К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей

Виктор Дмитриев (Фото DR)
Виктор Дмитриев (Фото DR)
Петрозаводский клуб «Полярный Одиссей» Виктора Дмитриева объединил романтиков, интересующихся историей флота, а заодно дал возможность всем желающим не только изучать историю географических открытий по книгам, но и пройти маршруты на репликах собственноручно построенных старинных деревянных судов. За полвека существования клуба на воду было спущено более четырех десятков ладей, ботов, казачьих стругов, шхун и фрегатов. Многие из них стоят на причале созданного при клубе морского музея, который ежегодно посещают около 8000 человек

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»* 

Все началось с книги Вениамина Каверина «Два капитана», прочитанной Виктором Дмитриевым в детстве. Тогда его и захватил дух странствий и географических открытий. В первые путешествия он отправился во время учебы в Петрозаводском государственном университете — на мотоцикле и автомобиле.

«Все время что-то изобретал, — вспоминает Виктор Дмитриев. — Например, однажды даже подал заявку на регистрацию изобретения нового космического корабля. Но тогда это было секретное направление — мне сказали, чтоб я не совался».

 

Окончив университет, Дмитриев работал в НИИ «Севрыбпроект» — участвовал в разработке электрооборудования для промышленного рыболовства и одновременно руководил «общественной лабораторией» научно-технического творчества, в которой создали робот-батискаф. В 1974 году он и четверо его друзей вложились в собственное судно.

«За 500 рублей купили корпус малого рыболовного бота, сами восстановили, назвали «Арго». И ходили на нем по Онежскому озеру, — рассказывает Виктор Дмитриев. — «Арго» не сохранился: во время шторма его разбило о причал».

 

Следующей покупкой стала посудина «Золотая лань», которую после ремонта переименовали в «Полярный Одиссей». На судно длиной 12,5 м поставили дизель мощностью 20 лошадиных сил и парусную оснастку. И уже на этом судне с 1979 года Виктор Дмитриев с единомышленниками начал совершать экспедиции в Арктику: из Онежского озера в Белое, дальше — в Баренцево. Тогда же родился и одноименный клуб. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Хоть туристом, хоть матросом

Сегодня при клубе «Полярный Одиссей» действуют морские музей и историко-культурный центр. «Мы объединяем людей не просто увлеченных морскими путешествиями, но интересующихся историей, традициями мореплавания, — говорит Виктор Дмитриев. — Здесь мы пытаемся возродить и сохранить эти традиции». По словам Алексея Дмитриева, сына основателя клуба и директора музея, сейчас в музее  собрано около 300 экспонатов. Настоящий «бочонок с ромом», колокол, действующее устройство для подъема на мачту, корабельные пушки, канаты и т. д. Все можно трогать, вертеть, примерять, например настоящий водолазный шлем. И, конечно, сами суда на причале — тоже неотъемлемая часть музейной экспозиции. Действующие, находящиеся в эксплуатации — ладья «Рюрик», бригантина «Полярный Одиссей», ботик «Святой Николай» и  хаус-бот «Ковчег». Кроме них, ожидающий ремонта шлюп «Гонец» и недействующие: ладья «Любовь», коч «Помор», поморская ладья «Святитель Николай».

 Музей, внесенный на туристических сайтах в список достопримечательностей Петрозаводска, по словам Алексея Дмитриева, ежегодно посещают около 8000 человек.  

 

Организация работ по строительству или ремонту судов реализована по системе Тома Сойера — принять участие могут все желающие под руководством трех опытных кораблестроителей. «Приезжают люди из других городов, даже других стран. Для них это и приобщение к традициям, и обучение. Равно как и для тех, кто ходит в наши экспедиции. Например, на судне выходит два профессиональных судоводителя и 10 туристов-матросов, которым необходимо выполнять обязанности членов команды — поднимать паруса, стоять вахты и т. д. Потом мы всем выдаем наши «морские дипломы». И они автоматически становятся членами клуба», — рассказывает Виктор Дмитриев. На территории историко-культурного центра проводятся фестивали, прямо на судах устраивают вечера бардовской песни. Летом 2022 года там снимался художественный фильм «Отпуск в октябре». Суда «Полярного Одиссея» уже давно мелькают в документальных и художественных фильмах.

