К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

NFT и крипто-арт: что, где, когда и почему так дорого


В новом выпуске Forbes Digest мы разбирались что такое NFT-искусство, кто им занимается, кто покупает и главное — зачем?

Причинами недавнего бума NFT стали рост стоимости криптовалюты, появление социальной сети Clubhouse, где пользователи активно обсуждали NFT и косвенным образом повышали его популярность, а также выход на рынок селебрити и известных в арт-среде художников. Но страсти по Clubhouse довольно быстро улеглись, а NFT, кажется, пока не сдает позиции. За I квартал 2021 года продажи NFT превысили $2 млрд. Это в 20 раз больше, чем за предыдущие три месяца и в 131 раз больше, чем в I квартале 2020 года.

Новая жизнь диджитал-художников

Что такое NFT? Дословно аббревиатура расшифровывается как non-fungible token, то есть невзаимозаменямый токен. По сути, NFT является аналогом ценных бумаг. Покупка NFT-токена закрепляет за человеком право на владение цифровым объектом в интернете: гифки, картины, фотографии, аудио или любого другого купленного им файла.

И стоимость этих объектов варьируется от сущих грошей до десятков миллионов долларов. Например, торги за коллаж из 5000 работ «Everydays» диджитал художника Майка Винкельмана, известного под творческим псевдонимом Beeple, начинались с сотни долларов и дошли до $69,35 млн.

 

Глупость или гениальность: почему покупка картинки в интернете за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей

До сих пор диджитал-художники зарабатывали, в основном, работами «на заказ» и реальными художниками их считали редко. Кроме того, их работы было попросту негде продавать. Появление NFT показало, что они создают настоящее востребованное искусство и могут зарабатывать, занимаясь творчеством.

 

Ethereum — новый Bitcoin

NFT-токены продают и покупают, в основном, за криптовалюту Ethereum, которую придумал Виталик Бутерин. Ethereum — вторая крупнейшая криптовалюта в мире с рыночной капитализацией в $389 млрд. Ее обменные единицы называются «эфир» и сейчас они уступают только биткоину, капитализация которого составляет $1,1 трлн. Кроме того, Ethereum это и платежная система, и платформа для разработки приложений на базе блокчейна. Код таких приложений запускается в распределенной сети, а не на централизованном сервере. Благодаря этому приложение нельзя цензурировать.

Стрит-арт продается: зачем Покрасу Лампасу аукцион NFT-искусства

С появлением эфира стали возможны сложные сделки с разными цифровыми активами, так что можно сказать, что Бутерин придумал и NFT. За 2021 год программист успел стать самым молодым крипто-миллиардером в мире и лишиться этого статуса. После скачка курса валюты состояние Бутерина сократилось почти на 40% и сейчас оценивается приблизительно в $850 млн.

 

В России у криптовалют пока еще не очень понятный статус. По словам адвоката по интеллектуальным правам, патентного поверенного России Екатерины Родионовой, у нас есть закон «О цифровой валюте и цифровых финансовых активах», согласно которому существует запрет на взаиморасчеты при помощи криптовалюты. С налогами тоже пока не очень понятно, хотя существуют судебные прецеденты, где криптовалюта была признана имуществом и теоретически налоги с него должны платиться.

NFT в России

Современный художник Покрас Лампас одним из первых разместил на NFT-площадках и продал несколько своих работ. Самая дорогая из них, в переводе на реальные деньги, стоила около 2 млн рублей. Его «Transition» была продана на площадке Foundation. Для этого дропа (сделать дроп, значит выставить работу на продажу. — Forbes) Лампас сначала написал работу на холсте, оцифровал ее, спроецировал на Чиркейскую ГЭС (крупнейшую гидроэлектростанцию на Северном Кавказе), а затем снова оцифровал. И только после этого, выложил на продажу за эфир, на производство которого тратится та самая электроэнергия, производимая на подобных ГЭС.

Но Покрас художник известный, и для него NFT — очередная ступенька в карьере, параллельно со многими другими, вроде росписи Lamborghini или мурала в родном Королеве. А молодой моушн-дизайнер Степа Brickspacer, номинант рейтинга Forbes «30 до 30 », c помощью NFT открыл для себя дверь в большую карьеру и продал уже несколько работ за десятки тысяч долларов. Его самые дорогие дропы — «Навальный» (продана за $10 000) и «NEXTA» (продана за $13 000). Brickspacer и до NFT был довольно успешным — работал с российскими и даже мировыми звездами и крупными брендами. Многие диджитал-художники из России называют его  первооткрывателем NFT на просторах СНГ. Brickspacer рассказывал про свои первые шаги в мире крипто-арта коллегам в Clubhouse, создал тематический канал в Telegram и NFT-агентство «ARKA» для продвижения художников.

