К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая услуга: как цифровое государство занялось призывом

Фото Алексея Зотова / ТАСС
Фото Алексея Зотова / ТАСС
Удобный мир цифровых сервисов оказался ловушкой для пользователей. Дума приняла закон, по которому уведомление о выписанной призывнику повестке будет приходить в личный кабинет на Госуслугах, и это будет означать, что она вручена. Сделать вид, что не получил повестку, не выйдет — законопроект вводит значительные ограничения для уклониста. Журналист Глеб Черкасов считает, что история с автоматическим вручением повестки является продолжением давнего идеологического спора, который начался, когда и компьютеров-то в России толком не было

Что важней, колбаса или свобода? Этому вопросу очень много лет, и правильных ответов столько, что ни один из них нельзя назвать исчерпывающе верным. 

В последние десятилетия у населения России в фаворитах была колбаса. Это можно понять: ее сильно не хватало до того, к тому же время перевеса свободы понравилось далеко не всем. А точнее, почти всем не понравилось. Поэтому с определенного момента проблема досконального соблюдения гражданских прав и политических свобод волновала сравнительно небольшой круг граждан. Снаружи это выглядело довольно нелепым и даже абсурдным интересом. Гораздо удобнее и выгоднее выглядел размен прав на стабильность и новые бытовые возможности, к которым, безусловно, относились и цифровые услуги. Настоящее, между прочим, достижение. 

Шаги прогресса

Спорить с тем, что по части использования электронных сервисов в России жить было (да в общем и остается) очень удобно, совсем не приходится. Телефон мог (и может) все, особенно если он в руках умелого и хорошо зарабатывающего человека. Сайт «Госуслуги» не выделялся из общего ряда сервисов и приложений: нет проблем, нет хлопот, знай пользуйся. 

 

Ну а почему нет? Электронными удобствами пользовались и лоялисты, и те, кто потом спиливал с ног браслеты. Жизнь в цифре была вкусной, как хорошая колбаса. Альтернатива выглядела не дорогой к свободе, а падением в маргинальность:  кнопочный (а то и стационарный) телефон, оплата всех счетов в банке и вообще «цифровой аскетизм». Но так не нравилось, казалось, что запись в поликлинику или мгновенная оплата штрафа за парковку — это одно, а возможные хлопоты с государством — это другое.

С 2009 года по сегодняшний день сервис планомерно развивался, и вот теперь на нем можно не только заплатить налог или записаться к врачу, но и узнать, когда отправляться в военкомат. Даже если такого желания вдруг нет, повестка все равно считается врученной. Дальнейшая попытка уклонения влечет за собой разнообразные санкции. 

 

 Желание властей решить вопрос с повестками в военкомат одним «взмахом шашкой» выглядит с точки зрения все той же власти довольно логично. Судя по социологическим опросам и привычным экспертам, нынешний курс поддерживается абсолютным большинством населения. Новая услуга людям только в помощь, особенно с учетом того, что далеко не все могут проверить почтовый ящик. А вот аккаунт — совсем другое дело. Тем более, что молодые технологически адаптированные люди — в приоритете.

Предыдущая технологическая новация с повсеместным внедрением видеокамер и распознаванием лиц в метро и на массовых скоплениях людей ведь на самом деле прошла совершенно безболезненно для большей части населения. Что с того, что участник протестного митинга был сфотографирован и потом задержан?  Всех остальных это не должно было коснуться. Зато благодаря камерам видеонаблюдения можно меньше бояться уличную шпану.

Цифровые услуги делали удобнее жизнь человека — если только он не является поклонником микрофинансовых организаций и не коллекционирует автомобильные штрафы.  

 

Верхи хотят, низы не могут

Но «повесточная» услуга создает удобства только государству. И в этом — ее новизна. 

Население, привыкшее пользоваться электронными благами и не рассчитывавшее на подобного рода неприятности, может обидеться на Госуслуги. Не за сами повестки — это повод для отдельной паники. А за нарушение «неписаных» правил, по которым в обычной жизни от государства еще могут прилетать какие-то неприятности, а вот в электронном виде — только удобства.

Но только сервис ни в чем не виноват, он делает то, чему его научили — сближает гражданина и государство. Переделав старую формулу революционной ситуации: верхи предоставляли те услуги, которые им нужны, а низы могли ими пользоваться. До поры до времени было удобно всем. Просто теперь у верхов изменились планы. В том числе и на тех, кому предоставлялись услуги. 

Еще одна новизна ситуации состоит в  том, что бежать-то, по сути дела, невозможно. Попав единожды в цифровой оборот, человек может выскочить из него только с огромными социальными потерями. Тем более, что и это не может служить гарантией тому, что его «потеряют». Но норма о том, что повестка считается врученной вне зависимости от посещения Госуслуг, как раз и предупреждает о бессмысленности попытки к бегству.

Возможно, «повесточная услуга» — повод задуматься о том, что государство, предоставляющее блага в опережающем темпе, может потребовать не только устную благодарность, но и что-то побольше. И что правила использования цифровых сервисов можно было бы обсуждать не в течение одной недели, а несколько дольше. Правда, для организации дискуссии требуется не просто благоволение тех, кто предоставляет услуги, а реальная возможность выдвигать обсуждающих.

 

Действия в этом направлении, безусловно, могут сдвинуть рамки действующего общественного договора, но они и без того пришли в движение. 

Старый спор о колбасе и свободе, на самом деле, не закончится никогда. И точного ответа на него тоже не может быть, главное — не пытаться решить, что текущий вариант является единственно возможным.     

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+