Бенефис Виктора Орбана: как с Украиной решили начать переговоры о вступлении в ЕС
Кто воздержался?
В СССР при голосованиях была традиция спрашивать, кто против и воздержался. Таковых обычно не находилось, так что решения считались принятыми единогласно. Но возникает вопрос о том, считать ли единогласным голосование при отсутствии высказавшихся против, но наличии воздержавшихся. В Совете Безопасности ООН, например, действует право вето: если постоянный член воздерживается от голосования или отказывается в нем участвовать, то считается, что вето не использовано. Когда Сталин приказал советскому представителю не участвовать в заседаниях Совбеза, пока Китай там представлял Тайвань, а не КНР, США провели резолюцию о направлении войск ООН для защиты Южной Кореи от наступления Северной. После этого СССР вернулся в Совбез, но дело было сделано — резолюция действует до сих пор.
В Евросоюзе такой практики не было, но на саммите, открывшемся в Брюсселе 14 декабря, возник прецедент. Орбан вышел из комнаты, когда решался вопрос о начале переговоров с Украиной. То есть не высказался ни за, ни против, ни воздержался. Утверждают, что эту идею подсказал ему германский канцлер Олаф Шольц. Германия не является постоянным членом Совбеза ООН, но давно хотела бы им стать и хорошо знает совбезовские правила. Похоже, их и использовали при голосовании в Евросоюзе.
Особая позиция
Премьер Бельгии Александр де Кро заявил, что Орбан не применил вето из-за решительного настроя других 26 членов Евросоюза. Венгрии, как получателю помощи Евросоюза, действительно некомфортно оставаться в одиночестве, поэтому она, критикуя европейскую политику в отношении Украины, регулярно голосовала за все пакеты санкций против России. Иногда настаивая на исключениях, как отраслевых, так и персональных.
Так, она блокирует планы введения любых санкций против российской атомной энергетики, исходя из того, что это сделает невозможным развитие венгерской атомной промышленности. «Росатом», давний партнер Венгрии, сейчас реализует проект сооружения двух блоков строящейся АЭС «Пакш-2». Также Венгрия настояла на исключении из предварительных санкционных списков патриарха Кирилла и российских чиновников, участвовавших в поставках Будапешту российской вакцины «Спутник V». Но эти исключения составляют незначительную часть введенных в отношении России санкций.
Торг с несогласными
Однако начало переговоров о вступлении Украины в ЕС — случай особый, здесь ставки выше и торг носил более масштабный характер. Максимальным запросом Орбана была разблокировка около €30 млрд — европейских средств, предназначенных для поддержки Венгрии. Они были заморожены в связи с целым набором претензий, накопившихся к венгерскому правительству: и недостаточная независимость судебной системы, и коррупция, и дискриминация ЛГБТ-сообщества («международное общественное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено), и ущемление академических свобод, и игнорирование прав людей, просящих политического убежища.
Претензии к Венгрии не были уникальны — также Евросоюз заблокировал около €60 млрд, предназначенных для Польши, из-за не соответствующей европейским принципам судебной реформы, ограничивающей независимость судов. Ярослав Качиньский, лидер «Права и справедливости», пошел на некоторые уступки, но в Евросоюзе их сочли недостаточными. Первый транш в размере $5,1 млрд был разблокирован только в ноябре, уже после проигранных партией Качиньского парламентских выборов, когда стало ясно, что премьером станет проевропейски настроенный Дональд Туск, резко критиковавший судебные новации «Права и справедливости».
Орбан также пошел на торг: венгерский парламент принял закон о деполитизации судебной системы, в котором выполнил ряд требований европейцев. Критики Орбана считали, что изменения носили косметический характер и деньги ему давать нельзя. Решение вопроса, как и в случае с Польшей, затягивалось, но как раз перед декабрьским саммитом Евросоюза было разблокировано сразу более €10 млрд. В следующем году предстоят выборы в Европарламент, а в Венгрии пройдут еще и муниципальные выборы — Орбану тем более нужны эти средства. Так что торг Орбана оказался более успешным, чем торг Качиньского.
Элементом торга стали и принятые Верховной радой Украины незадолго до саммита поправки в закон о правах национальных меньшинств. Закон в полной мере не удовлетворяет требования Орбана, так как не предусматривает регионального статуса венгерского языка. Но некоторые послабления в нем были сделаны — и Орбан, позиционирующий себя как защитник интересов венгров во всем мире, может записать это себе в актив.
Торг облегчался тем, что Орбан не был совсем одинок — у ряда других стран Евросоюза тоже были свои интересы. Австрия лоббировала исключение австрийской банковской группы Raiffeisen Bank International из украинского черного списка компаний, «поддерживающих Россию», обещая заблокировать принятие 12-го пакета антироссийских санкций. Кстати, в этом ее предшественницей была все та же Венгрия, добившаяся в сентябре исключения из этого списка OTP Bank. Возможно, Вена тоже добилась своего, так как на саммите возражения сняла. Словакия выражала свои симпатии позиции Орбана — вернувшийся к власти ее премьер-министр Роберт Фицо решил прекратить поставки Украине словацкого оружия. Идти против ЕС Фицо не собирается, но моральную поддержку оказал.
Неизбежный консенсус
Итак, Орбан получил деньги, сохранил свою принципиальную позицию и при этом не помешал началу переговоров с Украиной. Но это не означает окончания торга — главное впереди. И не только в связи с зависшим пакетом помощи в €50 млрд, который для Украины политически и символически менее важен, но экономически сейчас значим куда больше. Вступление в Евросоюз — это все же отдаленная перспектива, а деньги для выполнения бюджетных обязательств перед населением нужны здесь и сейчас. Впрочем, к вопросу о помощи члены Евросоюза (уже без Венгрии) могут вернуться в январе.
Зато в Венгрии подсчитали, что на пути Украины в ЕС предстоит еще то ли 70, то ли 75 голосований, требующих единогласия — так что возможностей для торга будет немало. К тому же начало переговоров не гарантирует скорого результата: так, переговорный процесс с Черногорией идет с 2012 года, с Сербией — с 2014-го. И даже если он завершится успешно, то необходима ратификация документа о вступлении парламентами всех стран — членов ЕС. И здесь уже нельзя будет выйти из комнаты. А у Венгрии уже есть опыт затягивания ратификации — она вместе с Турцией до сих пор затягивает одобрение приема в НАТО Швеции: в данном случае «многовекторный» Орбан действует в качестве союзника Реджепа Тайипа Эрдогана.
Для Евросоюза действия Орбана могут стать поводом подумать об отказе от принципа единогласия. Но, во-первых, трудно отменить принцип единогласия без единогласного решения по этому вопросу — а его по понятным причинам добиться невозможно. Во-вторых, никто не знает, кому может в будущем понадобиться этот принцип. В прошлом году США возмущались тем, что Россия может наложить вето на любую резолюцию Совбеза ООН по украинскому вопросу. А сейчас США сами используют это право для того, чтобы заблокировать резолюцию по сектору Газа, внесенную ОАЭ. А в-третьих, легче договориться с тем же Орбаном, который, если его очень попросят, готов в рамках торга выйти из комнаты. Уже давно известно, что объединенная Европа — это не только набор идеалов, но и прагматичное согласование интересов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора