Погнали в компы: как выпускник МГИМО построил 200 киберклубов в 11 странах
— Что представляет собой компьютерный клуб CyberX Community в 2023 году?
— По сути это новый вид развлечений, главная цель которого — максимальный комфорт геймеров. За него отвечают мощные компьютеры и дорогой атмосферный интерьер. Здесь можно играть, смотреть трансляции киберспортивных чемпионатов, заказать еду и при желании самому поучаствовать в турнирах сети с реальными призовыми.
У сети CyberX есть три формата клубов: «Корнер», «Комьюнити» и «Арена». «Корнер» — небольшой клуб в 100 кв. м, наиболее приближенный к классическому компьютерному клубу. «Комьюнити» — самый распространенный формат, так называемый развлекательный супермаркет. Это продукт на стыке компьютерного клуба, лаундж-бара и ресторана с подачей еды непосредственно к игровому месту. В «Комьюнити» можно играть в компьютеры и консоли, смотреть трансляции на большом экране. И, наконец, «Арена» — профессиональная спортивная площадка со сценой для больших киберспортивных мероприятий.
— Почему компьютерные клубы снова стали популярны?
— Современные игры стали требовательны к «железу»: чтобы получить удовольствие от игры, компьютер должен быть высокого уровня. Сегодня собрать актуальную игровую станцию стоит от 200 000 рублей. Очевидно, что большая часть геймеров не готовы к таким тратам и им гораздо проще прийти в клуб, взять оборудование в краткосрочную аренду и насладиться игрой.
Кроме того, клубы CyberX продуманы для комфорта гостей: неоновый свет, интерьер и художественное оформление, эргономичная мебель. Все это воспроизвести у себя дома непросто и дорого.
— Как появилась компания CyberX Community?
— Мы с будущей женой Кристиной основали компанию в 2017 году, тогда она называлась Community. К этому моменту мы были вместе пять лет — познакомились в Краснодаре, на олимпиаде для поступления в МГИМО. Но поступили в разные университеты: Кристина училась в Санкт-Петербурге, а я в Москве. Летом, после сессии, мы приезжали домой в Белореченск. Это маленький город, и делать в нем нечего. В кино, например, мы ездили в соседний Майкоп, который в 20 км от нас. И вот какие-то предприимчивые ребята открыли в Белореченске компьютерный клуб, фактически «на коленке»: достали 14 компьютеров двадцатилетней давности, поставили столы, стулья. Идея казалась глупой: клуб открылся в помещении, в котором 16 лет назад закрылся такой же игровой клуб, «новый» выглядел старым, и играли в нем в то же, во что играли тогда — в Counter-Strike 1.6. От нечего делать мы попытались попасть в этот клуб и не смогли — настолько много было желающих.
В тот момент мы осознали, что киберклубы — очень перспективное направление, но упаковать это нужно лучше. Купить новые компьютеры, сделать нормальный ремонт. Уже в конце 2017 года мы открыли первый клуб в Белореченске. Но к тому моменту большую часть времени мы жили и учились в Москве, амбиции тоже были московские. Так в торговом центре «Авеню» в районе станции метро «Юго-Западная» летом 2018 года открыли еще один клуб. У нас было помещение, мы хотели делать в нем кальянную и лаундж-бар, но, увидев спрос на киберспорт, надстроили второй этаж и поставили десять компьютеров. Скоро они стали приносить больший доход, чем кальянная.
— Чем вас привлекла бизнес-концепция сети компьютерных клубов?
— Во-первых, индустрия привлекла нас как клиентов. Мы на себе почувствовали, что спрос на классные клубы сильно превышает предложение. У киберспорта в России многомиллионная аудитория, а инфраструктура в виде атмосферных качественных локаций на тот момент отсутствовала как явление даже в Москве, не говоря уже о таких маленьких городах, как Белореченск. Это актуально и сегодня. И мы не прогадали. На торжественные открытия наших клубов собираются сотни гостей, это событие для жителей района или населенного пункта. Нам постоянно пишут со всей страны с просьбой открыть CyberX в том или ином месте.
Во-вторых, бизнес компьютерных клубов привлекателен тем, что это бюджетный вид развлечений. Стоимость часа игры составляет около 100 рублей, а средняя игровая сессия длится 3,5 часа. Демократичный чек позволяет классно провести время в современном киберклубе очень широкой целевой аудитории. А это значит, что наши клиенты находятся и в мегаполисах, и в небольших поселках.
— Что помогло поверить в эту бизнес-модель?
— Как предпринимателей этот бизнес привлек нас сроками по выходу на точку безубыточности и окупаемости инвестиций. На сегодняшний день большая часть киберклубов CyberX Community выходит на точку безубыточности на второй- третий месяц, а полная окупаемость инвестиций стартует от двух лет. Также привлекает простота управления бизнес-процессами. В современном киберклубе человеческий фактор гораздо меньше влияет на клиентский опыт. Все завязано на компьютерах, а не на людях. Для управления одной точкой формата «Корнер» достаточно одного администратора, поскольку большинство процессов по учету игрового времени и обновления игр автоматизированно и осуществляется нашей удаленной круглосуточной технической поддержкой.
Ну и наконец, в этой нише гораздо легче расти и развивать сеть. Поиск локации для клуба гораздо проще, чем для ретейла: не требуется большого проходящего трафика, можно спокойно открываться на вторых и третьих этажах зданий, где аренда дешевле. Лучшие клубы сети по выручке в России открыты как раз на вторых этажах. Все, что нужно для успешной локации, — это плотная жилая застройка поблизости, учебные заведения и наличие парковки. Такое место можно быстро найти в любом населенном пункте. Во многом именно поэтому сегодня мы практически каждый месяц открываем собственные заведения, помимо франчайзинговых.
— Когда вы приняли решение развиваться за счет продажи франшизы?
— В 2019 году, когда поняли, что масштабироваться своими силами, чтобы занять желаемую долю рынка, нереально.
— Что самое трудное в том, чтобы клуб стал успешным?
— Для большинства франчайзи самое трудное не поддаться на обещания окупаемости за 10–12 месяцев. Реальный срок — два года. И при этом на начальном этапе создания клуба нужно быть вовлеченным в процесс строительства и управления до выхода на плановые показатели.
Наиболее успешными стали те наши партнеры, у кого было базовое понимание бизнес-процессов и готовность первые полгода выкладываться на 100%. И именно они потом и открывают вторые и третьи клубы. По статистике, каждый третий открываемый клуб CyberX, запущенный в 2023 году, был открыт действующим партнером, а у нашего партнера в Иркутске открыто уже пять CyberX разного формата.
— Сколько стоит открыть клуб CyberX?
— Реальный нижний порог инвестиций начинается от 6–6,5 млн рублей — это наш формат «Корнер». Формат «Комьюнити» с зоной еды — от 7,5–8 млн рублей, «Арена» стартует от 13 млн рублей.
— Сколько стоит франшиза CyberX и подорожала ли она?
— На формат «Корнер» паушальный взнос составляет 600 000 рублей, «Комьюнити» — 800 000 рублей, «Арена» — 1 млн рублей. Роялти составляют 5% от выручки начиная с третьего месяца работы.
— Вы привлекаете кредиты на развитие сети?
— Да, особенно активно мы начали кредитоваться в этом году, так как выросла скорость открытия клубов. «Арена» в Краснодаре обошлась чуть более чем в 20 млн рублей, клуб в Белореченске — в 13 млн рублей, два клуба в Москве — по 10 млн рублей. Это значительные суммы для того, чтобы брать их из оборота. Поэтому мы занимаем в банках, используем лизинг оборудования и иногда привлекаем инвесторов. С их стороны есть значительный спрос на то, чтобы стать владельцем или совладельцем клуба на фоне сокращения возможностей инвестирования. Им интересно вкладывать в понятный бизнес с прогнозируемым денежным потоком.
— Что важнее: размер среднего чека или количество посетителей?
— В клубе формата «Корнер» средний чек 270–300 рублей. В этом преимущество нашей модели — услуга доступна всем в любом регионе. Но в какой-то момент мы уперлись в потолок количества клиентов. В нашем бизнесе есть термин «предельная возможность загрузки игрового места». Больше, чем на 12 часов в сутки, компьютер загрузить невозможно. Стало ясно, что в этом случае нужно работать над увеличением среднего чека. Тогда и родилась концепция «Комьюнити» — мы стали подключать кухню, значительно расширять бар, ввели лаундж. В этой концепции средний чек вырос до 650 рублей. У нас и в среднем по рынку выручка бара в компьютерном клубе составляет 15%, а в последних точках, которые мы открывали, она превысила 50%.
— Как геополитическая ситуация отразилась на вашей сети?
— Изменилось многое. Наши вендоры ушли, их представительства закрылись. Мы начали напрямую работать с Китаем. Сейчас мы сами ввозим мониторы, клавиатуры и начали контрактное производство игровой периферии под своим брендом. Кроме этого, запустили собственное производство мебели, рекламных конструкций, маркетинговых материалов, сами собираем и комплектуем игровые компьютеры и затем одной-двумя фурами отправляем большую часть клуба партнеру. Наши франчайзи арендуют помещение, и к ним приезжает машина, в которой есть все для оборудования клуба, вплоть до ковриков для мышек и салфеток. По принципу одного окна. Поэтому по нашей франшизе можно открыть клуб за 60 дней.
После 2022 года особенно активно мы начали получать заявки на приобретение франшизы из дружественных стран и стран СНГ. Только за 2023 год мы открыли клубы на Кипре, в Армении, Киргизии и увеличили представительство в Белоруссии и Казахстане.
— Чем ваша франшиза отличается от конкурентов?
— В отличие от коллег, для нас основной бизнес не продажа франшизы, а развитие собственной сети. План на следующие три года — довести количество собственных клубов до 30% от всего размера сети. Мы не открываем клубы под брендом CyberX, даже разных концепций, ближе, чем в 1 км друг от друга, чтобы не допустить каннибализации. И мы не используем оборудование одного бренда, а ставим лучшие в своих нишах устройства и мониторы разных компаний. Мы не зарабатываем на технике, а идем от потребностей клиентов. Это позволяет нашим гостям в CyberX возле своего дома играть на том же оборудовании, на котором играют игроки ведущих чемпионатов мира.
— Почему киберспорт будет развиваться дальше?
— Цифры говорят сами за себя. Два с половиной года назад объем рынка составлял 1000 клубов. Сейчас их 2500. Второй показатель — выручка наших уже открытых клубов, которая растет на 20–30% год к году. Когда мы открыли первый клуб, никто из моего окружения не играл, а в начале прошлого года многие подсели на наш продукт, стали постоянными клиентами. Особенно в формате «Комьюнити», где посетитель может положить на депозит 10 000 рублей и спокойно играть. Такого раньше не было.
— Какая у вас глобальная бизнес-цель?
— Мы работаем для того, чтобы довести размер сети до 1000 клубов. Это возможно в перспективе пяти лет. Общепризнанная оценка: 7000–8000 клубов смогут зарабатывать, не отрезая друг у друга долю рынка. Бизнес-модель компьютерного клуба привлекательна тем, что одинаково хорошо работает как в мегаполисе, так и в маленьких населенных пунктах. Если не терять темпа и качества продукта, достичь 1000 клубов с последующим выходом на IPO видим абсолютно реальной задачей уже в среднесрочной перспективе.