Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Все началось с книги Вениамина Каверина «Два капитана», прочитанной Виктором Дмитриевым в детстве. Тогда его и захватил дух странствий и географических открытий. В первые путешествия он отправился во время учебы в Петрозаводском государственном университете — на мотоцикле и автомобиле.
«Все время что-то изобретал, — вспоминает Виктор Дмитриев. — Например, однажды даже подал заявку на регистрацию изобретения нового космического корабля. Но тогда это было секретное направление — мне сказали, чтоб я не совался».
Окончив университет, Дмитриев работал в НИИ «Севрыбпроект» — участвовал в разработке электрооборудования для промышленного рыболовства и одновременно руководил «общественной лабораторией» научно-технического творчества, в которой создали робот-батискаф. В 1974 году он и четверо его друзей вложились в собственное судно.
«За 500 рублей купили корпус малого рыболовного бота, сами восстановили, назвали «Арго». И ходили на нем по Онежскому озеру, — рассказывает Виктор Дмитриев. — «Арго» не сохранился: во время шторма его разбило о причал».
Следующей покупкой стала посудина «Золотая лань», которую после ремонта переименовали в «Полярный Одиссей». На судно длиной 12,5 м поставили дизель мощностью 20 лошадиных сил и парусную оснастку. И уже на этом судне с 1979 года Виктор Дмитриев с единомышленниками начал совершать экспедиции в Арктику: из Онежского озера в Белое, дальше — в Баренцево. Тогда же родился и одноименный клуб.
Хоть туристом, хоть матросом
Сегодня при клубе «Полярный Одиссей» действуют морские музей и историко-культурный центр. «Мы объединяем людей не просто увлеченных морскими путешествиями, но интересующихся историей, традициями мореплавания, — говорит Виктор Дмитриев. — Здесь мы пытаемся возродить и сохранить эти традиции». По словам Алексея Дмитриева, сына основателя клуба и директора музея, сейчас в музее собрано около 300 экспонатов. Настоящий «бочонок с ромом», колокол, действующее устройство для подъема на мачту, корабельные пушки, канаты и т. д. Все можно трогать, вертеть, примерять, например настоящий водолазный шлем. И, конечно, сами суда на причале — тоже неотъемлемая часть музейной экспозиции. Действующие, находящиеся в эксплуатации — ладья «Рюрик», бригантина «Полярный Одиссей», ботик «Святой Николай» и хаус-бот «Ковчег». Кроме них, ожидающий ремонта шлюп «Гонец» и недействующие: ладья «Любовь», коч «Помор», поморская ладья «Святитель Николай».
Музей, внесенный на туристических сайтах в список достопримечательностей Петрозаводска, по словам Алексея Дмитриева, ежегодно посещают около 8000 человек.
Организация работ по строительству или ремонту судов реализована по системе Тома Сойера — принять участие могут все желающие под руководством трех опытных кораблестроителей. «Приезжают люди из других городов, даже других стран. Для них это и приобщение к традициям, и обучение. Равно как и для тех, кто ходит в наши экспедиции. Например, на судне выходит два профессиональных судоводителя и 10 туристов-матросов, которым необходимо выполнять обязанности членов команды — поднимать паруса, стоять вахты и т. д. Потом мы всем выдаем наши «морские дипломы». И они автоматически становятся членами клуба», — рассказывает Виктор Дмитриев. На территории историко-культурного центра проводятся фестивали, прямо на судах устраивают вечера бардовской песни. Летом 2022 года там снимался художественный фильм «Отпуск в октябре». Суда «Полярного Одиссея» уже давно мелькают в документальных и художественных фильмах.
