Вызовет ли закон о повестках волну миграции и как повлияет на тех, кто уже уехал
Во вторник, 11 апреля, Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки об электронных повестках. Несколько десятков страниц поправок были опубликованы в день рассмотрения, из-за чего некоторые парламентарии возмутились, заявив, что принятие закона с такой скоростью — неуважительное отношение к депутатам, у которых было недостаточно времени для ознакомления с проектом. При этом закон был принят почти единогласно — за проголосовали 394 депутата, один воздержался. Правда, позже он пояснил, что нажал не ту кнопку. На следующий день Совет Федерации одобрил законопроект.
Закон среди прочего запрещает выезжать из России со дня вручения повестки. Она будет считаться врученной с того момента, как появится в личном кабинете на «Госуслугах». Если повестку не вручат лично или не пришлют в личный кабинет, ее начнут считать врученной через семь дней после размещения в специальном реестре повесток.
Кроме запрета на выезд из страны, среди ограничений для тех, кто не явится в военкомат, в законопроекте указаны ограничение права на управление транспортом, регистрации прав на недвижимость, отказ на выдачу кредита, запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и самозанятого. Регионы смогут применять дополнительные меры по своему усмотрению — например, отказывать в тех или иных льготах. Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов отметил, что в силе остается и оповещение военнообязанных через бумажные повестки и с помощью работодателя. Законопроект обязывает явиться по повестке в течение 20 календарных дней с указанной в ней даты, в случае неявки могут начать применять перечисленные ограничения. Теперь будет работать «презумпция вручения», говорит руководитель консалтинговой компании «Аусландфинанцамт» Алексей Слободчиков.
Что изменится после вступления закона в силу
Этот закон меняет намного больше, чем кажется на первый взгляд, отмечает адвокат Александр Передрук. Например, одно из положений документа вносит изменения в пункт 7 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе. На данный момент благодаря этому пункту попытка обжаловать решение призывной комиссии автоматически приостановит исполнение решения о призыве: пока суд не проверит законность призыва и решение суда не вступит в законную силу, человека не смогут призвать. «Если же закон будет принят, он нивелирует эту норму. Фактически получить такую защиту можно будет только через меры предварительной защиты, которые может принять или не принять суд. Если суд их не примет, человеку придется пойти в армию и, уже находясь в войсках, обжаловать решение призывной комиссии. Зная, как эти решения судов исполняются, не исключаю, что человек дослужит свой срок до конца, пока суд примет решение и оно вступит в силу», — говорит юрист.
Закон также может отразиться на выдаче загранпаспортов вне России, считают эксперты. Формально такое ограничение существует, и консульские учреждения за границей отказывают в выдаче загранпаспорта, ссылаясь именно на ограничения на выезд, говорит основатель проекта «Ковчег», юрист Анастасия Буракова. Поэтому в теории может возникнуть ситуация, когда уже уехавшие из страны россияне, которым по-новому вручат электронные повестки и запретят выезд, не смогут получить загранпаспорта взамен устаревших в консульских учреждениях за пределами России. «Но тут какая ситуация… Все это межведомственное взаимодействие, которое так красиво описано, на деле происходит не совсем так. Реализовать нормальный обмен данными между госорганами раньше не получалось. Поэтому насколько быстро данные будут передаваться, например, в дипломатические учреждения — это вопрос. В посольстве с человеком ничего не сделают, потому что консульские учреждения за границей не обладают правом на проведение призывных мероприятий. Так что попытаться [получить загранпаспорт] стоит», — уверена Буракова.
Вопрос об автоматизации информационного обеспечения воинского учета стоит остро уже давно, соглашается гендиректор юридической фирмы «Двитекс» Дмитрий Кигинько. «Военные комиссариаты до настоящего времени вели учет в бумажном виде, сведения об изменениях данных военнообязанного не предоставлялись вовремя. С проблемой отсутствия единой информационной системы воинского учета и отсутствия налаженного взаимодействия с другими государственными органами сталкивались не только военные комиссариаты, но и сами граждане при необходимости получения документов воинского учета, выходе на пенсию, получении льгот, приватизации имущества. Безусловно, данная проблема ярко проявилась при проведении мероприятий по мобилизации», — пояснил он.
Кроме того, законом предусмотрены ограничения на операции с собственностью. «В случае с недвижимостью предусмотрен запрет на любые регистрационные действия: отчуждение, дарение, продажа, покупка. Это касается как недвижимого, так и движимого имущества, то есть и транспортных средств», — уточнила Буракова, отметив, что речь идет и об операциях по доверенности.
