Сибирская компания — пока что единственный крупный отечественный производитель литий-ионных батарей. Ее первый выход на рынок оказался непростым, хотя открытие в 2011 году завода в промышленно-логистическом парке Новосибирска стало крупнейшим инвестиционным событием в регионе. Общий бюджет проекта составил 13,5 млрд рублей, большую часть из которых инвестировала РОСНАНО. Однако спрос на аккумуляторные батареи неожиданно оказался низким, и уже летом 2014 года предприятие приостановило работу.
В «Лиотехе» проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что корень проблемы крылся не в спросе, а в предложении. Стандартную серийную продукцию — аккумуляторные ячейки в пластиковых корпусах — нужно было модифицировать под потребности крупных клиентов. То есть создавать комплектации под заказчиков из конкретных отраслей. Затем в компании обратили внимание на растущий интерес к другому стандарту накопителей — в алюминиевых корпусах, более энергоемкому, легкому и мобильному. Для того, чтобы оправдать ожидания инвесторов, предприятие требовалось перезапустить: договориться с потенциальными заказчиками, а в перспективе — закупить новое оборудование и провести полную модернизацию завода.
Все силы компании были брошены на разработку инжиниринговых решений для различных отраслей, нуждающихся в автономных источниках энергии. Первым откликнулся завод «Тролза», заказавший аккумуляторы «Лиотех» для своих троллейбусов. Продукцией завода заинтересовались игроки горно-добывающей промышленности. В феврале 2019 года на «Тульском заводе горно-шахтного оборудования» прошел тестирование электровоз взрывозащищенной конструкции, подходящей для шахт, где велика опасность выбросов газа и пыли. Испытания продолжили в боевых условиях — на одной из шахт компании «Алроса». В результате заказчик запланировал перевести на электрическую тягу с аккумуляторами от «Лиотеха» не только электровозы, но и всю свою погрузо-доставочную технику.
Импульс был задан, и объем заявок стал расти от месяца к месяцу. Предложение по созданию тяговых батарей для карьерной и горнорудной техники привлекло и других платежеспособных потребителей: СУЭК, «Уралкалий», «СДС-Уголь» проявили интерес к приобретению аккумуляторных троллейвозов и подземных погрузочно-доставочных машин для угольных разрезов, шахт и рудников. В июне 2019 года «Трансмашхолдинг» заявил о планах разработать гибридные локомотивы с литий-ионными тяговыми батареями от «Лиотеха». В случае удачных испытаний РЖД может в течение шести лет закупить более 100 таких локомотивов.
К началу осени пул заказчиков расширился до солидной величины. Среди них появились производители малого грузового электротранспорта и оборудования для солнечных и гибридных электростанций. В компании утверждают, что вместе с новосибирскими «Системами накопления энергии» создадут накопители для альтернативной электроэнергетики гораздо мощнее тех, что производятся в России (детали проекта пока держатся в секрете).
Вдохновленные этими переменами кредиторы прекратили банкротство, дали «Лиотеху» второй шанс и средства на запуск производства усовершенствованных аккумуляторов в алюминиевых корпусах. В целом объем инвестиций в модернизацию, в том числе существующих мощностей, оценивается в 4 млрд рублей. Инсталляция необходимого оборудования — линий формирования электродов, аппаратов заливки электролита, комплектов ультразвуковой сварки клемм и лазерной сварки корпусов — должна завершиться в первом квартале 2020 года. Новая продукция в первую очередь будет интересна производителям электропогрузочной техники и электротранспорта. Так, «Лиотех» рассчитывает выйти на федеральный рынок электробусов. «С учётом планируемой более крупной модернизации, мы после 2021 года будем готовы значительно расширить номенклатуру литий-ионных аккумуляторов, — рассказывает директор по развитию «Лиотех» Сергей Яковлев. — Масштабная программа замены столичных автобусов на электробусы завершится не ранее 2023 года. В других городах продолжается рост парка троллейбусов с автономным удлиненным ходом, где новая продукция будет востребована. У нас есть все шансы поучаствовать в этих проектах и освоить новые рынки».
Аккумуляторы от «Лиотеха» уже установлены на 200 троллейбусах и электробусах во многих городах России. В апреле 2019 года РОСНАНО договорилась с КАМАЗом о стратегическом партнерстве в разработке и производстве перспективных батарей для электротранспорта. «Сотрудничество с «КАМАЗом» стало первым шагом по переходу «Лиотеха» в статус ОЕМ-поставщика аккумуляторов, — комментировал соглашение глава УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. — Это поможет «Лиотеху» более эффективно планировать ассортимент и создавать экономически эффективные готовые решения».
За счет роста операционной выручки компания в течение 10 лет должна погасить долги перед кредиторами. Сможет ли «Лиотех» на равных конкурировать с мировыми игроками? «Это непростая задача: надо хорошо понимать, что будет происходить с технологией в ближайшие несколько лет, работать на опережение, а также иметь четкий план по привлечению ресурсов на ее развитие, — комментирует управляющий директор УК «РОСНАНО» Владимир Козлов. — С другой стороны, необходимо помочь российскому рынку сконфигурировать спрос и развитие за счет мер государственной поддержки». В самом «Лиотехе» глобальной конкуренции не боятся и выкладывают свои козыри — оперативное сервисное обслуживание и возможность разработки решений под конкретные потребности. Ведь гибкость и согласованность — это сила. Как в айкидо.
Больше кейсов — в специальном разделе «Инвестиции работают».