К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Птица высокого полета: почему цены на курицу побили исторический рекорд

Фото OLAF KRAAK / EPA
Фото OLAF KRAAK / EPA
На предпоследней неделе июля цены на куриное мясо установили новый рекорд, свидетельствует Росстат — 196,93 рубля за кг. Независимые аналитики говорят о еще большем уровне цен в розничных сетях — в среднем 270 рублей за кг. Несмотря на рост производства, мясопереработчики отмечают дефицит куриного мяса. Эксперты предупреждают, что у производителей есть причины и дальше повышать цены. Что происходит на рынке мяса птицы и кто выигрывает от ее подорожания — разбирался Forbes

Цена на куриное мясо установила исторический рекорд. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в июне средняя цена на охлажденное и мороженое мясо кур выросла на 6,8%, до 193,48 рубля за кг. Это немного выше, чем в апреле 2022 года, когда был установлен предыдущий рекорд — 190,85 рубля за кг. По данным Росстата, в июле курица продолжила дорожать, и на неделе, закончившейся 23 июля, средние цены достигли 196,93 рубля за кг. 

В середине июля в Минсельхозе сообщали, что цена на мясо кур за год выросла на 6%, и объясняли это сезонными факторами. Действительно, разница между ценами предпоследней июльской недели и средними ценами июля 2022-го (186,02 рубля за кг, по данным ЕМИСС) составляет 5,9% — почти как утверждает Минсельхоз. Но после апрельского рекорда прошлого года цены почти безостановочно снижались вплоть до 170,4 рубля за кг в марте 2023-го, а уже затем, если верить ЕМИСС, за три месяца подскочили сразу на 14%. 

По данным аналитической компании Emeat (в распоряжении Forbes), в розничных сетях куриная тушка в июне стоила еще дороже — в среднем 270 рублей за кг. При этом диапазон цен довольно широк — от 200 до 350 рублей за кг, сообщает генеральный директор Emeat Любовь Савкина. Существенное расхождение с государственной статистикой в Emeat объясняют тем, что проводят анализ по крупным розничным сетям. 

 

Хаос, грипп и тушки

Мясо птицы — самое популярное в России, его доля в общем объеме потребления — 44,3%, или почти 35 кг на человека. В 2022 году во всех сельхозпредприятиях страны, по данным Национального птицеводческого союза, выпустили 6,53 млн т птицы (в живом весе), что почти на 5% больше, чем годом ранее. В текущем году сохраняется положительная динамика — за первые пять месяцев, по информации Минсельхоза, произведено 2,7 млн т птицы (в живом весе), прибавка к аналогичному периоду прошлого года составила 1,9%.

Данные Emeat, в отличие от государственной статистики, свидетельствуют, что цены на курицу в рознице растут с июня 2022 года. Любовь Савкина объясняет это реакцией на «хаос» первого полугодия 2022-го. У производителей мяса остро встал вопрос с поставками кормов, оборудования, ветпрепаратов и прочего — всего, что завозилось из-за рубежа и было в той или иной степени ограничено.

 

Себестоимость мяса птицы растет из-за удорожания компонентов кормовых добавок (например, соевого шрота), оборудования и расходников, в итоге производители вынуждены поднимать цены, чтобы операционная маржа позволяла им работать дальше, соглашается президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Рентабельность птицеводов все еще не выходит за пределы 5–8%, отмечает он. К тому же проблемы с грузоперевозками и недешевые горюче-смазочные материалы, в первую очередь бензин, увеличивают логистические затраты. А ограниченная доступность оборудования для птицефабрик отмечается и по сей день, добавляет Савкина.

Однако сравнивать цены год к году надо с учетом инфляции, отмечает Давлеев: если ее дисконтировать, получится, что цены не так и сильно поднялись. К тому же рубль за последнее время ощутимо обесценился относительно мировых валют.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Но все же наблюдаемый рост цен в опте в 2023 году мог быть связан с рядом специфических и значимых для отрасли причин, продолжает Савкина. Первая из них — грипп птиц. За первое полугодие 2023-го зафиксировано 55 вспышек этой болезни в 24 регионах. «Из-за гриппа птиц на рынке мог образоваться некий дефицит куриного мяса. Хотя, исходя из данных Росстата, снижение производства мяса птицы зафиксировано только в июне (минус 4% за месяц), а в целом за полгода в крупных сельхозорганизациях отмечается прирост производства на 1,9% год к году», — комментирует эксперт.

 

В мае «Ведомости» писали о физической нехватке на рынке тушки и филе бройлера, в первую очередь из-за трудностей у производителей приграничной Белгородской области. По мнению опрошенных Forbes экспертов, подтвердить это данными по производству не получается — спад производства в регионе есть, но очень незначительный. Согласно данным Росстата, в Белгородской области с января по июнь в сельскохозяйственных организациях выращено птицы (в живом весе) всего на 1100 т меньше, чем годом ранее (394 900 т за аналогичный период 2022 года против 393 800 т в текущем году). 

