Налог на бензин, цифровое общество и лесная еда: как Китай будет жить следующие годы
В Пекине на прошлых выходных открылись традиционные «две сессии» — одновременные, но не совместные съезды высшего законодательного и высшего консультативного органов КНР. В субботу, 4 марта, началось заседание Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), а 5 марта впервые после избрания собрались депутаты Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Сессии завершатся 13 марта. НПКСК является консультативным органом партийных делегатов, а ВСНП — законодательным органом, назначающим новых лиц на государственные должности, включая премьера, вице-премьеров и других. На съезде Си Цзиньпин займет пост председателя КНР, хотя это назначение и играет лишь символическую роль. Страной Си Цзиньпин правит и так в качестве партийного лидера и председателя Центрального военного совета.
Ежегодные мероприятия собирают тысячи чиновников и политических советников для обзора и обсуждения работы центрального правительства, национального законодательного органа, высшего суда и прокуратуры за прошедший год. Помимо этого, участники заседаний заняты и планированием того, что касается проектов бюджетов и поправок к законам. Вместе они известны как 两会, lianghui, или «две сессии».
Для Китая это центральное политическое событие года, а учитывая то, что сейчас депутаты впервые собрались после пандемии, подорвавшей экономику Китая, и на фоне геополитических потрясений, те решения, которые будут сейчас приняты, будут иметь ключевое значение для внутренней и внешней политики страны в ближайшие годы.
Возвращение к нормальности
Можно сказать, что и экономические, и политические задачи КНР на ближайшее время подчинены одной цели: восстановлению страны после вызовов последних трех лет. Этим объясняется и скромная цель по росту ВВП в 2023 году: власти запланировали рост экономики на уровне 5%, что, по оценке Bloomberg, указывает на то, что экономические трудности еще не преодолены.
Политика «нулевой терпимости» негативно повлияла на промышленное производство, логистику и розничную торговлю. Ноябрьские протесты хоть и способствовали открытию Китая, о возвращении к допандемийной жизни по всем фронтам пока что говорить рано. Это касается и недоверия инвесторов, и спада активности потребителей, и изоляции от остального мира.
Согласно опросу Американской торговой палаты в Китае, проводившемуся осенью 2022-го, впервые за 25 лет менее половины респондентов ее ежегодного опроса поставили Китай в тройку приоритетных инвестиционных направлений. Исследование показало также, что количество компаний, которые уже перемещают свое производство за пределы Китая или хотя бы рассматривают такой вариант, выросло на 10% по сравнению с 2021 годом. По данным AmCham, на которые ссылается CNBC, с тех пор как Китай отменил строгий контроль над COVID, ситуация кардинально не изменилась.
Именно поэтому расширение торговли, поддержка экспортного сектора и дальнейшего стимулирования иностранных вложений станет приоритетом экономического развития Китая. Помимо этого, теперь, когда коронавирусные меры сняты, Пекин хочет стабилизировать рынок недвижимости и не допустить, чтобы он спровоцировал кризис в банковском секторе или среди местных органов власти, которые полагаются на продажу земли в качестве основного источника своего дохода.
На заседаниях в начале недели уже были приняты некоторые соответствующие этой общей стратегии решения. Министр жилья и строительства Ни Хун пообещал, что Китай будет предотвращать в будущем риски «серых носорогов» (очевидных, но массово игнорируемых угроз) в сфере недвижимости, вроде недавнего кризиса Evergrande, за счет более целевых мер. По его словам, Китай теперь будет равно поддерживать частные и государственные компании и следить за их кредитными балансами. Кроме того, было принято решение сократить количество высокооплачиваемых госслужащих центрального аппарата на 5% — это самое сильное сокращение за последние 10 лет. Также в ходе текущей сессии создали новый финансовый регулирующий орган, которому перейдет часть полномочий Центробанка Китая.
В рамках борьбы с надвигающимся кризисом один из делегатов также предложил заменить пятидневную рабочую неделю на шестидневную, чередующуюся с четырехдневной, — чтобы у людей появилась возможность больше путешествовать без ущерба для экономики. А другой делегат выдвинул идею повысить продуктовое предложение на рынке за счет лесной еды — меда, фруктов и ягод. Правда, как отмечает Bloomberg, подобные предложения скорее призваны привлечь внимание к их авторам или к определенной проблеме, чем действительно имеют шанс получить статус закона.
Развитие технологий
КНР продолжает участвовать в гонке за лидерство в сфере высоких технологий. В последние годы вливание государственных инвестиций в отрасль позволило Китаю заметно преуспеть в этой области и развить собственные высокие технологии и модернизировать промышленность. Однако технологический прогресс Китая сталкивается с глобальной конкуренцией и растущими ограничениями со стороны США.
Осенью 2022-го администрация Байдена ввела ограничения на экспорт определенных чипов и производственного оборудования в Китай: американцам не на руку усиление Китая на глобальном рынке полупроводников. Тогда американский Центр стратегических и международных исследований называл этот подход США к технологическому сектору Китая «удушением с целью убийства», а американский технологический предприниматель, работающий с Китаем, Джордан Шнайдер писал в Twitter (заблокирован в России), что представители китайской отрасли чипов боятся «аннигиляции» и «обезглавливания».
В своей речи на ВСНП Си Цзиньпин выступил с призывом к большей самостоятельности Китая. Китайский лидер высказался о необходимости оригинальных и новаторских исследований для достижения роста в условиях «жесткой международной конкуренции».
