Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» в 2023 году. Рейтинг Forbes
Макс Ферстаппен из «Ред Булл» завершил самый успешный сезон в истории «Формулы-1», выиграв рекордные 19 гонок из 22 и сохранив титул чемпиона мира. Неудивительно, что он также стал лидером серии и по доходам: в этом году сумма его заработной платы и премий составила приблизительно $70 млн, а сам он оказался наиболее высокооплачиваемым гонщиком «Формулы-1».
Вершину рейтинга 26-летний Ферстаппен занимает уже второй сезон подряд, опередив Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса», который в 2023-м заработал на трассе примерно $55 млн и десять лет оставался самой высокооплачиваемой звездой серии в ежегодном списке Forbes по доходам среди спортсменов.
В совокупности 10 самых высокооплачиваемых гонщиков «Формулы-1» в 2023 году получили около $258 млн (до уплаты налогов) ― это немногим меньше чем $264 млн в 2022-м.
В отличие от рейтинга Forbes по заработкам, к примеру в футболе или НБА, в перечень «Формулы-1» не входит вознаграждение от проектов в сфере бизнеса вроде рекламных контрактов, и в нем учитываются исключительно заработная плата и премии. Поскольку гонщики в основном должны участвовать в мероприятиях как представители своей команды и ее партнеров, многие из них персональных спонсоров почти не ищут. Свыше $1 млн дополнительно зарабатывают считаные единицы. Так, судя по рейтингу самых высокооплачиваемых спортсменов 2023 года по версии Forbes, у Хэмилтона доход за пределами трассы составил $10 млн, а у Ферстаппена ― $4 млн.
Тем не менее вопреки отсутствию рекламных соглашений гонщиков «Формулы-1» по праву можно назвать настоящими мировыми звездами ― и все более актуальными в Соединенных Штатах, ведь в Америке документальный сериал Netflix «Формула 1. Драйв выживания» собрал большую аудиторию преданных фанатов. Как уже сообщал Forbes, в текущем году благодаря растущему интересу к серии и притоку новых спонсоров 10 клубов «Формулы-1» заработают в среднем по $380 млн каждый (в 2018-м, для сравнения, было всего $220 млн).
В то же самое время из-за введенного в 2021 году предела доходности на одну команду ограничены расходы по ключевым статьям (в 2023-м ― менее чем до $140 млн) ― сделано это с целью того, чтобы избежать слишком большого разрыва между самыми успешными командами вроде «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл» и более скромными коллективами типа «Альфа Ромео», «Хаас» и «Уильямс». Зарплаты гонщиков при расчете верхнего порога пока что не учитываются, а значит, у владельцев остается одно важное направление с широкими возможностями кидаться деньгами и дальше.
«Разумеется, сегодня это один из ключевых факторов, то, что крупные команды могут просто предлагать гонщикам гораздо бо́льшие зарплаты», ― рассказывал на Гран-при Соединенных Штатов в прошлом месяце руководитель клуба «Мерседес» Тото Вольфф. Он отметил, что в рамках серии уже озвучивалась и идея введения предела зарплаты, но любое подобное новшество должно войти в новый Договор Согласия (основополагающее соглашение по «Формуле-1»), то есть не раньше сезона 2026 года, если такое произойдет вообще.
Между тем установленный потолок расходов команд может также опосредованно сказаться на заработке гонщиков. Состязания на автомобилях с открытыми колесами всегда будут зависеть как от человека, так и от машины, но из-за бюджетных правил баланс между составляющими может сместиться.
«Как только потолок расходов начнет работать еще лучше, чем сейчас, ― а я считаю, что он уже устроен весьма неплохо, ― гонщики снова обретут большее влияние, ― подчеркнул в беседе с Forbes в прошлом месяце глава команды «Хаас» Гюнтер Штайнер. ― И конечно же, цена на гонщиков повысится».
МЕТОДОЛОГИЯ
С учетом отсутствия в открытом доступе полных и верифицируемых сведенияй по заработной плате гонщиков «Формулы-1» Forbes сделал собственную оценку по вознаграждению за выступления на чемпионатах совместно с автором Forbes.com Кэролайн Рид из аналитического агентства Formula Money. Показатели основаны на данных финансовой отчетности, юридических документов и пресс-релизов, а также информации, полученной при общении с отраслевыми инсайдерами. Все цифры округлены до ближайшего миллиона.
Гонщики обычно получают базовый оклад, премии за набранные очки или победы на первенствах и чемпионатах, причем сумма последних зависит от величины команды и опыта гонщика. Вознаграждения за пределами трассы, включая рекламные контракты, в данный рейтинг не включены. Налоги и комиссионные отчисления не вычитаются.
Перевод Антона Бундина