«Нужно лишь четыре раза кликнуть мышкой»: чем грозит ФБК статус иностранного агента
В среду, 9 октября, Минюст включил Фонд борьбы с коррупцией в реестр иностранных агентов. Представители фонда пока затрудняются определить, какие последствия это решение будет иметь для ФБК. «Мы не видели самого определения, но как только ознакомимся с ним, решим, что делать дальше. Конечно, если ФБК попадет в реестр, то мы будем это обжаловать в суде. Фонд никогда не принимал никакого иностранного финансирования ни от иностранных физических лиц, ни от иностранных компаний», — сообщил Forbes юрист ФБК Иван Жданов. Он отметил, что у фонда есть система безопасности при получении пожертвований в случае провокаций, например нельзя перевести деньги с карты иностранного банка.
Если ФБК останется со статусом иностранного агента, то по закону организация должна будет разместить соответствующую информацию у себя на сайте, а также при любом упоминании делать подобные отсылки, говорит Жданов. «В противном случае будут штрафы и взыскания. Но мы и так постоянно получаем различные штрафы, у нас постоянно проводятся обыски, так что ничего нового происходить не будет», — сказал Жданов.
Законодательная база
Поправки о наделении некоммерческих организаций статусом иностранного агента были внесены в закон «О некоммерческих организациях» в июле 2012 года (ФЗ № 121). Все компании, которые участвуют в политической деятельности страны и получают финансирование из-за границы, должны быть внесены в реестр.
По закону организация, признанная иностранным агентом, должна отчитываться о всех средствах, приходящих из-за границы, а также указывать на своих сайтах и во всех публикуемых материалах информацию о том, что организация признана иностранным агентом, ежеквартально предоставлять бухгалтерскую отчетность, а также каждый год – результаты аудиторских проверок. Она также должна делать пометку о том, что является иноагентом, во всех своих материалах, в том числе в интернете. При этом закон не накладывает обязательств на СМИ указывать статус организации-иноагента при цитировании ее материалов, говорит юрист Кирилл Коротеев, представляющий в судах правозащитный центр «Мемориал» (он также признан иноагентом).
За нарушение правил раскрытия информации может грозить штраф от 100 000 до 300 000 рублей для должностных лиц, и от 300 000 до 500 000 рублей для юридических. В Уголовный кодекс также введена ответственность за злостное уклонение от предоставления документов (статья 330.1, до 2 лет лишения свободы).
Сейчас, согласно реестру на сайте Минюста, в списке иностранных агентов 72 организации. Среди них — «Левада-центр», ассоциация «Голос», «Общественный вердикт».
Представители «Мемориала» пытались оспорить нормы закона «об иностранных агентах» в Конституционном суде, но проиграли. Впоследствии «Мемориал» и «Голос» также оспаривали статус иностранного агента в Замоскворецком суде Москвы, но тоже проиграли.
Последствия
Юристы «Мемориала» отмечают, что никаких серьезных последствий для их организации включение в реестр иностранных агентов не повлекло. «После включения «Мемориала» в список иностранных агентов просто появилось требование чаще предоставлять бухгалтерские отчеты. Если раньше бухгалтерам нужно было предоставить два отчета в год, то сейчас – четыре. Но их генерирует программа автоматически и нужно всего лишь четыре раза кликнуть мышкой», — говорит юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев. Он отмечает, что требование раскрывать источники иностранного финансирования для некоммерческих организаций было и раньше. «Гораздо больше времени занимает дача комментариев и объяснений на тему, что изменилось», — говорит Коротеев.
Серьезные последствия для организации начинаются тогда, когда она попадает в список нежелательных организаций, как это произошло с движением «Открытая Россия».
Но в этот список попадают только по решению Генпрокуратуры. Согласно закону «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека», НКО включается в список, если она «представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства».
По закону организация, признанная нежелательной, должна прекратить деятельность созданных в России подразделений, она не может распространять материалы или работать в качестве СМИ, а также проводить акции или создавать различные проекты. Все счета и вклады компании замораживаются, а банковские операции приостанавливаются.
Нежелательной организаций «Открытая Россия» была признана еще в 2017 году. В марте этого года движение объявило о самороспуске, чтобы остановить преследование активистов. С начала этого года в отношении ряда ее членов, в том числе в отношении активистки Анастасии Шевченко, были возбуждены уголовные дела по статье 284.1 Уголовного кодекса «Осуществление деятельности организации, признанной на территории России нежелательной».