Гарри Поттер и признаки фашизма: что общего у Пожирателей смерти с нацистским режимом
Популяризатор науки и бывший преподаватель университета Гламоргана в Южном Уэльсе Марк Брейк известен среди прочего тем, что организовал в Великобритании серию лекций российских космонавтов Александра Волкова и Александра Мартынова. Он также участвует в турах «научного рэпера» Джона Чейза и пишет такие книги как «Наука Звездных войн», «Наука Джеймса Бонда» и «Наука Парка Юрского периода».
В книге «Наука Гарри Поттера. Завораживающие знания, лежащие в основе магии, гаджетов, зелий и многого другого», которая выходит в марте в издательстве «Бомбора», Брейк рассказывает о том, можно ли с научной точки зрения создать плащ-невидимку, как работает маховик времени и что собой представляет идеология Пожирателей смерти. Forbes публикует отрывок.
«Является ли Волан-де-Морт фашистом? И не существует ли в самом деле науки для выявления фашистов? Это была бы очень полезная отрасль, которой непременно стоило овладеть. Ведь тогда ее можно было бы использовать в качестве оружия, чтобы избегать фашистов любой ценой, Пожиратели смерти это или кто-то еще. Насколько можно судить по эмпирическим наблюдениям, наименее изощренных фашистов легко классифицировать: они могут щеголять усами, носить униформу от Hugo Boss или проводить митинги с факелами под покровом темноты. Но наша таксономия должна также включать и менее бравирующих представителей — тех, кто прячется на виду. Они могут даже показаться притягательными темной стороне вашей натуры, если вы не будете критически оценивать свое восприятие. Короче говоря, не все фашисты вторгаются в Польшу, носят черепа на своих фуражках или без умолку говорят о строительстве стен.
Итак, что насчет Волан-де-Морта и его Пожирателей смерти — были ли они фашистами? Они казались похожими. Но можно ли декларировать их приверженность к фашистской идеологии с уверенностью? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно рассмотреть определение фашизма из четырнадцати тезисов, которое было разработано в результате тщательного социально-политического изучения режимов за последнее столетие. Эти тезисы были разработаны исследователем Лоуренсом Бриттом, который проанализировал фашистские режимы Гитлера (Германия), Муссолини (Италия), Франко (Испания), Салазара (Португалия), Пападопулоса (Греция), Пиночета (Чили) и Сухарто (Индонезия). По результатам своего исследования Бритт выделил 14 объединяющих признаков. Итак, давайте изложим их ниже и рассмотрим через эту призму Волан-де-Морта и его Пожирателей смерти.
I. Мощный и непрекращающийся национализм
Фашистские режимы имеют обыкновение постоянно использовать патриотические девизы, лозунги, символы, песни и прочую подобную атрибутику. Знамена вездесущи, а символы флага можно постоянно видеть на одежде и в общественных местах.
В «Дарах Смерти» Волан-де-Морт и Пожиратели смерти подчинили Министерство магии. И после этого фонтан у его главного входа сменила колоссальная устрашающая статуя из черного камня. На цоколе изваяния был выбит лозунг «МАГИЯ — СИЛА», призванный напоминать о мощи чистоты волшебного рода. Пропаганда этим не ограничивается, и позже, когда Гарри идет обыскивать кабинет замминистра Долорес Амбридж, он натыкается на волшебников, создающих с помощью магии брошюры под названием «Грязнокровки, и чем они опасны для мирного чистокровного сообщества». А кто сможет забыть символ Пожирателей смерти, Черную метку — череп с торчащей изо рта змеей, образованный чем-то наподобие изумрудных звезд, пылающий в облаке зеленоватой дымки и выделяющийся на небе, будто новое созвездие? Пожиратели смерти наносили Черную метку на внутреннюю часть левого предплечья. Она проявлялась в виде ярко-красной татуировки, а при активации становилась угольно-черной.
Британо-американский писатель Кристофер Хитченс в статье, опубликованной в The New York Times, отметил значимость символа в виде молнии, форму которой имел шрам, полученный Гарри в результате проклятия Волан-де-Морта. Молния практически стала символом поттерианы, но подобный знак, заключенный в круг, также был эмблемой Британского союза фашистов сэра Освальда Мосли, известной группы сторонников нацизма в 1930-х. Нацистское подразделение СС использовало эмблему в виде сдвоенных рун «зиг», также символизирующих молнии.