Кого коснутся ограничения
Депутаты не смогли однозначно ответить на вопрос, кого же касаются нововведения. Так, первый замглавы комитета Госдумы по обороне Андрей Красов заявил, что закон касается только военной службы по призыву и не относится к военным сборам. Однако глава парламентского комитета по обороне Андрей Картаполов ранее говорил, что новый закон распространяется не только на срочников, но и на других военнообязанных. «Мы видели заявления депутатов о том, что на нынешний призыв это не распространяется, но из текста законопроекта это не следует», — добавила Буракова.
Статья 7 принятого закона начинается со слов «гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку <...> запрещается выезд из Российской Федерации», отмечает адвокат Александр Передрук. «Кто такие граждане, подлежащие призыву, установлено законом. Это граждане, состоящие на воинском учете, в возрасте от 18 до 27 лет, без оснований для освобождения от службы. И рассматривать положения статьи 7 отдельно от статьи 22 было бы неправильно. Очевидно, что речь здесь идет о призывниках», — говорит эксперт.
Однако, отмечает он, нужно обратить внимание на пункт четвертый той же статьи, который начинается со слов: «Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учете». «Одно дело подлежать призыву, а другое — состоять на учете. Потому что состоять на воинском учете у нас может кто угодно. Например, женщины, имеющие определенные воинские учетные специальности, граждане, которые являются просто призывниками, но пользуются отсрочкой, например студенты очной формы обучения. Можно говорить об ограничении их прав на выезд? Нет, нельзя, потому что они пользуются отсрочкой. Но при этом остальные ограничения в их отношении применять можно. Например, если женщина получила повестку с требованием сверить данные воинского учета и проигнорировала эту повестку в течение 20 дней, в отношении нее могут применить ограничения, связанные с регистрацией недвижимости, но не ограничение права на выезд», — считает юрист.
Кто и как может сняться с воинского учета
Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин обязан явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для снятия с воинского учета при выезде из страны на срок более шести месяцев, напомнил управляющий партнер юридической компании «КМК» Максим Морозов. «В случае если вы уже покинули территорию России и не снялись с учета, вы обязаны уведомить военкомат о смене места жительства. Можно направить уведомление почтой на адрес военкомата о том, что вы покинули Россию и по адресу регистрации не проживаете», — рассуждает юрист.
Действующее законодательство не предполагает возможности снятия с воинского учета дистанционно: снятие и постановка на учет происходит лично гражданином на основании его заявления, говорит Передрук. «Пока в России идет весенний призыв на срочную службу, лично посещать военкомат, чтобы сняться с учета, сейчас не выглядит самым разумным вариантом. Получается тупиковая ситуация», — говорит Буракова, отмечая, что процедура снятия с учета не автоматическая, в теории военкомат может отказать заявителю. Безопасно ли сейчас приходить в военкомат, чтобы сняться с учета, зависит от того, о каком человеке идет речь, считает Передрук. «Предсказать поведение сотрудников военкомата невозможно. Но, в принципе, человека должны снять с воинского учета, если для этого есть основания», — говорит адвокат. Гражданин, который постоянно проживает в другом государстве, не стоит на воинском учете и, как следствие, не подлежит призыву на военную службу, говорит эксперт. Соответственно, нет никакой рациональной нужды в том, чтобы такому человеку отказывать в возможности сняться с учета, считает Передрук.
Если гражданин переезжает на постоянное место жительства за границу, перед отъездом он должен лично явиться в военный комиссариат, если он призывного возраста, подать заявление о смене места жительства и сдать военный билет, говорит Буракова. Однако, если гражданин таким образом пытается уклониться от призыва и на самом деле никуда не уезжает, то его действия могут быть расценены как административное или уголовное преступление, предупреждает Передрук. По этому вопросу было разъяснение пленума Верховного суда №3 от 2008 года.
Закон предполагает, что гражданин пишет заявление, в котором указывается причина снятия с учета, к нему прилагаются билеты, говорит Передрук. «На практике часто требуется документ, подтверждающий, что человек постоянно будет проживать за пределами России: например, копия трудового договора, документ, подтверждающий обучение в вузе, или хотя бы договор найма жилого помещения», — уточнил он.
Если человек давно не живет в России, по закону он все равно обязан сняться с воинского учета, отмечает юрист. «Если он не снимается, то это административное правонарушение. Но при этом нельзя сказать, что он уклоняется от призыва на военную службу», — говорит он. За неявку в установленный срок в военный комиссариат для внесения изменений в документы воинского учета или снятия с учета предусмотрено предупреждение или штраф от 500 до 3000 рублей (статья 21.5 КоАП), уточнил Кигинько.
