Минюст признал иноагентом депутата заксобрания Петербурга Бориса Вишневского
Минюст в очередной раз пополнил список иностранных агентов. В эту пятницу в него вошли депутат заксобрания Петербурга, зампред партии «Яблоко» Борис Вишневский, правозащитный проект «Первый отдел» и адвокат Вадим Прохоров
Минюст включил в реестр иноагентов депутата заксобрания Санкт-Петербурга, зампреда партии «Яблоко» Бориса Вишневского, правозащитный проект «Первый отдел» и адвоката Вадима Прохорова.
Прохоров защищал Бориса Немцова и Владимира Кара-Мурзу (признан в России иноагентом). Правозащитный «Первый отдел» представлял в суде фигурантов дел о госизмене, в том числе журналиста Ивана Сафронова. Вишневский на прошлой неделе попросил следователей проверить информацию о вбросе бюллетеней на президентских выборах на одном из избирательных участков в Петербурге. Поводом стало появившееся в сети видео, на котором две женщины вбрасывают бюллетени в урну, а затем переворачивают и трясут ее.
По заявлению Минюста, Вишневский был респондентом на информационных площадках иностранных СМИ и иноагентов, а также принимал участие в создании сообщений и материалов иноагентов, выступал против «военной спецоперации»*, распространял недостоверную информацию о решениях и политике властей России.
Как считает Минюст, Прохоров также распространял недостоверную информацию о решениях и политике властей России, принимал участие в создании сообщений и материалов иноагентов. Кроме того, он директор фонда, который включен в реестр иноагентов. Он проживает не в России, отмечает ведомство.
«Первый отдел» выступал против «военной спецоперации», распространял недостоверную информацию о решениях и политике властей России, а также сведения, способствующие оказанию финансовой поддержки Украине и организациям, признанным нежелательными в России, заявил Минюст. Кроме того, он принимал участие в создании и распространении материалов иностранных агентов и сотрудничает с иноагентами.
В предыдущий раз Минюст пополнял реестр иноагентов 22 марта. Тогда в него попали журналист Кирилл Набутов, правозащитник Александр Скобов и партнерство «Викимедиа РУ». Также иностранными агентами были признаны издание «Смола» и проекты «T-invariant» и «Лаборатория публичной социологии».
Неделей ранее из реестра исключили блогера Николая Соболева из-за «утраты признаков» иноагента. Соболев, в начале марта объявивший о приостановке своего YouTube-канала из-за закона о запрете рекламы у иноагентов, назвал свое исключение из реестра чудом. Он рассказал Forbes, что утратил статус иноагента после плановой проверки, в рамках которой отчитался об отсутствии западного финансирования.
Зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин позднее заявил, что исключение из реестра иностранных агентов может стать обычной практикой, но для этого будет недостаточно отсутствия зарубежного финансирования. Желающим потребуется доказать, что они «не подвергаются иностранному влиянию» и «не способствуют распространению западных нарративов среди своей аудитории», указал Горелкин.
Понятие «иностранный агент» ввели в российское законодательство в 2012 году, применяя к некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и получающим финансирование из-за рубежа. Позднее этот статус начали применять к физическим и юрлицам. В 2022 году критерии для признания иноагентом были расширены и к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица.
Граждане и организации, признанные иноагентами, обязаны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах, маркировать все публикации, в том числе в личных соцсетях. С 2022 года им запрещено преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий. В марте 2024 года президент Владимир Путин подписал закон, запрещающий россиянам и российским компаниям размещать рекламу на сайтах и в соцсетях иноагентов, а также рекламировать ресурсы самих иноагентов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.