Почти год назад теперь уже бывший министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова объясняла в интервью Forbes, почему ее ведомство не спешит с запретом на безрецептурные продажи кодеинсодержащих препаратов, из которых наркоманы готовят себе дезоморфин (этот наркотик еще называют «крокодил»). Ее основной аргумент сводился к тому, что более 40 млн россиян вполне добросовестно потребляют эти хорошо известные лекарства (пенталгин, нурофен, коделак, терпинкод, седальгин), и не следует слишком осложнять им жизнь, вынуждая обращаться за рецептом к врачу.
Больше всего пострадать от запрета может крупнейшая российская компания «Фармстандарт». По данным исследовательской компании «Фармэксперт», из 10 самых продаваемых кодеинсодержащих препаратов три — продукция «Фармстандарта», причем пенталгин возглавляет список по объему продаж. Согласно отчетности «Фармстандарта», в 2011 году пенталгин (объем продаж 2,4 млрд рублей, прирост 19,4% к 2010 году) и коделак (872 млн рублей, прирост 26,1%) были среди лидеров продаж и драйверов роста в портфеле компании.
По оценке Настасьи Ивановой, директора Национальной дистрибьюторской компании, в первое время после введения рецептурного отпуска падение продаж этих препаратов может составить до 35%, однако потом часть потребителей получат рецепты и вернутся к привычным лекарствам, так что в итоге выручка снизится примерно на четверть. Для пенталгина и коделака это составит в сумме около 800 млн рублей в год, что на фоне общей годовой выручки «Фармстандарта» свыше 42 млрд рублей относительно немного.
Кроме того, «Фармстандарт» использовал предоставленный ему Минздравсоцразвития дополнительный год на то, чтобы зарегистрировать и начать продавать бескодеиновые аналоги своих популярных препаратов — «Пенталгин (таблетки, покрытые пленочной оболочкой)» и «Коделак бронхо». В итоге, как отмечается в отчетности компании за I квартал 2012 года, отсутствие зимой 2011–2012 года эпидемии гриппа нанесло гораздо более существенный урон продажам, чем давно ожидаемый запрет на безрецептурный отпуск пенталгина, терпинкода и коделака.
На втором месте по объему продаж среди кодеинсодержащих препаратов находится нурофен компании Reckitt-Benсkiser. «Нурофен собственно и начинали продавать с бескодеиновых препаратов, и лишь потом потом вывели кодеинсодержащий «Нурофен-плюс», так что потребители нурофена просто вернутся к препаратам без кодеина», — полагает директор по исследованиям «Фармэксперта» Николай Беспалов. Он полагает, что от запрета в выигрыше могут оказаться производители противокашлевых препаратов синекод (Novartis) и либексин (Sanofi-Aventis), однако вряд их выигрыш будет существенным.
В целом, Беспалов расценивает введение запрета положительно, поскольку запрет не вызовет серьезных потрясений на фармрынке, зато позволит ограничить разгул кодеиновой наркомании, которая, по его словам, «вышла уже за все грани разумного».