Деревянная эстетика
На сайте клуба приведен широкий каталог парусных судов, изготовление которых можно заказать. От мини-хаусбота (плав-дачи) длиной 6,4 м до большой купеческой поморской ладьи и 23-метрового трехмачтового фрегата. Первую можно заказать за 420 000 рублей, а фрегат — за 21 млн рублей. Впрочем, это цены пятилетней давности, признаются в клубе, сейчас все выйдет дороже. «Деревянное судно — это как машина времени: на нем погружаешься в другую эпоху. Совсем иные ощущения, — объясняет Виктор Дмитриев. — Но оно обойдется значительно дороже и в производстве, и в обслуживании, чем современные пластиковые яхты». Поэтому реплики исторических судов у «Полярного Одиссея» покупают не частные лица, а преимущественно морские клубы, государственные или общественные организации. Например, очередную реплику «дедушки русского флота» — ботика Петра I — в Петрозаводске сделали для екатеринбургской флотилии «Каравелла», основанной писателем Владиславом Крапивиным еще в начале 1960-х годов.
«Ботик был построен на деньги компании «Сима-ленд» и Императорского православного палестинского общества, — рассказывает Forbes сегодняшний руководитель «Каравеллы» Лариса Крапивина. — Но нам было интересно не просто получить подарок. Весной 2023 года мы приехали поучаствовать в строительстве. И это бесценный опыт для ребят, дающий понимание устройства старинного корабля. А когда приезжали в июне принимать ботик, ребята смогли узнать о парусном вооружении такого судна и научиться на практике управлять парусами». Крапивина отмечает и уникальный музей, в котором выставлены не просто экспонаты, а действующие копии исторических деревянных судов, на которых можно выйти в море.
«У «Полярного Одиссея» мы заказывали самую первую нашу ладью «Святая Русь», а потом и ладью «Храбр», — рассказал Forbes основатель тольяттинского детского военно-патриотического клуба «Святорусское богатырство» иеромонах отец Феоктист (в миру Александр Петров). — «Святая Русь» показала удивительную быстроходность: от Петрозаводска до Тольятти удалось пройти за шесть суток, хотя опытные капитаны давали нам на это минимум две недели. А «Храбр» у нас участвовал в экспедиции в Сербию».
«Деревянные лодки по традиционным технологиям в Карелии выпускались и в советское время — для рыбаков и перевозки бочек со смолой, — добавляет отец Феокстист. — И потом мастера тихо продолжали и продолжают их строить частным образом, но об этом мало кто знал. Заслуга «Полярного Одиссея» в первую очередь в популяризации, привлечении к этому внимания общества».
С 2015 года отец Феоктист наладил строительство судов на собственной «Ладейной верфи». Лодки карельских мастеров относятся больше к петровской эпохе, они без особых изысков. А древние ладьи IX-XII веков были украшены замысловатыми головами, хвостами животных, резьбой, изящными носами и кормой, рисунками на парусах.
«Мы себе поставили задачу построить все 33 вида древнерусских ладей: княжескую, боярскую, купеческую, воинскую, рыбацкую, паромную — 15 уже есть», — говорит отец Феоктист.
Интерес к деревянному парусному флоту имеет не только культурно-историческую основу. Во многих случаях деревянное судно более эстетичное, а также прочное и комфортное. «В 2015 году мы завершили кругосветное плавание на современной парусной яхте «Джульетта», — рассказывает Forbes яхтсмен Евгений Шкаруба, руководитель верфи «Товарищество поморского судостроения» в Архангельске. — Опыт показал, что современные пластиковые лодки не всегда подходят для дальних экспедиций в тяжелых условиях. Да, на них хорошо ходить в теплом Средиземном море, где и нагрузки небольшие, и если что-то сломалось, легко дойти до порта. Но в океан, в кругосветку лучше идти на деревянном паруснике — дерево надежнее». Собственная верфь у товарищества в Архангельске с 2019 года — на ней уже построено 10 карбасов (традиционных поморских лодок), а сейчас строится шхуна для новой кругосветки.
«На Западе деревянные суда весьма популярны. У нас интерес к ним тоже постоянно растет, в первую очередь — у яхтсменов, которые уже вдоволь походили на пластиковых лодках. «Полярный Одиссей» — старейший судостроительный и культурный проект, направленный на сохранение деревянного судостроения и морских традиций Русского Севера, — комментирует Евгений Шкаруба. — Деревянный парусник по-другому управляется, в целом дает совершенно другие ощущения».
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.