К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» в 2023 году. Рейтинг Forbes

Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен (Фото Fernando Llano / AP / TASS)
Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен (Фото Fernando Llano / AP / TASS)
Практически непобедимый на трассе Макс Ферстаппен стоит на вершине пьедестала и по доходам ― нидерландский гонщик является лидером среди 10 пилотов, в текущем году заработавших в общей сложности $258 млн

Макс Ферстаппен из «Ред Булл» завершил самый успешный сезон в истории «Формулы-1», выиграв рекордные 19 гонок из  22 и сохранив титул чемпиона мира. Неудивительно, что он также стал лидером серии и по доходам: в этом году сумма его заработной платы и премий составила приблизительно $70 млн, а сам он оказался наиболее высокооплачиваемым гонщиком «Формулы-1».

Вершину рейтинга 26-летний Ферстаппен занимает уже второй сезон подряд, опередив Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса», который в 2023-м заработал на трассе примерно $55 млн и десять лет оставался самой высокооплачиваемой звездой серии в ежегодном списке Forbes по доходам среди спортсменов.

В совокупности 10 самых высокооплачиваемых гонщиков «Формулы-1» в 2023 году получили около $258 млн (до уплаты налогов) ― это немногим меньше чем $264 млн в 2022-м.

 

В отличие от рейтинга Forbes по заработкам, к примеру в футболе или НБА, в перечень «Формулы-1» не входит вознаграждение от проектов в сфере бизнеса вроде рекламных контрактов, и в нем учитываются исключительно заработная плата и премии. Поскольку гонщики в основном должны участвовать в мероприятиях как представители своей команды и ее партнеров, многие из них персональных спонсоров почти не ищут. Свыше $1 млн дополнительно зарабатывают считаные единицы. Так, судя по рейтингу самых высокооплачиваемых спортсменов 2023 года по версии Forbes, у Хэмилтона доход за пределами трассы составил $10 млн, а у Ферстаппена ― $4 млн.

Тем не менее вопреки отсутствию рекламных соглашений гонщиков «Формулы-1» по праву можно назвать настоящими мировыми звездами ― и все более актуальными в Соединенных Штатах, ведь в Америке документальный сериал Netflix «Формула 1. Драйв выживания» собрал большую аудиторию преданных фанатов. Как уже сообщал Forbes, в текущем году благодаря растущему интересу к серии и притоку новых спонсоров 10 клубов «Формулы-1» заработают в среднем по $380 млн каждый (в 2018-м, для сравнения, было всего $220 млн).

 

В то же самое время из-за введенного в 2021 году предела доходности на одну команду ограничены расходы по ключевым статьям (в 2023-м ― менее чем до $140 млн) ― сделано это с целью того, чтобы избежать слишком большого разрыва между самыми успешными командами вроде «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл» и более скромными коллективами типа «Альфа Ромео», «Хаас» и «Уильямс». Зарплаты гонщиков при расчете верхнего порога пока что не учитываются, а значит, у владельцев остается одно важное направление с широкими возможностями кидаться деньгами и дальше.

«Разумеется, сегодня это один из ключевых факторов, то, что крупные команды могут просто предлагать гонщикам гораздо бо́льшие зарплаты», ― рассказывал на Гран-при Соединенных Штатов в прошлом месяце руководитель клуба «Мерседес» Тото Вольфф. Он отметил, что в рамках серии уже озвучивалась и идея введения предела зарплаты, но любое подобное новшество должно войти в новый Договор Согласия (основополагающее соглашение по «Формуле-1»), то есть не раньше сезона 2026 года, если такое произойдет вообще.

Между тем установленный потолок расходов команд может также опосредованно сказаться на заработке гонщиков. Состязания на автомобилях с открытыми колесами всегда будут зависеть как от человека, так и от машины, но из-за бюджетных правил баланс между составляющими может сместиться.

 

«Как только потолок расходов начнет работать еще лучше, чем сейчас, ― а я считаю, что он уже устроен весьма неплохо, ― гонщики снова обретут большее влияние, ― подчеркнул в беседе с Forbes в прошлом месяце глава команды «Хаас» Гюнтер Штайнер. ― И конечно же, цена на гонщиков повысится».

МЕТОДОЛОГИЯ

С учетом отсутствия в открытом доступе полных и верифицируемых сведенияй по заработной плате гонщиков «Формулы-1» Forbes сделал собственную оценку по вознаграждению за выступления на чемпионатах совместно с автором Forbes.com Кэролайн Рид из аналитического агентства Formula Money. Показатели основаны на данных финансовой отчетности, юридических документов и пресс-релизов, а также информации, полученной при общении с отраслевыми инсайдерами. Все цифры округлены до ближайшего миллиона.

