Путин разрешил использовать имущество США в России для компенсации изъятия активов
Путин подписал указ, которым в том числе разрешил использовать имущество США в России для компенсации ущерба, нанесенного стране и ЦБ в результате изъятия российских активов. Согласно документу, глава государства также разрешил пострадавшим обращаться в суд при необоснованном лишении их прав на имущество по решению американских властей
Президент Владимир Путин подписал указ, которым разрешил использовать имущество США в России для компенсации ущерба от изъятия российских активов. Текст указа о специальном порядке компенсации ущерба, причиненного России и Банку России в связи с действиями США, опубликован на официальном портале правовой информации. В документе сказано, что указ подписан в «целях защиты национальных интересов» России.
Согласно тексту указа, глава государства разрешил российским правообладателям обращаться в суд «с заявлением об установлении факта необоснованного лишения прав на имущество» в связи с решениями американских властей и о компенсации ущерба. Под российскими правообладателями в указе понимают ЦБ и государство.
Если суд решит, что у властей США не было достаточных оснований для изъятия российских активов, он должен будет запросить у правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями в России перечень имущества США, которое может быть использовано в качестве компенсации ущерба. В частности, это имущество может принадлежать США, гражданам и резидентам этой страны, а также лицам, которые находятся под контролем последних даже вне зависимости от места их регистрации, говорится в указе. В документе всех их называют лицами США.
Имущество для компенсации ущерба должно быть выбрано по принципу соразмерности, следует из документа. В частности, к такому имуществу может быть отнесено движимое и недвижимое имущество США и лиц государства, принадлежащие им ценные бумаги, доли в уставных капиталах российских юрлиц, а также имущественные права.
Путин разрешил правительству выбрать орган исполнительной власти, который будет уполномочен обращаться в суд. Правительство также должно будет установить порядок рассмотрения запроса правообладателя и определения перечня имущества, которое может быть использовано в качестве компенсации, и внести изменения в законодательство, направленные на реализацию опубликованного указа, в течение четырех месяцев, следует из документа.
Российская сторона неоднократно предупреждала западные страны о возможных ответных мерах на изъятие российских активов. В частности, в апреле пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков предупредил, что изъятие российских активов станет «предметом неких ответных действий и предметом судебных разбирательств». «Это не что иное, как слом всех основ экономической системы, это посягательство на государственную собственность», — отметил он. Ранее, в январе, «РИА Новости» на основе национальных статистических данных подсчитало, что Москва может конфисковать $288 млрд у западных стран в ответ на изъятие российских активов.
20 апреля палата представителей Конгресса США утвердила пакет законопроектов, в который среди прочего входит инициатива, разрешающая конфискацию российских активов и их передачу Украине. Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя это, заявила, что «Вашингтон прибегает к банальному воровству замороженных российских активов, на что в Конгрессе дают зеленый свет администрации [Джо] Байдена». 24 апреля президент США подписал этот закон.
Замороженные активы России за рубежом оцениваются в $280 млрд, пишет The Washington Post. В США заблокировано всего $6 млрд из них, сообщала глава европейского ЦБ Кристин Лагард. Для сравнения: по оценкам ЕС, в европейском депозитарии Euroclear находится €210 млрд ($229 млрд) российских активов, в том числе резервов российского ЦБ.
8 мая гендиректор депозитария Euroclear Валери Урбен в интервью L'Echo предупредила о негативных последствиях для финансовых рынков от конфискации замороженных в ЕС активов России. По ее мнению, в результате этого крупные международные инвесторы могут «отвернуться от Европы». Об аналогичных рисках в середине апреля предупреждала Лагард. По ее словам, «переход от замораживания активов к их конфискации и распоряжению ими [может нести риск] нарушения международного порядка». В начале мая газета Financial Times сообщила об отказе G7 от полной конфискации активов России. По информации издания, чиновники G7 в частном порядке признают, что этот вопрос больше не рассматривается. Вместо этого официальные лица изучают альтернативные способы использования замороженных средств.
В начале месяца постпреды стран Евросоюза предварительно согласовали использование доходов от замороженных российских активов для помощи Киеву. Согласно утвержденному Советом ЕС механизму передачи доходов от заблокированных российских активов, прибыль от замороженных в европейских депозитариях активов России будут дважды в год направлять на поддержку Киева. Новые правила касаются доходов, полученных с 15 февраля 2024 года европейскими депозитариями, «владеющими российскими суверенными активами и резервами на сумму более €1 млн», уточнили в Совете ЕС. Там добавили, что 90% доходов будут направляться в Европейский фонд мира, а 10% — на реализацию программ поддержки Украины, финансируемых из бюджета ЕС.
Помимо этого, Евросоюз не намерен возвращать России доходы от ее замороженных активов даже после прекращения действия санкций. В ЕС объяснили это решение тем, что прибыль от реинвестирования средств не является суверенным активом. «Следовательно, правила защиты суверенных активов не применимы к этим доходам», — сказано в обновленном регламенте об ограничительных мерах. Комментируя решение Совета ЕС, Песков заявил, что Кремль расценивает как экспроприацию любой вариант изъятия российских средств Евросоюзом.