Чиновники G7 в частном порядке признают, что идея полной конфискации активов России больше не рассматривается, пишет FT. По данным издания, страны ЕС опасаются, что такое решение подорвет доверие к евро как к глобальной резервной валюте. Отказаться от изъятия российских активов Евросоюз также призывают Индонезия и Саудовская Аравия, опасаясь за сохранность собственных средств на Западе
Хотя Украина продолжает настаивать на полной конфискации замороженных на Западе российских активов, чиновники G7 в частном порядке признают, что этот вопрос больше не рассматривается. Вместо этого официальные лица изучают альтернативные способы использования замороженных средств, пишет Financial Times.
Европейские чиновники опасаются, что попытка изъять активы России ударит по репутации евро как глобальной резервной валюты. Их также беспокоит безопасность европейских активов, которые все еще находятся в России, поскольку Москва обещала зеркально ответить на конфискацию, пишет газета. По данным чиновников, сейчас в российском Национальном расчетном депозитарии находится €33 млрд европейских инвесторов, которые постепенно изымают через суды, отмечает FT.
Отказаться от изъятия активов России страны Евросоюза также призывают Индонезия и Саудовская Аравия, опасаясь за сохранность собственных средств, которые находятся на Западе, рассказали FT неназванные чиновники ЕС. «Они очень обеспокоены», — подчеркнул один из собеседников газеты.
Если страны Запада начнут игнорировать принципы международного права, «это может быть использовано против нас другими государствами, мы создадим прецедент, который будет иметь нежелательные последствия», заявила в беседе с FT профессор Королевского колледжа Лондона Филиппа Вебб, автор исследования Европарламента о законности конфискации активов России.
Как пишет FT, вопрос изъятия замороженных активов «расколол» G20: за конфискацию выступают США, Канада и Великобритания, тем временем Япония, Франция, Германия, Италия и ЕС «сохраняют повышенную осторожность, что приводит к патовой ситуации». Министр финансов Италии Джанкарло Джорджетти в феврале отметил, что найти правовую основу для конфискации активов будет «трудно и запутанно». Его французский коллега Бруно Ле Мэр был еще более категоричен, заявив, что правовой основы для этого просто не существует.
Председатель Европейского центробанка Кристин Лагард ранее предупредила, что «переход от замораживания активов к их конфискации и распоряжению ими [может нести риск] нарушения международного порядка, который вы хотите защитить и который вы хотели бы, чтобы Россия уважала». Кроме того, некоторые европейские чиновники опасаются, что решение о конфискации активов повлечет волну требований репараций со стороны стран, пострадавших от двух начатых Германией мировых войн, и от бывших колоний, накопивших претензии к бывшим империям, пишет FT.
По данным газеты, западные официальные лица обсуждают возможные альтернативы конфискации. Например, ЕС предлагает использовать доходы от российских активов, замороженных на спецсчете Euroclear, для закупки оружия для Украины, рассчитывая, что европейский депозитарий в таком случае выступит своеобразным буфером от юридических рисков. Вашингтон предлагает выделить Украине $50 млрд в виде кредита, обеспеченного будущими прибылями от российских активов.
Впрочем, это предложение связано с потенциальными проблемами в случае, если российская «военная спецоперация»* на Украине в ближайшее время закончится, пишет FT. «Если когда-нибудь начнутся мирные переговоры и Украина решит принять в них участие, может возникнуть ситуация, когда Россия потребует вернуть свои замороженные активы, а в обмен согласится пойти на территориальные уступки Украине. Вы не сможете этого сделать, если активы уже будут заложены», — отметил в разговоре с изданием чиновник из Германии.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.