Гонщики обычно получают базовый оклад, премии за набранные очки или победы на первенствах и чемпионатах, причем сумма последних зависит от величины команды и опыта гонщика. Вознаграждения за пределами трассы, включая рекламные контракты, в данный рейтинг не включены. Налоги и комиссионные отчисления не вычитаются.

Перевод Антона Бундина

 
1.  Макс Ферстаппен — $70 млн
André Pichette·EPA·TASS

1. Макс Ферстаппен — $70 млн

Команда: Red Bull Racing

Гражданство: Нидерланды

Возраст: 26 лет

Зарплата: $45 млн

Премии: $25 млн

В этом сезоне Ферстаппен выиграл свой третий подряд чемпионский титул, заняв первые места на 19 гонках из 22 и побив рекорд, который сам же установил в прошлом сезоне, когда стал победителем «всего-то» 15 раз. В общем зачете он обогнал остальных на 290 очков и не просто превзошел достижение Себастьяна Феттеля, который в 2013 году победил с отрывом в 155 очков, но еще и добился уникального результата: его отрыв больше, чем суммарные 285 баллов, которые за сезон смог набрать ставший вторым Серхио Перес.

В рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes Ферстаппен был одним из пяти участников в возрастной категории 25 лет и младше (список опубликован еще до его 26-го дня рождения в сентябре). В следующем сезоне нидерландцу полагается прибавка в зарплате, так как контракт с Red Bull продлен еще на пять лет.

2. Льюис Хэмилтон — $55 млн
Luis E Salgado·ZUMA Press Wire·TASS

2. Льюис Хэмилтон — $55 млн

Команда: Mercedes

Гражданство: Великобритания

Возраст: 38 лет

Зарплата: $55 млн

Премии: $0

Льюис Хэмилтон — один из всего двоих гонщиков за всю историю «Формулы-1», которым удавалось выигрывать семь чемпионских титулов (второй — легендарный Михаэль Шумахер).  Британец оправился от провального шестого места в сезоне-2022 и в новом чемпионате поднялся на третье. Однако, по его собственным высоким стандартам, это все равно можно назвать разочарованием. В 2023 году Хэмилтон поднимался на подиум лишь в шести гонках ― самый неудачный для него сезон с 2013 года, когда на 19 этапах он попал в первую тройку лишь пять раз, а победить на этапе ему и вовсе не удалось ни разу. Но уходить на покой 38-летний британец не намерен: в августе он положил конец давним слухам и продлил контракт с «Мерседесом» еще на несколько лет.

3. Фернандо Алонсо — $34 млн
Tamas Vasvari·EPA·TASS

3. Фернандо Алонсо — $34 млн

Команда: Aston Martin

Гражданство: Испания

Возраст: 42 года

Зарплата: $24 млн

Премии: $10 млн

Свой первый сезон в составе «Астон Мартин», после двух лет гонок в «Альпине», безумно популярный Алонсо закончил на четвертой строчке индивидуального зачета. Если не считать Ферстаппена и Хэмилтона, 42-летний испанец был последним гонщиком, лидировавшим в зачетных таблицах «Формулы-1» и в общемировом рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes — в 2013 году он заработал порядка $30 млн ($28 млн на трассе и $2 млн за ее пределами).

Алонсо увлекался также другими моторными видами спорта, в том числе гонками на выносливость и IndyCar. Недавно он рассказал испанскому GQ, что после ухода из «Формулы-1» ему хочется вернуться к состязаниям в ралли.

4. Серхио Перес — $26 млн
Jose Mendez·EPA·TASS

4. Серхио Перес — $26 млн

Команда: Red Bull Racing

Гражданство: Мексика

Возраст: 33 года

Зарплата: $10 млн

Премии: $16 млн

Перес одержал победу на четырех первых гонках сезона и вместе с напарником Максом Ферстаппеном обеспечил «Ред Буллу» 21 победу в рамках 22 гонок. Несмотря на то что в индивидуальном зачете мексиканец оказался вторым, сдача позиций в середине сезона спровоцировала волну спекуляций о том, что в 2024 году команда подумывает его кем-то заменить. Как минимум пока Перес работает по условиям контракта до окончания следующего сезона, а над пересудами о том, что в 33 он уже готовится уходить на пенсию, спортсмен просто смеется.

5. Шарль Леклер — $19 млн
Luis E Salgado·ZUMA Press Wire·TASS

5. Шарль Леклер — $19 млн

Команда: Ferrari

Гражданство: Монако

Возраст: 26 лет

Зарплата: $14 млн

Премии: $5 млн

Летом один источник утверждал, будто Леклер, пятый гонщик в общем зачете текущего сезона и второй в 2022-м, согласился на продление контракта с «Феррари» за рекордную сумму. Это оказалось неправдой, и в августовском интервью гоночному интернет-изданию The Race Леклер шутил: «Жаль, что не заключил!»