II. Пренебрежение к общепризнанным правам человека
Фашисты культивируют острый страх перед врагами и иррациональную потребность в безопасности. Убеждают людей в том, что права человека могут в определенных случаях игнорироваться, по «необходимости». Население побуждают «смотреть по-другому» на пытки, казни, убийства и продолжительные сроки заключения для осужденных или даже одобрять все это.
III. Выявление врагов / козлов отпущения для объединения общества
В едином патриотическом безумии население фашистской страны часто объединяет необходимость устранить предполагаемую общую угрозу или врага. Опасность, как правило, исходит от расовых, этнических или религиозных меньшинств. А если угрозы носят политический характер, на них наклеивают ярлык либеральных, коммунистических, социалистических или, все чаще, террористических.
Во вселенной Гарри Поттера появляется Комиссия по учету магловских выродков. Пробравшись в Министерство, Гарри, Рон и Гермиона становятся свидетелями деятельности этой Комиссии. Установленная Волан-де-Мортом власть декларировала, что только чистокровные волшебники достойны доступа к магии и места в волшебном сообществе. Мы узнаем, что маглорожденных или волшебников-полукровок допрашивают и регулярно сажают в Азкабан. Например, Мэри Кроткотт допрашивают в присутствии дементоров, требуя признаться, у кого из волшебников она отняла палочку, ведь не могла же палочка сама выбрать нечистокровного. В других фрагментах книги мы видим группы маглорожденных волшебников, скрывающихся от Министерства, а также узнаем о похищении и убийстве в логове Пожирателей смерти преподавательницы магловедения из Хогвартса Чарити Бербидж.
Джоан Роулинг отмечала, что термины «чистокровный», «полукровка» и «маглорожденный» можно соотнести с «диаграммами, которые использовали нацисты, показывая, что представляет собой арийская или еврейская кровь. Я видела такую в музее Холокоста в Вашингтоне, когда уже придумала эти термины, и была поражена, заметив сходство».
IV. Преимущественное положение вооруженных сил
Даже при наличии острых экономических проблем военным выделяется непропорционально большой объем государственного финансирования, а внутренние трудности игнорируются. Пропаганда навязывает привлекательный образ военных и военной службы.
Очевидно, что волшебникам не требуется никакого специализированного военного подразделения. И все же, столкнувшись с деятельностью Комиссии по учету магловских выродков, мы отмечаем вновь возникшее присутствие дементоров на устраиваемых ею судебных разбирательствах. Прежде дементоры существовали под строгим контролем и исключительно в темных башнях тюрьмы Азкабан. Но по мере того, как укрепляется власть Волан-де-Морта, Министерство постепенно теряет контроль над дементорами, которые, например, появились в Литтл-Уингинге, напав на Гарри и Дадли Дурсля.
К событиям, описываемым в «Дарах Смерти», дементоры уже на 100% связаны с Волан-де-Мортом и постоянно находятся в Министерстве. Они — символ безнадежности и угнетения, и их соседство держит в подчинении напуганное волшебное сообщество. Ведь дементоры больше, чем просто угроза, они — ударные отряды темной магии, и согласно своей природе одним лишь присутствием высасывают из окружающих надежду и радость.
Второй квазивоенной магической силой были так называемые егеря. Они ловили маглорожденных в бегах и передавали тех за вознаграждение Пожирателям смерти. Егеря захватили скрывающихся Гарри, Рона и Гермиону и отвезли в поместье Малфоев.
V. Безудержный сексизм
В фашистских правительствах доминируют почти исключительно мужчины. При таких режимах традиционные гендерные роли становятся более жесткими. Разводы, аборты и гомосексуальность замалчиваются или запрещаются, а государство представляется как верховный хранитель института семьи.
