Вечером в понедельник, 20 февраля, президент Дмитрий Медведев встретился с лидерами незарегистрированных политических партий. Ключевой темой дискуссии стала предложенная на прошлой неделе главой государства масштабная политическая реформа.
Прошедшее мероприятие изначально позиционировалось как встреча президента с так называемой внесистемной оппозицией. Впрочем, самая активная ее часть, а именно участники и организаторы многотысячных митингов «За честные выборы», были представлены слабо. Их интересы представляли сопредседатели Партии народной свободы (ПАРНАС) Борис Немцов и Владимир Рыжков, а также лидер «Левого фронта» и секретарь-координатор партии «Российский объединенный трудовой фронт» Сергей Удальцов. Также за стол с Медведевым сели глава федерального совета «Партии дела» Константин Бабкин, председатель «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин, сопредседатель партии «За нашу Родину» Михаил Лермонтов, глава президиума центрального совета партии «Курсом правды и единения» Юрий Москалев, глава российской экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов, председатель «Партии возрождения России» Геннадий Селезнев и глава Народной партии «За женщин России» Галина Хавраева.
«Встреча продолжалась около трех часов», — заявила по ее итогам пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Значительная часть этого времени ушла на обсуждение задуманной Медведевым политической реформы. Президент впервые заговорил о необходимости трансформировать политическую систему страны в минувшем декабре, сразу после скандальных парламентских выборов. На прошлой неделе пакет соответствующих законопроектов оказался в Государственной думе. Среди предлагаемых изменений: упрощение процедуры регистрации партий, новая система формирования нижней палаты парламента и возвращение прямых губернаторских выборов. Текст законопроектов вызвал множество нареканий со стороны экспертов и участников политического процесса, отметивших его непродуманность.
«Медведев заявил, что не считает свой текст эталоном и готов рассматривать все наши поправки к этим законам», — рассказал Forbes один из основателей ПАРНАСа Владимир Рыжков. По итогам встречи было принято решение об участии присутствовавших на ней оппозиционеров в рабочей группе, которая займется обсуждением вариантов совершенствования медведевских реформ. До этого в группу были приглашены исключительно представители зарегистрированных партий. Модератором группы, первое заседание которой состоится уже в эту среду, как уже сообщалось ранее, будет первый заместитель администрации Кремля Вячеслав Володин.
Одним из главных требований приглашенных к Медведеву политиков стало внесение в законопроект пункта о возможности создания партийных блоков. По словам Константина Бабкина, президент воспринял это предложение благосклонно. Медведев также заявил, что не уверен в необходимости специального президентского фильтра на губернаторских выборах, который позволял бы главе государства отсеивать неугодных кандидатов.
Разговор зашел и о прошедших в Москве массовых акциях протеста. Немцов и Рыжков передали президенту резолюцию, принятую участниками митинга на Болотной площади 4 февраля. «Мы резко разошлись с ним в оценках. Он не согласен с нашими оценками масштаба фальсификаций. Он не согласен с нелегитимностью нынешней Думы, с необходимостью досрочных парламентских выборов», — рассказывает Рыжков.Также Медведеву был вручен список политзаключенных, освобождения которых требует участвовавшая в акциях протеста оппозиция. «У меня сложилось ощущение, что у Медведева есть желание в историю войти милосердным человеком, помиловавшем незаконно осужденных людей», — говорит Немцов. По его словам, маловероятно, что президент помилует Михаила Ходорковского, но в отношении тяжело больной активистки движения «Другая Россия» Таисии Осиповой он может это сделать. (Подробнее о деле Осиповой читайте в колонке Ольги Романовой)
Комментарии участников встречи:
Борис Немцов, сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС)
Для меня стало большей неожиданностью, как президент отреагировал на мое предложение внести поправку в Конституцию и запретить одному человеку избираться президентом более двух раз. Он сказал, что всерьез над этим размышляет и в общем с этим согласен. Я его, правда, не стал спрашивать, когда он может предложить внести данные изменения.
Он также не стал опротестовывать мой тезис о том, что диктаторы и есть главные провокаторы революций.
Анатолий Панфилов, лидер российского экологического движения «Зеленые»
Медведев намерен довести свою политическую реформу до конца, он готов отстаивать эти законы. И сегодня по этому поводу он аргументированно ответил на все вопросы оппозиции. Видно, что он провел серьезную работу в этом направлении. Мы по этой реформе позицию президента разделяем, давно пора разбить думскую монополию из четырех партий. И Медведев согласен, что в Думе должно быть больше партий.
Мною лично был поднят ряд экологических проблем. В частности, я предложил создать министерство по экологии. Медведев со мной согласился и пообещал создать такое министерство в случае, если станет премьер-министром.
В целом, по моим ощущениям, либерализация политической системы действительно будет проведена. По крайней мере, Медведев заявил, что намерен провести все предложенные им законы с учетом предложений от оппозиции в ближайшие несколько месяцев.
Владимир Рыжков, сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС)
Я обратил внимание президента на то, что власть разжигает конфликт между Поклонной (участниками митинга в поддержку Владимира Путина на Поклонной горе. — Forbes) и Болотной. Медведев согласился, что это недопустимо. Я также поставил вопрос об издевательской позиции министра юстиции Александра Коновалова, который фактически отказывается исполнять решение Европейского суда, согласно которому отказ в регистрации ПАРНАСа был незаконным. Медведев сказал, что даст срочное поручение Коновалову объяснить происходящее.
Помимо этого, мной было предложено создать механизм круглого стола, за который сядут представители президента, представители протестного движения и парламентских партий, чтобы провести политическую реформу и сформировать легитимные органы государственной власти. Но я не получил на это предложение прямой реакции.
В целом после встречи у меня сложилось ощущение, что Медведев действительно хочет до ухода провести реформу политической системы, чтобы уйти с этим результатом.