Госдума одобрила законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах
Законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах прошел первое чтение. Речь идет о ресурсах организаций, признанных нежелательными и экстремистскими в России, а также о других ресурсах, доступ к которым ограничен по закону
Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах, следует из думской электронной базы. Там же опубликовано постановление нижней палаты парламента, в котором говорится, что комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции должен доработать проект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение во втором чтении. О каких именно поправках идет речь, не уточняется.
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в законы «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности». В частности, они предлагают запретить размещение рекламы на информационных ресурсах, «доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также на ресурсах организаций, признанных нежелательными и экстремистскими в России.
Законопроект был внесен в Госдуму 21 июня. Авторами инициативы выступили депутаты от комитетов Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также по безопасности и противодействию коррупции и сенаторы, в том числе Андрей Клишас и другие.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что российские пользователи при помощи «технологий обхода ограничения доступа» продолжают посещать «противоправные информационные ресурсы», такие как Instagram и Facebook (обе соцсети принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). Из-за этого владельцы таких ресурсов имеют возможность «получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50% до 90%», говорится в документе. Получение же дохода от рекламы позволяет владельцам таких ресурсов «создавать новый контент, включая запрещенную информацию, и поддерживать интерес пользователей к своим ресурсам», подчеркнули авторы инициативы.
В марте Владимир Путин подписал закон, запрещающий россиянам и российским компаниям размещать рекламу на сайтах и в соцсетях иноагентов, а также рекламировать ресурсы иноагентов. Ответственность за нарушение закона предусмотрена как для иноагентов, так и для рекламодателей. Для физлиц предусмотрен штраф до 2500 рублей, для руководителей компаний и ИП — от 4000 до 20 000 рублей, для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 рублей, для средних и крупных предприятий — от 100 000 до 500 000 рублей.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин еще до подписания документа Путиным заявил, что закон уже «показал свою эффективность», поскольку некоторые иноагенты «объявили о закрытии проекта, другие — сокращают штаты своих редакций». Он добавил, что, согласно прогнозам, из-за нового закона иноагенты лишатся от 50% до 80% всех рекламных доходов. «А это, по мнению экспертов, за прошлый год составило порядка 5 млрд рублей», — указал спикер нижней палаты.