Во вселенной Гарри Поттера нет откровенного сексизма. Однако есть четкое указание на то, что Волан-де-Морт и Пожиратели смерти являются хранителями института семьи по отношению к тем, в ком есть магические способности и в чьих жилах течет правильная кровь. Новые власти были одержимы защитой традиционных чистокровных семей и устранением «пятнающих родословные» маглорожденных волшебников. На допросе миссис Кроткотт Долорес Амбридж не проявила ни малейшего участия к детям Реджа и Мэри, поскольку их мать была маглорожденной. Но Уизли по-прежнему разрешалось работать и жить в волшебном сообществе (хотя было известно, что они являются членами Ордена Феникса и союзниками Дамблдора) — они были чистокровной семьей и находились под защитой, поскольку еще могли быть обращены к «правому делу».
VI. Контроль над средствами массовой информации
Очень часто СМИ контролируются фашистским правительством напрямую. Но они также могут и действовать под маской свободы, находясь под косвенным контролем государственного регулирования через сочувствующих властям представителей корпоративных монополий. Как однажды сказал американский писатель Эптон Синклер: «Фашизм — это капитализм плюс убийство». В таком варианте распространение получает цензура, особенно в военное время.
Единственным настоящим волшебным средством массовой информации в поттериане служит газета «Ежедневный Пророк» (если не принимать в расчет «Придиру» — журнал, издаваемый Ксенофилиусом Лавгудом, статьи в котором, хоть и серьезные по тону, явно носят «желтый» или юмористический характер). По мере того как от книги к книге история развивается, на наших глазах растет сила Волан-де-Морта и его влияние на Министерство. Описываемая политическая эволюция находит отражение и в том, как деятельность Дамблдора и личность Гарри освещаются в «Пророке».
После «Кубка огня» министр магии Корнелиус Фадж оказал давление на газету, дабы не допустить распространения заявления Гарри и Дамблдора о возвращении Волан-де-Морта. К концу «Ордена Феникса», однако, когда Темный Лорд не скрываясь появился в Министерстве, «Пророк» наконец-то озвучил их историю. Затем, после падения Министерства в начале «Даров смерти», волшебное СМИ снова изобразило Дамблдора сумасшедшим старым дураком, а Гарри стал «нежелательным лицом №1».
VII. Одержимость национальной безопасностью
Страх используется как мотивационный инструмент правительства для давления на массы.
Вселенная Гарри Поттера подает перспективную идею для организаций типа АНБ. В «Дарах Смерти» Министерство накладывает своего рода следящие чары, известные как Табу, на имя Волан-де-Морта — если кто-то произносит это имя, все окружающие защитные заклятия разрушаются подобием магических помех и Министерство немедленно уведомляется о нарушении. Власть, стоящая за Табу, логично предположила, что большинство волшебников будут слишком напуганы, чтобы произносить имя Темного Лорда, а вместо этого будут послушно и малодушно использовать эвфемизм Тот-Кого-Нельзя-Называть. Действительно, как Дамблдор сказал Гарри в начале цикла, «страх перед именем усиливает страх перед тем, кто его носит». Позже, вопреки властям, члены Ордена Феникса начали произносить настоящее имя Волан-де-Морта.
VIII. Переплетение религии и власти
Фашистские власти склонны использовать самую распространенную национальную религию в качестве инструмента манипулирования общественным мнением. Религиозные риторика и терминология используются лидерами страны, даже когда главные принципы религии диаметрально противоположны действиям или политике правительства.
Религии волшебников как таковой не существует. И все же риторика Волан-де-Морта и Пожирателей смерти была пропитана консервативной одержимостью историей и легендами мира магов. Жестокое правление держалось на страхе и запугиваниях, достойных методов святой инквизиции в Испании.
Предметы, выбранные Волан-де-Мортом для превращения в крестражи, также в значительной степени напоминают реликвии, равнозначные религиозным по своей сути. Его одержимость Бузинной палочкой, одним из Даров Смерти и древней легендой волшебного мира, имеет судьбоносное значение.
И пусть сами Дары Смерти не являются атрибутами власти, вера в окружающие их легенды — самое близкое к религии мировоззрение, существующее в мире волшебников.
IX. Защита корпораций
В подтверждение афоризма Эптона Синклера, Лоуренс Бритт обнаружил, что промышленная и деловая аристократия фашистского государства очень часто являются теми, кто приводит лидеров к власти, создавая взаимовыгодные отношения между бизнесом и политической элитой.