Тем не менее в последнее время спортсмен говорит, что в команде из Маранелло он надеется остаться и по завершении следующего сезона. «Хочу ли я выигрывать чемпионаты мира? Конечно, каждый стремится к одному и тому же, ― делился Леклер с ESPN. ― Но хочу ли я меняться с кем-нибудь местами? Нет, не хочу».

6. Ландо Норрис —  $15 млн
Zsolt Czegledi·EPA·TASS

6. Ландо Норрис — $15 млн

Команда: McLaren

Гражданство: Великобритания

Возраст: 24 года

Зарплата: $5 млн

Премии: $10 млн

После ряда проблем с автомобилями команды в начале этого сезона Норрис вошел в раж и с сентября по ноябрь попал в тройку лидеров в пяти гонках из шести. Это помогло его команде обойти «Астон Мартин» и занять четвертую строчку в командном зачете.

В индивидуальном зачете Норрис финишировал шестым, набрав всего на одно очко меньше чем Фернандо Алонсо и Шарль Леклер. И пусть в 2023 году британец не выиграл ни одного Гран-при, ему удалось отобрать один из победных кубков у Макса Ферстаппена: во время церемонии награждения на июльском Гран-при Венгрии, где Норрис взял серебро, он случайно опрокинул и разбил фарфоровый кубок победителя.

7.  Карлос Сайнс — $14 млн
Nick Didlick·AP·TASS

7. Карлос Сайнс — $14 млн

Команда: Ferrari

Гражданство: Испания

Возраст: 29 лет

Зарплата: $8 млн

Премии: $6 млн

В этом году Сайнс был единственным пилотом не из «Ред Булл», которому удалось выиграть Гран-при. В сентябре он стал победителем на гонке в Сингапуре и в индивидуальном зачете занял седьмую строчку сразу после своего напарника Шарля Леклера (а еще Ландо Норриса). За последний месяц 29-летний испанец также заехал за наградами в Лас-Вегас: в партнерстве с гольфистом Джастином Томасом он боролся за «Кубок Netflix» ― для стриминговой платформы это первое спортивное мероприятие в прямом эфире, в рамках которого гонщики «Формулы-1» и участники первенства PGA Tour сыграли показательный матч на поле для гольфа.

8. Джордж Расселл — $9 млн
Luis E Salgado·ZUMA Press Wire·TASS

8. Джордж Расселл — $9 млн

Команда: Mercedes

Гражданство: Великобритания

Возраст: 25 лет

Зарплата: $4 млн

Премии: $5 млн

Расселлу не особо удалось повторить успешный дебют в составе «Мерседеса»: в 2022 году он добился первой победы на гонках и в чемпионате пилотов финишировал на четвертой позиции. Тем не менее его восьмого места в сезоне-2023 вполне достаточно для того, чтобы команда заняла второе место в Кубке конструкторов, на три очка опередив «Феррари». В августе, одновременно с Хэмилтоном, 25-летний британец продлил контракт и заявил: «Мне хотелось оправдать доверие и надежду, которую возлагали на меня [руководитель клуба «Мерседес» Тото Вольфф] и остальные участники команды».

9 (делит место). Пьер Гасли — $8 млн
Andreja Cencic·ZUMA·TASS

9 (делит место). Пьер Гасли — $8 млн

Команда: Alpine

Гражданство: Франция

Возраст: 27 лет

Зарплата: $5 млн

Премии: $3 млн

В «Альпин» Гасли перешел после того, как бо́льшую часть прошедших шести лет провел с командой, сегодня называющейся «Альфа Таури» (ранее ― «Торо Россо»). В таблице чемпионата пилотов он оказался по соседству со своим новым напарником, французом Эстебаном Оконом ― они занимают 11-е и 12-е места соответственно. Кроме того, когда на Гран-при в Нидерландах присудили штраф Серхио Пересу, Гасли впервые за два года поднялся с четвертой позиции и вошел в тройку призеров.

9 (делит место). Оскар Пиастри — $8 млн
Franck Robichon·EPA·TASS

9 (делит место). Оскар Пиастри — $8 млн

Команда: McLaren

Гражданство: Австралия

Возраст: 22 года

Зарплата: $3 млн

Премии: $5 млн

В 2023 году Пиастри был самым молодым гонщиком в таблице, но показал себя лучше некоторых других, добравшись до призовых мест в Японии, Катаре и оказавшись в итоге на девятой строчке общего зачета. Ранее австралиец был чемпионом менее престижных «Формулы-2» и «Формулы-3», а в нынешнем сезоне выступал в составе «Макларена» ― для этого команда боролась за него с «Альпином».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+