Если человек уехал за границу и не может приехать в военкомат, чтобы лично сняться с учета, его интересы может представлять другой человек по доверенности, говорит Буракова. Однако в новом законе предусмотрена возможность вручения повестки и представителю. «То есть, условно говоря, представитель по доверенности пришел в комиссариат и ему вручили повестку, а он отказался ее брать — по новым поправкам повестка все равно, вероятно, может считаться врученной», — пояснила она.
При этом если новый закон подпишет президент, то возможность снятия с воинского учета дистанционно появится. Об этом говорится в тексте закона: «Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат». Направить такое заявление в электронной форме можно в недельный срок, уточнил Кигинько.
Риски депортации
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков утверждает, что рассмотрение этого законопроекта связано не с мобилизацией, а с воинским учетом. О том, что власти не обсуждают вопрос мобилизации военнообязанных, Песков говорил и в прошлом году — за неделю до 21 сентября, когда Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. Тогда россияне очень быстро раскупили билеты на ближайшие прямые рейсы в безвизовые страны. Теперь же Песков утверждает, что в Кремле не опасаются паники и новой волны эмиграции из-за законопроекта об электронных повестках.
Некоторые эксперты не разделяют такую уверенность. Слободчиков ожидает, что законодательные нововведения могут спровоцировать очередной отток россиян за границу. По его оценке, уезжать будут преимущественно в безвизовые страны или государства, куда можно въехать по внутрироссийскому паспорту. «Многие из этих стран имеют тесные экономические и политические связи с Россией, что может выйти боком бегущим от повесток — уже были случаи высылки людей обратно в Россию. Они пока не носят массовый характер, но происходят показательно и демонстративно с целью запугать уехавших. Тем не менее риск не нулевой. Минимален риск высылки из стран Западной Европы, США, Канады», — говорит эксперт. Он считает, что поиском тех, кто не снялся с воинского учета и при этом находится за границей, будут заниматься не так тщательно, как находящимися внутри страны, потому что «на это нет свободного ресурса».
«В любом случае ситуация будет зависеть от выполнения плана по призыву — если людей будут мобилизовать слишком медленно, системе ничего не мешает начать вылавливать убежавших, по крайней мере, из тех стран, на которые можно оказать давление», — считает Слободчиков.
Пока кейс депортации был только один, говорит Буракова, имея в виду депортацию из Казахстана сотрудника ФСО Михаила Жилина, который нелегально пересек границу, опасаясь, что его не выпустят из России. По ее мнению, для отъезда из России при наличии только внутреннего паспорта можно рассмотреть Казахстан наряду с Арменией и Киргизией. Белоруссия, в которую россияне могут въезжать по внутреннему паспорту, Буракова как направление для срочного выезда прямо сейчас рассматривать не рекомендует. Из стран, куда не нужна виза, но нужен загранпаспорт, из России можно уехать в Грузию, которая, как отметила Буракова, пока не реагирует на политически мотивированные запросы российских властей, а также в балканские страны.
«Российские и белорусские правоохранительные органы очень плотно взаимодействуют, в том числе в обход официальных процедур. То есть там человека могут, например, просто посадить в машину и увезти, — говорит Буракова. — Еще есть страны Юго-Восточной Азии, но недавно активно форсили новость, что Таиланд и Россия договорились об экстрадиции. Тем не менее пока не было подобных кейсов из Таиланда. Кроме того, надо понимать, что выдача возможна при возбужденном уголовном деле. То есть если человек просто уклоняется от призыва, правоохранительные органы других стран не могут проводить призывные мероприятия». О том, что экстрадиция возможна только при наличии уголовного дела, говорит и Передрук.
«Если человек просто не явился по повестке, это еще не значит, что он совершил преступление. Для этого должно быть уголовное дело, должен быть запрос об экстрадиции. Я бы сказал, что это маловероятный сценарий», — считает эксперт. Кроме того, не до конца понятно, что будет, если человек отсутствовал в России временно, когда получил повестку, рассуждает юрист. «Например, он поехал в отпуск, получил повестку, а у него обратные билеты через две недели; в таком случае возникает вопрос, является ли это нарушением? Одно дело, когда он повестку получил заранее, несмотря на повестку, взял и уехал. Тут все понятно. А если человек находился за границей, в этот момент повестка пришла, что ему тогда делать? Наверно, такая ситуация может быть расценена как уважительная причина неявки по повестке, но это остается на усмотрение правоприменительных органов», — говорит адвокат.
Уголовное дело могут возбудить, например, за уклонение от призыва и за дезертирство, говорит Буракова. «Что касается тех, кто подлежит призыву на срочную службу, я не думаю, что это будет массово, потому что как минимум не хватит правоохранительных органов на это все физически. Выборочно, наверно, будут какие-то показательные случаи, чтобы другим неповадно было», — считает она.