Мы очень мало знаем о корпоративной власти в магическом мире. И все же идеология чистокровных Пожирателей смерти тесно связана со «старыми деньгами» и аристократическими семьями. И Блэки, и Малфои — примеры чрезвычайно богатых аристократических родов. Мы могли бы легко приписать чистокровкам выбор идеологии, подобной фашистской, как способа защитить семейные деньги, а также свои безукоризненные родословные.
Несомненно, такой подход к аристократической власти, опирающейся на деньги аристократов, резко контрастирует с мировоззрением Гарри и семьи Уизли. Денежное влияние Люциуса Малфоя нависает как над советом управляющих Хогвартса, так и над Министерством магии. Малфои постоянно привлекают внимание к своему богатству в противовес Уизли, на которых смотрят свысока как на «предателей чистокровных». Семья Джеймса Поттера, отца Гарри, была вполне обеспеченной, но в то же время щедрой и доброй, не выказывавшей никакого пренебрежения к маглорожденным волшебникам и полукровкам. Можно вспомнить здесь и о Сириусе Блэке, которого вышвыривают из родного дома за отказ соответствовать идеологии Пожирателей смерти, с которой согласны остальные члены семьи.
Также к вопросу о корпоративной власти и деньгах можно вновь упомянуть и статью в The New York Times, в которой Кристофер Хитченс отмечает, что «предубеждение против гоблинов, владеющих банковской монополией, в большей или меньшей степени схоже с антисемитизмом, а скверное обращение с эльфами призвано напомнить нам о рабстве».
X. Притеснение профсоюзов
Поскольку организованные трудящиеся являются единственной реальной угрозой фашистскому правительству, профсоюзы либо ликвидируются, либо серьезно ущемлены в правах.
Упоминание рабочей силы в книгах косвенное, но все же представляет интерес. Очевидно, что в Министерстве, небольших предприятиях Косого переулка и Хогсмида, в «Ежедневном Пророке» и «Придире», а также в больнице Святого Мунго работали волшебники. Но отношение Пожирателей смерти к честному труду по-настоящему проявилось, когда Темный Лорд пришел к власти, и мы увидели, какую злобу Волан-де-Морт, Долорес Амбридж и им подобные питали к магическим существам, например к кентавру Флоренцу, презрение, с которым большинство аристократических семей относилось к гоблинам и домовым эльфам. До известной степени подобное отношение к волшебным существам переносилось и на семьи волшебников с небезупречной родословной.
Когда в «Кубке огня» Барти Крауч дурно обращается с Винки, домовым эльфом, Гермиона заявляет, что подобная жестокость сродни рабству. И даже Рон возразил, что домовым эльфам нравится, когда с ними так обращаются, и они получают удовольствие от тяжелой работы. Гермиона была единственной, кто желал бороться с подобными предрассудками, пока режим Волан-де-Морта не начал относиться к маглорожденным точно так же, как остальная часть волшебного сообщества всегда относилась к магическим существам.
XI. Презрение к интеллигенции и искусству
Фашистские нации склонны поощрять открытую враждебность к высшему образованию и академическим кругам. Как правило, профессора и другие ученые подвергаются цензуре или даже арестам. Точно так же свобода самовыражения в искусстве подвергается открытым нападкам, а прогрессивное искусство запрещено. Например, нацисты использовали термин «дегенеративное искусство» для описания современного искусства на том основании, что оно было не немецким, еврейским или коммунистическим. Вместо этого они пропагандировали искусство, которое возвеличивало расовую чистоту и послушание.
Лучшим примером такого презрения может служить пребывание Долорес Амбридж в должности генерального инспектора Хогвартса. На этом посту она делала все возможное, чтобы ограничить свободомыслие учеников, подвергала цензуре или наказывала любых студентов и профессоров, выходивших за рамки дозволенного. Хотя прямо не указывается, была ли Амбридж Пожирателем смерти, она в конечном итоге стала одним из самых ярых сторонников идеологии Волан-де-Морта в Министерстве и широко известна как символ мракобесия и один из наиболее презираемых персонажей поттерианы.