В июле закупочные цены на курятину росли существенно меньшими темпами, чем в мае, а федеральные розничные сети не транслируют этот рост в полной мере на полку, указывает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «Например, на тушку бройлера ретейл уже длительное время удерживает отрицательную наценку, — делится эксперт. — Средняя минимальная розничная цена последних трех недель была ниже закупочной более чем на 2%». 

Ситуация с номинальными доходами населения чуть улучшилась за счет того же прироста зарплат, и потребители пока могут приобретать продукцию птицеводства практически в тех же объемах, что и раньше, несмотря на повышение цен, говорит Давлеев. При этом, отмечает эксперт, спрос даже превышает предложение — за последние месяцы были распроданы запасы замороженного мяса птицы, которое обычно «залеживается» и реализуется со скидкой. Рост спроса Давлеев объясняет несколькими факторами. «Во-первых, сократился выездной туризм, и те, кто раньше уезжал в другие страны, остаются внутри страны и активно потребляют мясо в летние месяцы, а это несколько миллионов людей. Во-вторых, в течение последних 20 лет птицеводы снижают плотность посадки птицы летом на 5–15% по объективным причинам — из-за жары пернатые дают меньший привес и демонстрируют худшие показатели конверсии корма. Компании делают это для сокращения убытков, это не сговор, а необходимость», — перечислил он.

Есть и негативные изменения в отрасли, связанные с ростом себестоимости. «Даже при увеличении зарплаты, которое показали компании, сельское хозяйство не может конкурировать со многими другими отраслями, например промышленностью», — говорит Давлеев. Объемы рабочей силы, особенно необходимой в убое и обработке мяса, сократились, и производители стали уходить от разделки курицы к продаже ее тушками, в целом сузился ассортимент разделки. «То, что раньше разделывали и отдавали переработчикам на сосиски, мы теперь видим на прилавке», — добавляет Давлеев.

Братья свиньи

Изменение стоимости мяса кур вынудило мясокомбинаты менять рецептуру и увеличивать долю свинины в продукции, рассказал Forbes исполнительный директор НП «Национальный союз мясопереработчиков» (НСМ) Николай Аксенов: «Проблема с ростом цен на мясо курицы существует. Мы совместно в Минсельхозом и другими отраслевыми союзами работаем над данным вопросом и разрабатываем меры по стабилизации». В частности, НСП предлагает перейти к заключению «длинных контрактов» на поставку мясосырья. «Сейчас мясная отрасль практически единственная, где они отсутствуют, хотя такие инструменты уже давно используются в молочной, зерновой, сахарной отраслях. Внедрение таких инструментов позволит участникам мясного рынка планировать свое производство», — полагает Аксенов.

 

Также Союз еще в конце мая обращался в Минсельхоз с просьбой ввести ограничения на экспорт курицы или квоту на беспошлинный импорт курицы. В понимании мясопереработчиков, это должно было стабилизировать цены. Но экспорт не является причиной недостатка мяса птицы, уверен Давлеев: «В большинстве своем за рубеж уходят те части птицы, которые не востребованы внутри страны, например голень, мелкая тушка, которую любят на Ближнем Востоке, или лапки, в России идущие разве что на корм животным».

Поскольку в этом году цены на тушку цыпленка бройлера были на рекордном уровне и до сих пор там остаются, это открывает хорошие возможности для производителей продукта-субститута — свинины, отмечает Савкина. «Однозначно, рост цен на куриную продукцию спровоцировал перетекание спроса на свинину, которая не дорожает, а иногда и даже дешевеет», — говорит эксперт. По ее словам, последнее время специалистам Emeat поступает большое количество запросов от производителей на аналитику по птице и свинине, что позволяет делать вывод о том, что конкуренция между этими сегментами стала острее. 

Ослабление цен на свинину, наблюдавшееся с осени 2022 года, главным образом связано с существенным ростом объемов производства. Выпуск свинины в 2022 году, по информации зампреда правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, вырос на 266 700 т. В январе — мае 2023 года тенденции роста сохранились, и производство свинины выросло на 99 700 т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Дальнейшая динамика цен на курицу, как и всегда, будет зависеть от целого ряда факторов, отмечает Леонов, — от роста тарифов на грузоперевозки до сложностей на сырьевых рынках, отражающихся на себестоимости продукции, а также от баланса спроса и предложения на рынке. К осени цены на бройлера стабилизируются, уверен Давлеев, ведь в августе происходит традиционный спад спроса — появляется много свежих овощей и фруктов, а родители готовят детей к школе и экономят деньги.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+