Что важней, колбаса или свобода? Этому вопросу очень много лет, и правильных ответов столько, что ни один из них нельзя назвать исчерпывающе верным.
В последние десятилетия у населения России в фаворитах была колбаса. Это можно понять: ее сильно не хватало до того, к тому же время перевеса свободы понравилось далеко не всем. А точнее, почти всем не понравилось. Поэтому с определенного момента проблема досконального соблюдения гражданских прав и политических свобод волновала сравнительно небольшой круг граждан. Снаружи это выглядело довольно нелепым и даже абсурдным интересом. Гораздо удобнее и выгоднее выглядел размен прав на стабильность и новые бытовые возможности, к которым, безусловно, относились и цифровые услуги. Настоящее, между прочим, достижение.
Шаги прогресса
Спорить с тем, что по части использования электронных сервисов в России жить было (да в общем и остается) очень удобно, совсем не приходится. Телефон мог (и может) все, особенно если он в руках умелого и хорошо зарабатывающего человека. Сайт «Госуслуги» не выделялся из общего ряда сервисов и приложений: нет проблем, нет хлопот, знай пользуйся.
Ну а почему нет? Электронными удобствами пользовались и лоялисты, и те, кто потом спиливал с ног браслеты. Жизнь в цифре была вкусной, как хорошая колбаса. Альтернатива выглядела не дорогой к свободе, а падением в маргинальность: кнопочный (а то и стационарный) телефон, оплата всех счетов в банке и вообще «цифровой аскетизм». Но так не нравилось, казалось, что запись в поликлинику или мгновенная оплата штрафа за парковку — это одно, а возможные хлопоты с государством — это другое.
С 2009 года по сегодняшний день сервис планомерно развивался, и вот теперь на нем можно не только заплатить налог или записаться к врачу, но и узнать, когда отправляться в военкомат. Даже если такого желания вдруг нет, повестка все равно считается врученной. Дальнейшая попытка уклонения влечет за собой разнообразные санкции.
Желание властей решить вопрос с повестками в военкомат одним «взмахом шашкой» выглядит с точки зрения все той же власти довольно логично. Судя по социологическим опросам и привычным экспертам, нынешний курс поддерживается абсолютным большинством населения. Новая услуга людям только в помощь, особенно с учетом того, что далеко не все могут проверить почтовый ящик. А вот аккаунт — совсем другое дело. Тем более, что молодые технологически адаптированные люди — в приоритете.
Предыдущая технологическая новация с повсеместным внедрением видеокамер и распознаванием лиц в метро и на массовых скоплениях людей ведь на самом деле прошла совершенно безболезненно для большей части населения. Что с того, что участник протестного митинга был сфотографирован и потом задержан? Всех остальных это не должно было коснуться. Зато благодаря камерам видеонаблюдения можно меньше бояться уличную шпану.
Цифровые услуги делали удобнее жизнь человека — если только он не является поклонником микрофинансовых организаций и не коллекционирует автомобильные штрафы.
Верхи хотят, низы не могут
Но «повесточная» услуга создает удобства только государству. И в этом — ее новизна.
Население, привыкшее пользоваться электронными благами и не рассчитывавшее на подобного рода неприятности, может обидеться на Госуслуги. Не за сами повестки — это повод для отдельной паники. А за нарушение «неписаных» правил, по которым в обычной жизни от государства еще могут прилетать какие-то неприятности, а вот в электронном виде — только удобства.
Но только сервис ни в чем не виноват, он делает то, чему его научили — сближает гражданина и государство. Переделав старую формулу революционной ситуации: верхи предоставляли те услуги, которые им нужны, а низы могли ими пользоваться. До поры до времени было удобно всем. Просто теперь у верхов изменились планы. В том числе и на тех, кому предоставлялись услуги.
Еще одна новизна ситуации состоит в том, что бежать-то, по сути дела, невозможно. Попав единожды в цифровой оборот, человек может выскочить из него только с огромными социальными потерями. Тем более, что и это не может служить гарантией тому, что его «потеряют». Но норма о том, что повестка считается врученной вне зависимости от посещения Госуслуг, как раз и предупреждает о бессмысленности попытки к бегству.
Возможно, «повесточная услуга» — повод задуматься о том, что государство, предоставляющее блага в опережающем темпе, может потребовать не только устную благодарность, но и что-то побольше. И что правила использования цифровых сервисов можно было бы обсуждать не в течение одной недели, а несколько дольше. Правда, для организации дискуссии требуется не просто благоволение тех, кто предоставляет услуги, а реальная возможность выдвигать обсуждающих.
Действия в этом направлении, безусловно, могут сдвинуть рамки действующего общественного договора, но они и без того пришли в движение.
Старый спор о колбасе и свободе, на самом деле, не закончится никогда. И точного ответа на него тоже не может быть, главное — не пытаться решить, что текущий вариант является единственно возможным.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора