Президент Киргизии подписал закон о некоммерческих организациях — аналог закона об иноагентах. Согласно ему, в стране будет создан реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя: они должны будут в том числе маркировать свои материалы. В случае нарушений законодательства у организации будет месяц на их устранение, в противном случае ей грозит приостановка деятельности на шесть месяцев и впоследствии ликвидация. Сам Жапаров исключил какие-либо преследования по закону
Президент Киргизии Садыр Жапаров подписал закон «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях». Сообщение об этом опубликовано на сайте президента Киргизии. Закон был внесен на рассмотрение в жогорку кенеш (однопалатный парламент) в мае 2023 года и был принят 14 марта этого года, после чего направлен на подпись главе государства, следует из информации на сайте парламента Киргизии. Согласно тексту закона, он вступит в силу через десять дней после официального опубликования.
Согласно тексту документа, принятого в третьем чтении в середине марта и опубликованного на сайте парламента Киргизии, в стране будет создан реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя: в него должны быть включены наименование организации, которая получает финансирование из иностранных источников, сведения об учредителях и руководителе НКО. Кроме того, организации, внесенные в этот реестр, должны будут маркировать свои материалы указанием на то, что «материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя».
В случае если организация нарушит требования принятого закона, у нее будет один месяц, чтобы устранить нарушения, в противном случае уполномоченный орган может приостановить ее деятельность на срок до шести месяцев, в течение которых НКО будет запрещено использовать банковские вклады, и впоследствии обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица, следует из текста документа.
Комментируя подписание закона, Жапаров обратил внимание на то, что многие неправительственные организации, которые работают в Киргизии в течение 30 лет, нигде не были зарегистрированы и никому не отчитывались. «Они открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их по своему усмотрению, в том числе в личных целях. Отныне они, как и все, будут регистрироваться в Минюсте, открывать банковские счета. Теперь они начнут работать открыто. Не будет бардака, как прежде», — заявил он (цитата по Sputnik Кыргызстан). При этом Жапаров исключил какое-либо преследование по закону. «У государства нет секретов, которые нужно скрывать от вас и ваших доноров. У нас всю информацию можно найти в открытых источниках. Если можете, получайте не миллионы, а миллиарды. Это пойдет только на пользу нашей стране. Мы просто хотим, чтобы все работали на равных условиях», — добавил Жапаров.
В российском законодательстве понятие «иностранный агент» появилось в 2012 году на фоне массовых протестов. Изначально этот статус давали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за рубежа, но позднее его стали применять к юридическим и физлицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам и СМИ.
В 2022 году критерии для признания иноагентом были расширены: к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица. В июле 2023 года Владимир Путин подписал закон, наделяющий Минюст правом внепланово проверять тех, кто помогает иноагентам, и штрафовать их на сумму до 300 000 рублей за невыполнение предписаний о нарушениях.
Граждане и организации, признанные в России иноагентами, обязаны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах, маркировать все публикации, в том числе в личных соцсетях. С 2022 года им запрещено преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий. В марте 2024 года президент Владимир Путин подписал закон, запрещающий россиянам и российским компаниям размещать рекламу на сайтах и в соцсетях иноагентов, а также рекламировать ресурсы самих иноагентов.