться к состязаниям в ралли.
4. Серхио Перес — $26 млн
Команда: Red Bull Racing
Гражданство: Мексика
Возраст: 33 года
Зарплата: $10 млн
Премии: $16 млн
Перес одержал победу на четырех первых гонках сезона и вместе с напарником Максом Ферстаппеном обеспечил «Ред Буллу» 21 победу в рамках 22 гонок. Несмотря на то что в индивидуальном зачете мексиканец оказался вторым, сдача позиций в середине сезона спровоцировала волну спекуляций о том, что в 2024 году команда подумывает его кем-то заменить. Как минимум пока Перес работает по условиям контракта до окончания следующего сезона, а над пересудами о том, что в 33 он уже готовится уходить на пенсию, спортсмен просто смеется.
5. Шарль Леклер — $19 млн
Команда: Ferrari
Гражданство: Монако
Возраст: 26 лет
Зарплата: $14 млн
Премии: $5 млн
Летом один источник утверждал, будто Леклер, пятый гонщик в общем зачете текущего сезона и второй в 2022-м, согласился на продление контракта с «Феррари» за рекордную сумму. Это оказалось неправдой, и в августовском интервью гоночному интернет-изданию The Race Леклер шутил: «Жаль, что не заключил!»
Тем не менее в последнее время спортсмен говорит, что в команде из Маранелло он надеется остаться и по завершении следующего сезона. «Хочу ли я выигрывать чемпионаты мира? Конечно, каждый стремится к одному и тому же, ― делился Леклер с ESPN. ― Но хочу ли я меняться с кем-нибудь местами? Нет, не хочу».
6. Ландо Норрис — $15 млн
Команда: McLaren
Гражданство: Великобритания
Возраст: 24 года
Зарплата: $5 млн
Премии: $10 млн
После ряда проблем с автомобилями команды в начале этого сезона Норрис вошел в раж и с сентября по ноябрь попал в тройку лидеров в пяти гонках из шести. Это помогло его команде обойти «Астон Мартин» и занять четвертую строчку в командном зачете.
В индивидуальном зачете Норрис финишировал шестым, набрав всего на одно очко меньше чем Фернандо Алонсо и Шарль Леклер. И пусть в 2023 году британец не выиграл ни одного Гран-при, ему удалось отобрать один из победных кубков у Макса Ферстаппена: во время церемонии награждения на июльском Гран-при Венгрии, где Норрис взял серебро, он случайно опрокинул и разбил фарфоровый кубок победителя.
7. Карлос Сайнс — $14 млн
Команда: Ferrari
Гражданство: Испания
Возраст: 29 лет
Зарплата: $8 млн
Премии: $6 млн
В этом году Сайнс был единственным пилотом не из «Ред Булл», которому удалось выиграть Гран-при. В сентябре он стал победителем на гонке в Сингапуре и в индивидуальном зачете занял седьмую строчку сразу после своего напарника Шарля Леклера (а еще Ландо Норриса). За последний месяц 29-летний испанец также заехал за наградами в Лас-Вегас: в партнерстве с гольфистом Джастином Томасом он боролся за «Кубок Netflix» ― для стриминговой платформы это первое спортивное мероприятие в прямом эфире, в рамках которого гонщики «Формулы-1» и участники первенства PGA Tour сыграли показательный матч на поле для гольфа.
8. Джордж Расселл — $9 млн
Команда: Mercedes
Гражданство: Великобритания
Возраст: 25 лет
Зарплата: $4 млн
Премии: $5 млн
Расселлу не особо удалось повторить успешный дебют в составе «Мерседеса»: в 2022 году он добился первой победы на гонках и в чемпионате пилотов финишировал на четвертой позиции. Тем не менее его восьмого места в сезоне-2023 вполне достаточно для того, чтобы команда заняла второе место в Кубке конструкторов, на три очка опередив «Феррари». В августе, одновременно с Хэмилтоном, 25-летний британец продлил контракт и заявил: «Мне хотелось оправдать доверие и надежду, которую возлагали на меня [руководитель клуба «Мерседес» Тото Вольфф] и остальные участники команды».
9 (делит место). Пьер Гасли — $8 млн
Команда: Alpine
Гражданство: Франция
Возраст: 27 лет
Зарплата: $5 млн
Премии: $3 млн
В «Альпин» Гасли перешел после того, как бо́льшую часть прошедших шести лет провел с командой, сегодня называющейся «Альфа Таури» (ранее ― «Торо Россо»). В таблице чемпионата пилотов он оказался по соседству со своим новым напарником, французом Эстебаном Оконом ― они занимают 11-е и 12-е места соответственно. Кроме того, когда на Гран-при в Нидерландах присудили штраф Серхио Пересу, Гасли впервые за два года поднялся с четвертой позиции и вошел в тройку призеров.
9 (делит место). Оскар Пиастри — $8 млн
Команда: McLaren
Гражданство: Австралия
Возраст: 22 года
Зарплата: $3 млн
Премии: $5 млн
В 2023 году Пиастри был самым молодым гонщиком в таблице, но показал себя лучше некоторых других, добравшись до призовых мест в Японии, Катаре и оказавшись в итоге на девятой строчке общего зачета. Ранее австралиец был чемпионом менее престижных «Формулы-2» и «Формулы-3», а в нынешнем сезоне выступал в составе «Макларена» ― для этого команда боролась за него с «Альпином».