Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона о выборах депутатов нижней палаты российского парламента. Об этом утром в четверг сообщила пресс-служба Кремля.
Документ предусматривает сохранение пропорциональной избирательной системы, но включает в себя ряд новаций, направленных «на обеспечение представительства избирателей всех субъектов РФ в Госдуме, а также на упрощение отдельных избирательных процедур», отмечается в пояснительной записке.
Вся территория страны в соответствии с законопроектом разделяется на 225 территориальных единиц. Они формируются на основе единой нормы представительства избирателей. Подразумевается, что в каждой территориальной единице должно проживать примерно равное число граждан, имеющих право участвовать в парламентских выборах. Если в регионе таких лиц больше, чем рассчитано на новое образование, то субъект РФ делится на несколько территориальных единиц. В случае, если избирателей в регионе меньше установленной планки, то субъект становится единой территориальной единицей.
Границы территориальных единиц устанавливаются Центризбиркомом один раз в 10 лет (на две избирательные кампании по выборам в Госдуму). Каждое новое установление границ проводится заблаговременно, не менее чем за год до дня голосования. Эта норма должна помочь партиям заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты федеральные списки и сколько кандидатов потребуется включить в список.
Федеральный список кандидатов разбивается на региональные группы, соответствующие территориальным единицам (в настоящее время региональные группы соответствуют субъекту РФ, группе субъектов РФ или части территории субъекта РФ). Ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке партии должно быть не менее 70 региональных групп). В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке — не менее 100 кандидатов.
Партии освобождаются от процедуры сбора подписей. Упрощается и порядок подачи документов в ЦИК. Так, федеральный список в машиночитаемом виде, содержащий все необходимые сведения о кандидатах, к 2015 году будет заполняться на сайте комиссии.
Сведения о доходах и об имуществе кандидатов будут размещаться не избиркомом, а самими партиями на официальных сайтах. Этот пункт законопроекта налагает ответственность за достоверность указанных сведений, подчеркивают в Кремле.
Документом вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Речь, в частности, идет о единых для всех партий условиях оплаты услуг по размещению агитматериалов.
В законе закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в интернете хода голосования и подсчета голосов.
В числе новаций также появилась возможность создания избирательных фондов не только партиями и их региональными отделениями, но и отдельными кандидатами в депутаты Госдумы. Фонд кандидата формируется из средств политической партии и из собственных средств кандидата. Пожертвования граждан и организаций в избирательные фонды кандидатов не предусматриваются. Максимальная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн рублей.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей. Мандаты распределяются сначала между федеральными списками, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов.
Комментарии
Александр Кынев, политолог, руководитель информационных программ Фонда развития информационной политики
Пока из того, что опубликовано, многие вещи остаются непонятными. Как изложено в пояснительной записке к законопроекту, речь идет о полном сохранении пропорциональной системы, но с рядом изменений, реализация которых вызывает большие вопросы.
В частности, безголовые списки. В соответствии с законопроектом, партия должна быть представлена в бюллетенях по всей территории страны. Но не по каждой территории внутри списка может быть представлена региональная группа. Это значит, что в отдельных территориях под названием партии не будет имен кандидатов, что выглядит очень странно.
Кроме того, отсутствие в бюллетенях общефедеральной части списка может привести к тому, что часть списка может быть обезглавлена, поскольку даже лидеры партий должны будут идти в составе территориальных групп. Это означает, что в случае специальной работы против них, они могут остаться без мандатов. В результате чего фракция в Госдуме может быть фактически обезглавлена. Таким образом, законопроект создает дополнительное поле для манипуляций.
Кроме того законопроект гарантирует, что каждый регион получит хотя бы одного депутата по списку хотя бы одной партии. Но здесь возникает масса вопросов. К примеру, что делать, если первое место в регионе занимает партия, внутри которой по этому региону группа не образована? Что будет, если первое место в регионе занимает партия, которая в масштабе страны не преодолела заградительного барьера? Что будет происходить, если в ходе созыва избранный депутат от той или иной партии выбыл и регион остался без депутатов?
То есть возникает масса вопросов, которые, исходя из пояснительной записки к законопроекту, непонятно как будут решаться. Авторы законопроекта полтора месяца пытались что-то придумать, чтобы формально вписаться в формулировку послания. Но сама формулировка была изначально неудачна, что и определило неудачный формат закона. Так что, на мой взгляд, документ выглядит очень непродуманным, внутренне противоречивым и в случае реализации чреват многочисленными скандалами.