В музее можно не просто ощутить дух морской романтики, но послушать рассказы из первых уст. (Фото DRВ)

Деревянная эстетика

 На сайте клуба приведен широкий каталог парусных судов, изготовление которых можно заказать. От мини-хаусбота (плав-дачи) длиной 6,4 м до большой купеческой поморской ладьи и 23-метрового трехмачтового фрегата. Первую можно заказать за 420 000 рублей, а фрегат — за 21 млн рублей. Впрочем, это цены пятилетней давности, признаются в клубе, сейчас все выйдет дороже. «Деревянное судно — это как машина времени: на нем погружаешься в другую эпоху. Совсем иные ощущения, — объясняет Виктор Дмитриев. — Но оно обойдется значительно дороже и в производстве, и в обслуживании, чем современные пластиковые яхты». Поэтому реплики исторических судов у «Полярного Одиссея» покупают не частные лица, а преимущественно морские клубы, государственные или общественные организации. Например, очередную реплику «дедушки русского флота» — ботика Петра I — в Петрозаводске сделали для екатеринбургской флотилии «Каравелла», основанной писателем Владиславом Крапивиным еще в начале 1960-х годов.

«Ботик был построен на деньги компании «Сима-ленд» и Императорского православного палестинского общества, — рассказывает Forbes сегодняшний руководитель «Каравеллы» Лариса Крапивина. — Но нам было интересно не просто получить подарок. Весной 2023 года мы приехали поучаствовать в строительстве. И это бесценный опыт для ребят, дающий понимание устройства старинного корабля. А когда приезжали в июне принимать ботик, ребята смогли узнать о парусном вооружении такого судна и научиться на практике управлять парусами». Крапивина отмечает и уникальный музей, в котором выставлены не просто экспонаты, а действующие копии исторических деревянных судов, на которых можно выйти в море.

«У «Полярного Одиссея» мы заказывали самую первую нашу ладью «Святая Русь», а потом и ладью «Храбр», — рассказал Forbes основатель тольяттинского детского военно-патриотического клуба «Святорусское богатырство» иеромонах отец Феоктист (в миру Александр Петров). — «Святая Русь» показала удивительную быстроходность: от Петрозаводска до Тольятти удалось пройти за шесть суток, хотя опытные капитаны давали нам на это минимум две недели. А «Храбр» у нас участвовал в экспедиции в Сербию». 

«Деревянные лодки по традиционным технологиям в Карелии выпускались и в советское время — для рыбаков и перевозки бочек со смолой, — добавляет отец Феокстист. — И потом мастера тихо продолжали и продолжают их строить частным образом, но об этом мало кто знал. Заслуга «Полярного Одиссея» в первую очередь в популяризации, привлечении к этому внимания общества».

 

С 2015 года отец Феоктист наладил строительство судов на собственной «Ладейной верфи». Лодки карельских мастеров относятся больше к петровской эпохе, они без особых изысков. А древние ладьи IX-XII веков были украшены замысловатыми головами, хвостами животных, резьбой, изящными носами и кормой, рисунками на парусах.

«Мы себе поставили задачу построить все 33 вида древнерусских ладей: княжескую, боярскую, купеческую, воинскую, рыбацкую, паромную — 15 уже есть», — говорит отец Феоктист.

Реплики исторических судов покупают морские клубы, государственные или общественные организации. (Фото DR)

 Интерес к деревянному парусному флоту имеет не только культурно-историческую основу. Во многих случаях деревянное судно более эстетичное, а также прочное и комфортное. «В 2015 году мы завершили кругосветное плавание на современной парусной яхте «Джульетта», — рассказывает Forbes яхтсмен Евгений Шкаруба, руководитель верфи «Товарищество поморского судостроения» в Архангельске. — Опыт показал, что современные пластиковые лодки не всегда подходят для дальних экспедиций в тяжелых условиях. Да, на них хорошо ходить в теплом Средиземном море, где и нагрузки небольшие, и если что-то сломалось, легко дойти до порта. Но в океан, в кругосветку лучше идти на деревянном паруснике — дерево надежнее». Собственная верфь у товарищества в Архангельске с 2019 года — на ней уже построено 10 карбасов (традиционных поморских лодок), а сейчас строится  шхуна для новой кругосветки.

 «На Западе деревянные суда весьма популярны. У нас интерес к ним тоже постоянно растет, в первую очередь — у яхтсменов, которые уже вдоволь походили на пластиковых лодках. «Полярный Одиссей» — старейший судостроительный и культурный проект, направленный на сохранение деревянного судостроения и морских традиций Русского Севера, — комментирует Евгений Шкаруба. — Деревянный парусник по-другому управляется, в целом дает совершенно другие ощущения».

 

 * Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+