Китай уже несколько лет активно реализует масштабную программу по импортозамещению электроники. Она подразумевает развертывание собственного производства чипов, электронных компонентов, а также ПК и ноутбуков. Ранее госсектор использовал ПК от зарубежных вендоров, сейчас же планируется заместить около 50 млн ПК на отечественные.
Другая веская причина сделать упор на совершенствование технологий — высокий темп старения населения. По данным Национального бюро статистики за 2022 год, в Китае проживает 267 млн человек старше 60 лет, что составляет 18,9% процента от общей численности стареющего населения планеты. По разным оценкам, к 2025 году эта цифра превысит 300 млн. В связи с высокими темпами старения населения вопрос технологического прогресса встал особенно остро: по данным Национального бюро статистики Китая, рабочая сила в стране сократилась за время пандемии на 41 млн человек — это почти столько же, сколько составляет все работающее население Германии (44 млн, по данным Всемирного банка).
Китайский гигант электронной коммерции JD.com уже активно продвигает автоматизацию процессов, трансформируя объем работы и круг обязанностей сотрудников. Эти нововведения в КНР касаются не только таких традиционных и очевидных мест, как фабрики и склады. WeRide, один из стартапов в городе Гуанчжоу, стал крупным центром тестирования автономных транспортных средств, там занимаются разработкой беспилотных автомобилей и автобусов. Один из делегатов ВСНП и глава автомобилестроительной компании Changan призвал принять законы в поддержку отрасли электромобилей, в том числе пересмотреть налоги на автомобили с бензиновыми двигателями и создать стимулы для покупки электромобилей в госсекторе.
Кроме того, во время сессии ВСНП было объявлено о создании нового агентства, которое будет аккумулировать все большие данные, собираемые по всей стране, и руководить процессом планирования и создания цифрового общества.
Упор на оборону
Еще осенью, во время октябрьского съезда КПК, Си Цзиньпин уделил повышенное внимание трудностям, с которыми КНР может столкнуться в ближайшем будущем, и подчеркнул, как важно «чинить крышу, пока еще не пошел дождь», а «черные лебеди» и «серые носороги» в его речи описывали современные риски.
Вот и сейчас китайские власти исходят из того, что обеспечивать национальную безопасность нужно, ориентируясь на наихудшие возможные сценарии: бюджет на военные нужды в КНР увеличат на 7,2% по сравнению с прошлым годом. Премьер Госсовета Китая Ли Кэцянь, представляя проект бюджета КНР делегатам Всекитайского собрания народных представителей, заявил, что «в настоящее время усиливаются попытки подавить и сдержать Китай», а на выделяемые 1,55 трлн юаней ($224,79 млрд) вооруженные силы КНР должны «усилить военную подготовку и обучение во всех сферах, приложить больше усилий для подготовки солдат в условиях боевых действий и наращивать военную деятельность по всем направлениям и во всех сферах».
Расходы на оборону в КНР за последние 20 лет выросли в пять раз ($50 млрд в 2001-м и $270 млрд в 2021-м), только с 2011 года увеличились примерно на 80%. Учитывая неоднократные военные учения КНР вблизи Тайваня, которые лишь участились в связи с визитом спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на полуостров в 2022 году, Reuters считает увеличение оборонного бюджета тревожным сигналом.
Однако бюджет на военные нужды ненамного больше того, что был выделен в предыдущем году. Кроме того, для такой большой страны, как КНР, выделенная в этом году сумма не выглядит уж очень внушительно, особенно в сравнении с расходами США, главного оппонента КНР. Общие расходы Китая на оборону составляют лишь немногим более четверти годовых военных расходов США, не говоря уже об оборонных расходах на душу населения, которые в Китае гораздо ниже, чем в США.
Власти КНР не устают повторять, что военная политика Китая носит оборонительный характер, и независимо от того, сколько средств ни было бы вложено в оборону и какой бы ни была степень модернизации вооруженных сил, страна не претендует на положение гегемона и не собирается проводить политику экспансии. В том, что касается наболевшего и обострившегося в 2022 году вопроса Тайваня, представители Китая также обещают придерживаться мирного воссоединения полуострова с материком.
Однако министерство обороны США и сразу несколько западных СМИ связали изменения в военном бюджете с планами по захвату Тайваня и также заявили, что информация о фактических расходах по сравнению с объявленными в бюджете остается непрозрачной: они могут быть в 1,1–2 раза выше.
При этом новый министр иностранных дел Китая Цинь Ган предостерег от последствий нарастающей конфронтации между Китаем и США, сказав, что вопреки тому, что США говорят, что придерживаются принципа конкуренции, а не конфронтации во взаимоотношениях с Китаем, в действительности «цель этой так называемой конкуренции — сдержать и подавить Китай во всех отношениях». Bloomberg назвал это необычно резким прямым выпадом в адрес одного из крупнейших торговых партнеров страны.
Андрей Карнеев, руководитель школы востоковедения ВШЭ, комментирует: «Все самые важные решения будут приняты после 11 марта, и они касаются кандидатов на высшие государственные должности. Я бы не стал переоценивать значимость увеличения оборонного бюджета, как это делают некоторые медиа. Эти цифры мне не видятся уж такими крупными с учетом нынешней геополитической ситуации и международных отношений».