Кабмин одобрил поправки к законопроекту о запрете рекламы на заблокированных сайтах
Комиссия правительства одобрила поправки ко второму чтению законопроекта о запрете размещения рекламы на заблокированных сайтах, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники. В ходе обсуждения инициативы у ФАС и Минцифры возникли разногласия из-за того, наступает ли ответственность рекламодателя, если он не контролировал выбор площадки
Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила поправки ко второму чтению законопроекта о запрете размещения рекламы на заблокированных сайтах, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к комиссии, и на собеседника в правительстве.
Как следует из сопроводительных документов к законопроекту, большая часть поправок носит технический характер — например, предлагается запретить распространение рекламы на информационных ресурсах не только «неправительственной» иностранной или международной организации. Изменения внесли после того, как Владимир Путин в прошлом августе разрешил признавать нежелательными не только неправительственные иностранные организации, но и структуры с государственным участием.
Кроме того, ко второму чтению действие закона предлагается распространить на ресурсы общественного или религиозного объединения, если суд их ликвидировал или запретил по законам о противодействии экстремизму или терроризму.
Законопроект был внесен в Госдуму 21 июня 2024-го, первое чтение он прошел 25 июля. Его авторы предлагают внести изменения в законы «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности». В частности, они предлагают запретить размещение рекламы на информационных ресурсах, «доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также на ресурсах организаций, признанных нежелательными и экстремистскими в России.
В ходе его обсуждения у ФАС и Минцифры возникли разногласия, пишут «Ведомости»: министерство предложило не наказывать рекламодателя, если он не контролировал размещение рекламы. ФАС заявила, что при размещении рекламы заключается договор, в котором прописаны площадки, где она будет находиться. «Ведомости» направили запросы в оба ведомства.
Изначально предполагалось, что законопроект должен вступить в силу 1 марта этого года. Ярослав Шицле из юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» отмечает, что это слишком короткий переходный период, чтобы перестроить бизнес-процессы и внести новые системы контроля.
Законопроект сильно затруднит деятельность сервисов и организаций, которые непосредственно размещают рекламу, отмечает председатель коллегии «Сулим и партнеры» Ольга Сулим. «В новых реалиях (она) будет вполне сравнима с хождением по минному полю, учитывая регулярное пополнение реестров и списков запрещенных организаций и заблокированных в России сервисов», — рассказала она «Ведомостям».
В прошлом марте Путин подписал закон, запрещающий россиянам и российским компаниям размещать рекламу на сайтах и в соцсетях иноагентов, а также рекламировать ресурсы иноагентов. Ответственность за нарушение закона предусмотрена как для иноагентов, так и для рекламодателей. Для физлиц предусмотрен штраф до 2500 рублей, для руководителей компаний и ИП — от 4000 до 20 000 рублей, для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 рублей, для средних и крупных предприятий — от 100 000 до 500 000 рублей.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин еще до подписания документа Путиным заявил, что закон уже «показал свою эффективность», поскольку некоторые иноагенты «объявили о закрытии проекта, другие — сокращают штаты своих редакций». Он добавил, что, согласно прогнозам, из-за нового закона иноагенты лишатся от 50% до 80% всех рекламных доходов. «А это, по мнению экспертов, за прошлый год составило порядка 5 млрд рублей», — указал спикер нижней палаты.