Эксперты рассказали о схеме мошенничества с подарочными картами «Ленты» и «Пятерочки»
В Рунете за первую неделю декабря появилось больше 20 сайтов мошенников, которые предлагают купить подарочные карты крупных торговых сетей — например, «Пятерочки», «Перекрестка», «Ленты» или «Л’Этуаль». Об этом «Известиям» рассказала компания по информационной безопасности Infosecurity.
Мошенники предлагают купить карты со скидкой 50%. Но на деле это фишинговые сайты, цель которых — получить платежные данные (например, банковских карт) и похитить деньги, сообщила Infosecurity. Сайты оформлены по одному шаблону с целью усыпить бдительность и поторопить человека с покупкой. Например, мошенники добавляют на сайты таймер и шкалу, которые показывают, что осталось не больше 1000 карт.
Фишинговые ресурсы традиционно появляются перед Новым годом, но сейчас мошенники особенно активны, утверждает руководитель отдела выявления цифровых угроз Infosecurity a Softline Company Александр Вураско. По его словам, то число сайтов, которое было выявлено за неделю в декабре, обычно возникает за месяц. Одна из причин увеличения объемов мошенничества в том, что выросло предложение подобных сайтов «под ключ», оплата за которые — комиссия с каждой операции, а распространяются такие схемы в даркнете и в Telegram, утверждает Вураско.
Появилась и новая тенденция: мошенники создают не поддельные веб-сайты, а Telegram-каналы, заявил «Известиям» руководитель направления Solar webProxy компании «Ростелеком-Солар» Петр Куценко. Это быстрее и проще, а поскольку у многих брендов есть свои боты в Telegram, у пользователей не возникает лишних подозрений, отметил он. С 2013 года число инцидентов в области интернет-мошенничества растет на 70-75% каждый год, добавил руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.
X5 Group заявила «Известиям», что активно борется с мошенничеством от имени своих торговых сетей в целом и с использованием карт лояльности в частности. Каждый месяц блокируются больше 1000 вредоносных сайтов на всех площадках, включая соцсети, утверждает компания. «Магнит», «Дикси», «Лента» и «Л’Этуаль» на запрос «Известий» не ответили.
Перед мошенниками уязвимы 98,8% россиян: только 0,2% людей знают, какие данные с банковской карты и кому нельзя называть, показало исследование Visa. По его результатам оказалось, что около 35% жителей России готовы сообщить посторонним срок действия карты, а 2% — и трехзначный код с ее оборотной стороны. Компания по кибербезопасности Group-IB заявляла, что российский рынок ворованных данных банковских карт сократился на 77% во второй половине 2020 года и первой половине 2021-го в сравнении с аналогичным периодом до этого.