Минюст включил в список иноагентов актера Анатолия Белого и еще четырех человек
Минюст пополнил реестр иноагентов. Ведомство включило в него актера Анатолия Белого (Вайсмана), журналистов Андрея Затирко и Григория Шведова, активиста Дениса Соколова и бывшего депутата горсовета Новосибирска Хельгу Пирогову
Минюст включил в список иностранных агентов актера Анатолия Белого (Вайсмана), журналистов Андрея Затирко и Григория Шведова, активиста Дениса Соколова и бывшего депутата горсовета Новосибирска Хельгу Пирогову.
Вайсман, по версии Минюста, принимал участие в создании сообщений и материалов иностранных агентов, распространял недостоверную информацию о решениях российских властей, выступал против «военной спецоперации»*, участвовал в сборе средств в поддержку Вооруженных сил Украины (ВСУ).
Затирко также принимал участие в создании сообщений и материалов иностранных агентов, «осуществлял действия, направленные на формирование негативного образа» России, выступал против «спецоперации», распространял недостоверную информацию о решениях российских властей. Кроме того, он работает в издании, внесенном в реестр иноагентов, отмечает Минюст.
Пирогова выступала на информационных площадках, «предоставляемых иностранными структурами», активно сотрудничала с иностранными СМИ, принимала участие в создании сообщений и материалов иностранных агентов, считает Минюст. Она распространяла недостоверную информацию о решениях российских властей, выступала против «военной спецоперации». Вайсман, Затирко и Пирогова живут не в России, указывает ведомство.
Соколов принимал участие в создании и распространении сообщений и материалов иностранных агентов, поддерживал ВСУ, а также выступал с призывами к действиям, «результаты которых могут привести к нарушению территориальной целостности» России, считает Минюст. Он координатор и один из основателей некоммерческой организации, признанной нежелательной на территории России. Шведов распространял недостоверную информацию о решениях российских властей, принимал участие в создании и распространении сообщений иностранных агентов, получал опосредованное иностранное финансирование. Он возглавляет организацию, включенную в реестр иноагентов, указывает Минюст.
Обычно Минюст обновляет реестр иноагентов еженедельно, но в этот раз перерыв составил две недели. 1 декабря в реестр попало «объединение лиц, осуществляющее деятельность под наименованием «Телеканал Дождь». Также иноагентами были признаны проект «Ковчег», его основательница Анастасия Буракова и социолог Игорь Эйдман. 8 декабря ведомство не объявляло о пополнении реестра.
Понятие «иностранный агент» было введено в российское законодательство в 2012 году в отношении некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью и финансируемых из-за рубежа. Позднее этот статус стали присваивать физическим и юрлицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам, СМИ и незарегистрированным общественным объединениям. В 2022 году критерии признания иноагентом были расширены: к финансированию из-за рубежа прибавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица.
Летом 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон, наделивший Минюст правом внепланово проверять тех, кто помогает иноагентам, и позволяющий штрафовать до 300 000 рублей за невыполнение предписаний о нарушениях. Замминистра юстиции Олег Свириденко пообещал, что штраф 300 000–500 000 рублей будет налагаться на «третьих лиц», которые распространяют материалы иноагентов без маркировок. Он отметил, что это коснется «библиотек, книг, университетов, телевидения и всего прочего».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.