Под поток оскорблений попали курсы прорицания и ухода за магическими существами. В Хогвартсе нет курсов изящных искусств как таковых, и поэтому эти второстепенные предметы, их эксцентричные и неортодоксальные профессора подверглись нападкам со стороны новоявленного генерального инспектора, что привело к увольнению Хагрида и Трелони. Амбридж также контролировала и подвергала цензуре другие лекции в Хогвартсе, запретила все собрания и внеклассные мероприятия. Относительно незатронутой осталась трансфигурация, хотя это больше связано лично с Макгонагалл, ставившей Амбридж на место при любом подвернувшемся случае и не выказывавшей никакого страха перед ней.
XII. Навязчивая идея неизбежного наказания
При фашистских режимах полиция наделена практически безграничными полномочиями для обеспечения соблюдения законов. Ожидается, что люди во имя патриотизма во многих случаях предпочитут не замечать полицейских злоупотреблений, даже нарушения своих гражданских свобод. Нередко создается национальная полиция с практически неограниченной властью.
Наказания согревали сердце прямо-таки образцовой фашистки Долорес Амбридж. Она заставила Гарри выводить «исправительное» сообщение пером, которое оставляло шрамы на его собственной плоти и использовало вместо чернил его кровь. Когда позже Гарри проник в кабинет Амбридж в Министерстве, он нашел свою фотографию с прикрепленной запиской, в которой навязчиво указывалось: «Подлежит уголовному наказанию».
До того как возглавить Комиссию по учету магловских выродков, Амбридж во время событий, описываемых в «Ордене Феникса», организовала в Хогвартсе Инспекционную дружину из лояльных Министерству учеников. Противостояние, разыгравшееся тогда в Хогвартсе, послужило своего рода прелюдией того, что случилось позже, в «Дарах Смерти» в Министерстве магии. В этот момент повествования дементорам, обычно ограниченным пределами Азкабана и являющимися признанными преступниками, позволяют свободно бродить среди волшебников во имя торжества закона, а маглорожденных отправляют в Азкабан за «кражу магии».
XIII. Необузданное кумовство и коррупция
Фашистские режимы, как правило, управляются кланами приятелей и единомышленников, которые назначают друг друга на ответственные посты. Затем они используют государственную власть и авторитет для защиты членов своего клана от ответственности. Зачастую национальные ресурсы и сокровища присваиваются — или даже прямо разворовываются — правительственными лидерами.
XIV. Фальсификация выборов
В фашистских странах выборы очень часто превращаются в фарс. Нередко их результатами манипулируют с помощью клеветнических кампаний или даже убийств кандидатов от оппозиции. Другими тактиками являются использование законодательства для контроля числа избирателей или границ политических округов, а также давление на СМИ. Фашистские страны также обычно используют судебную систему для подтасовки данных или контроля над выборами.
Два последних тезиса взаимосвязаны, особенно в небольшом волшебном сообществе, где кажется, что все друг друга знают. Чем-то похожие на представителей британской аристократии в реальной магловской жизни, Пожиратели смерти формируют кровосмесительную и кумовскую сеть, поскольку большинство и в жизни, и в школе вращаются в одном и том же обществе. Так, например, чистокровные кланы Блэков и Малфоев, представители которых заканчивали преимущественно факультет Слизерин, тесно связаны. Министерство магии Великобритании было официально учреждено в 1707 году, и тогда должность первого министра занял Улик Гэмп. Впоследствии каждый действующий министр избирался путем всенародного демократического голосования волшебников. Не существовало никаких фиксированных ограничений на срок полномочий министра, однако очередные выборы проводились с интервалом не более семи лет. Чтобы подорвать этот демократический процесс, захватив Министерство, Волан-де-Морт поставил на ключевые официальные посты волшебников, находящихся под заклятием Империус.
Одним из них был Пий Толстоватый, назначенный министром магии после переворота, когда Пожиратели смерти проникли в Министерство и убили его предшественника. Фактически являясь марионеткой нового режима, Толстоватый не осознавал своих действий и вследствие этого был позже исключен из большинства официальных списков в качестве министра».