На протяжении последнего десятилетия российское высшее образование держало курс на международность: росло число программ академического обмена, развивалось научное сотрудничество с ведущими мировыми университетами, многие отечественные вузы стали более узнаваемыми за рубежом и улучшили свои позиции в глобальных рейтингах.
С 2017 по 2021 год число иностранцев, приезжающих на обучение в Россию, выросло на 30%, и страна вошла в десятку мировых лидеров по популярности среди международных студентов. После начала «специальной военной операции»* в феврале 2022 года оставалась надежда, что санкции не коснутся образования и культуры — эти области всегда воспринимались как наименее политизированный (и потому самый надежный) элемент международного сотрудничества. Однако вслед за публикацией письма Российского союза ректоров в поддержку «спецоперации» в начале марта ведущие мировые университеты начали массово приостанавливать сотрудничество со своими российскими партнерами.
В конце мая глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил о выходе страны из Болонской системы высшего образования. С учетом новых реалий мы внесли корректировки в методологию рейтинга и исключили из расчетов два параметра, связанных с международностью: долю иностранных студентов и объем зарубежных стажировок, при этом сохранили метрику «Международная репутация» — в ней мы учли позиции университетов в авторитетных мировых рейтингах.
Главный тренд этого года — усиление позиций столичных университетов: в десятку лучших вошли семь московских, два петербургских и лишь один региональный вуз. На первом месте, как и в прошлом году, НИУ ВШЭ, который оказался абсолютным лидером по итогам опроса работодателей. Занявший второе место МГУ им. М. В. Ломоносова остается самым узнаваемым в мире российским вузом и единственным входящим в топ-100 международных институциональных рейтингов. Замыкает тройку лидеров МФТИ, который стал самым сложным для поступления вузом общего профиля (средний балл ЕГЭ — 95,8).
Как мы считали
В лонг-лист вошли 635 вузов. Все участники списка соответствовали трем обязательным условиям: наличие российской аккредитации и, как следствие, возможность выдавать дипломы государственного образца, численность контингента учащихся не менее 100 человек и наличие программ бакалавриата или специалитета. В рейтинге не оценивались филиалы, религиозные и военные вузы, а также учебные заведения, обучающие только по постдипломным программам.
При подсчетах рейтинга мы использовали данные Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России, результаты проведенного нами опроса 100 лучших работодателей России и данные из открытых источников.
Вузы оценивались по пяти метрикам: востребованность выпускников, качество нетворкинга, качество преподавания, международная репутация, фактор Forbes.
Чтобы оценить «Востребованность выпускников», мы направили запросы в 100 компаний, входящих в число лучших работодателей России по версии Forbes и попросили их ответить на два вопроса: «Выпускников каких вузов вы хотели бы нанимать в приоритетном порядке?» и «Выпускников каких вузов вы считаете наиболее подготовленными?». Анкеты заполнили более 50 работодателей, в том числе Альфа Банк, Auchan, ПК «Балтика», VK, ДОМ.РФ, «Лаборатория Касперского», «Ланит», ММК, Metro Cash&Carry, Московский кредитный банк, Naumen, НЛМК, ОМК, «Полиметалл», «РЕСО-Гарантия», РЖД, Росбанк, «Ростелеком», ГК «Самолет», «Сбер», «Северсталь, «Сегежа», «Селигдар», «Сибур Холдинг», «Силовые машины», Splat, «Тинькофф», «Международный аэропорт Шереметьево». Голоса компаний за каждый вуз суммировались и переводились в баллы (максимум 30 баллов).
Метрика «Качество нетворкинга» использовалась для оценки общего уровня поступивших в вуз студентов и возможности сформировать полезные связи в процессе обучения. При подсчете этой метрики мы учитывали два основных параметра: средний уровень ЕГЭ принятых на обучение студентов (20 баллов) и долю призеров Всероссийской олимпиады школьников, а также участников международных олимпиад и соревнований по профильным предметам от общего числа студентов вуза (10 баллов).
В метрике «Международная репутация» мы оценивали узнаваемость университетов в мировых академических и научных кругах. Этот показатель — значимый индикатор качества научной работы вуза и его репутации в мировом научном сообществе, кроме того, он может оказаться принципиальным для выпускников, планирующих продолжить обучение или вести профессиональную деятельность за рубежом. В метрике учитывались присутствие и позиция университета в общих и предметных рейтингах трех наиболее авторитетных мировых рейтинговых агентств Academic Ranking of World Universities, QS World University Rankings и Times Higher Education (максимум 30 баллов).
Чтобы оценить «Качество преподавания» мы использовали данные Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. В метрике учитывались пять параметров: уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, доля преподавателей с ученой степенью, соотношение числа преподавателей и студентов, доля иностранных преподавателей, наличие программ двойного диплома. Перечисленные параметры имели одинаковый вес, максимально в этой метрике вуз мог получить 15 баллов.
Наконец, каждый университет мог получить дополнительные баллы в метрике «Фактор Forbes» (максимум 5 баллов), если среди его выпускников оказывались участники российского списка Forbes, победители рейтинга «30 до 30» 2022 года, либо в вузе проходили обучение дети богатейших бизнесменов России.
Лидеры рейтинга — ниже.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.