К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зарядка для венчура

Зарядка для венчура
В начале октября 2019 года в зале Шведской академии наук вручали награду самому пожилому ученому за всю историю Нобелевской премии. Вклад 97-летнего Джона Гуденафа и его коллег в разработку литий-ионных аккумуляторов был признан важнейшим для развития высоких энерготехнологий. Пока в Стокгольме готовились чествовать лауреатов, в России тестировали прототип гибридного локомотива и грузовой электромобиль на аккумуляторах «Лиотех».

Сибирская компания — пока что единственный крупный отечественный производитель литий-ионных батарей. Ее первый выход на рынок оказался непростым, хотя открытие в 2011 году завода в промышленно-логистическом парке Новосибирска стало крупнейшим инвестиционным событием в регионе. Общий бюджет проекта составил 13,5 млрд рублей, большую часть из которых инвестировала РОСНАНО. Однако спрос на аккумуляторные батареи неожиданно оказался низким, и уже летом 2014 года предприятие приостановило работу.

В «Лиотехе» проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что корень проблемы крылся не в спросе, а в предложении. Стандартную серийную продукцию — аккумуляторные ячейки в пластиковых корпусах — нужно было модифицировать под потребности крупных клиентов. То есть создавать комплектации под заказчиков из конкретных отраслей. Затем в компании обратили внимание на растущий интерес к другому стандарту накопителей — в алюминиевых корпусах, более энергоемкому, легкому и мобильному. Для того, чтобы оправдать ожидания инвесторов, предприятие требовалось перезапустить: договориться с потенциальными заказчиками, а в перспективе — закупить новое оборудование и провести полную модернизацию завода.

Все силы компании были брошены на разработку инжиниринговых решений для различных отраслей, нуждающихся в автономных источниках энергии. Первым откликнулся завод «Тролза», заказавший аккумуляторы «Лиотех» для своих троллейбусов. Продукцией завода заинтересовались игроки горно-добывающей промышленности. В феврале 2019 года на «Тульском заводе горно-шахтного оборудования» прошел тестирование электровоз взрывозащищенной конструкции, подходящей для шахт, где велика опасность выбросов газа и пыли. Испытания продолжили в боевых условиях — на одной из шахт компании «Алроса». В результате заказчик запланировал перевести на электрическую тягу с аккумуляторами от «Лиотеха» не только электровозы, но и всю свою погрузо-доставочную технику.

Импульс был задан, и объем заявок стал расти от месяца к месяцу. Предложение по созданию тяговых батарей для карьерной и горнорудной техники привлекло и других платежеспособных потребителей: СУЭК, «Уралкалий», «СДС-Уголь» проявили интерес к приобретению аккумуляторных троллейвозов и подземных погрузочно-доставочных машин для угольных разрезов, шахт и рудников. В июне 2019 года «Трансмашхолдинг» заявил о планах разработать гибридные локомотивы с литий-ионными тяговыми батареями от «Лиотеха». В случае удачных испытаний РЖД может в течение шести лет закупить более 100 таких локомотивов.

К началу осени пул заказчиков расширился до солидной величины. Среди них появились производители малого грузового электротранспорта и оборудования для солнечных и гибридных электростанций. В компании утверждают, что вместе с новосибирскими «Системами накопления энергии» создадут накопители для альтернативной электроэнергетики гораздо мощнее тех, что производятся в России (детали проекта пока держатся в секрете).

Вдохновленные этими переменами кредиторы прекратили банкротство, дали «Лиотеху» второй шанс и средства на запуск производства усовершенствованных аккумуляторов в алюминиевых корпусах. В целом объем инвестиций в модернизацию, в том числе существующих мощностей, оценивается в 4 млрд рублей. Инсталляция необходимого оборудования — линий формирования электродов, аппаратов заливки электролита, комплектов ультразвуковой сварки клемм и лазерной сварки корпусов — должна завершиться в первом квартале 2020 года. Новая продукция в первую очередь будет интересна производителям электропогрузочной техники и электротранспорта. Так, «Лиотех» рассчитывает выйти на федеральный рынок электробусов. «С учётом планируемой более крупной модернизации, мы после 2021 года будем готовы значительно расширить номенклатуру литий-ионных аккумуляторов, — рассказывает директор по развитию «Лиотех» Сергей Яковлев. — Масштабная программа замены столичных автобусов на электробусы завершится не ранее 2023 года. В других городах продолжается рост парка троллейбусов с автономным удлиненным ходом, где новая продукция будет востребована. У нас есть все шансы поучаствовать в этих проектах и освоить новые рынки».

Аккумуляторы от «Лиотеха» уже установлены на 200 троллейбусах и электробусах во многих городах России. В апреле 2019 года РОСНАНО договорилась с КАМАЗом о стратегическом партнерстве в разработке и производстве перспективных батарей для электротранспорта. «Сотрудничество с «КАМАЗом» стало первым шагом по переходу «Лиотеха» в статус ОЕМ-поставщика аккумуляторов, — комментировал соглашение глава УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. — Это поможет «Лиотеху» более эффективно планировать ассортимент и создавать экономически эффективные готовые решения».

За счет роста операционной выручки компания в течение 10 лет должна погасить долги перед кредиторами. Сможет ли «Лиотех» на равных конкурировать с мировыми игроками? «Это непростая задача: надо хорошо понимать, что будет происходить с технологией в ближайшие несколько лет, работать на опережение, а также иметь четкий план по привлечению ресурсов на ее развитие, — комментирует управляющий директор УК «РОСНАНО» Владимир Козлов. С другой стороны, необходимо помочь российскому рынку сконфигурировать спрос и развитие за счет мер государственной поддержки». В самом «Лиотехе» глобальной конкуренции не боятся и выкладывают свои козыри — оперативное сервисное обслуживание и возможность разработки решений под конкретные потребности. Ведь гибкость и согласованность — это сила. Как в айкидо.

Больше кейсов — в специальном разделе «Инвестиции работают».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+