Еще один российский NFT-пионер — Миша Most, стрит-арт художник, известный как в нашей стране, так и за ее пределами. Именно он расписал фасад металлургического завода в Выксе, создав крупнейший в мире мурал, нарисованный одним художником, — 10 800 квадратных метров.

Финансовый пузырь или светлое будущее: есть ли коммерческий потенциал у NFT-искусства

 

Pussy Riot тоже нашли свое место на российском NFT-небосклоне. Панк-рок-группа уже продала несколько работ, самая дорогая из которых обошлась покупателю в $224 000.

Рэпер Хаски такими суммами пока похвастаться не может. Он смог продать свою «Кашу из топора» за $4015. Купила «Кашу» Надежда Толоконникова из Pussy Riot. Это, кстати, распространенная практика в NFT-мире. Авторы активно поддерживают друг друга, делают первые ставки и даже покупают работы коллег по цеху. Brickspacer, например, признается, что неравнодушен к традиционной 2D-анимации и как только у него появятся лишние деньги он откроет «сезон коллекционирования» и сразу же купит работы за которыми следит, но пока не может себе этого позволить.

Россияне основали и одну из площадок по продаже NFT-арта — Rarible. Алексей Фалин и Александр Сальников создали бизнес с выручкой в миллионы долларов. Оба стартапера учились в Высшей школе экономики в Москве, но в разные годы и по разным специальностям. Сальников — выпускник факультета прикладной математики и информатики, Фалин — кафедры «Бизнес-информатика». В конце 2019 года они запустили маркетплейс цифрового искусства Rarible. Предприниматели потратили на запуск меньше $50 000 из личных сбережений. Компанию зарегистрировали в американском штате Делавэр. В январе 2021 года Rarible привлек $1,75 млн от нескольких фондов, сфокусированных на блокчейн-проектах. Компания зарабатывает на комиссии от сделок пользователей, которая была введена в сентябре 2020 года. С того момента до марта 2021 года Rarible, по собственным данным, получила $5,9 млн. Ежемесячно платформу посещают 460 000 уникальных пользователей.

Кто и что продает в NFT

В игру с крипто-артом вступили не только художники, но и медийные персоны. Большинство продают собственные фото, картинки со своими домашними животными и диджитал-полотна. Но есть и более интересные предложения.

 

Музыкант The Weeknd продал на NFT-аукционе неизданную песню за $2 млн. Счастливый обладатель невзаимозаняемого токена получил трек, который никогда не будет представлен ни на одной цифровой платформе. Диджей 3LAU пошел еще дальше и продал целый музыкальный альбом за $11,6 млн.

Крупные компании и СМИ тоже не остались в стороне. The New York Times сбыла колонку с говорящим названием «Купите эту колонку на блокчейне!» за $560 000. А шоу Saturday Night Live сделало клип по теме — он ушел с молотка за $360 000.

На грани искусства: как музыкант 3LAU провел первую крупнейшую в истории продажу NFT-токенов

Не так давно на NFT-аукционах появилась и цифровая обувь. Три пары кроссовок, по дизайну напоминающие Nike Air Force, продали за $3,1 млн. Технически, кроссовки купил 621 человек — технология NFT позволяет каждому купить небольшую часть объекта. Недавно цифровую обувь выпустили и Gucci. Пару от этого премиального бренда можно купить всего за $12, сущие копейки по сравнению с ценами на физически существующую модель.

 

В NFT можно продавать что угодно и продавцом может быть кто угодно. 12-летний мальчик по имени Беньямин Ахмед, например, реализовал серию незатейливых работ-значков за $160 000. Еще можно приобретать цифровые земельные участки. Цены на них могут быть равны стоимости реальной земли.

Криштиану Роналду за баллы: зачем футбольные клубы выпускают свою криптовалюту

Самый странный вариант использования NFT-токена показала компания Injective Protocol. Она купила работу Morons (White) Бэнкси за $95 000 и сожгла ее во время трансляции в Twitter. После этого Injective Protocol привязала невзаимозаменяемый токен к цифровой версии уничтоженного полотна. Теперь картина существует только в цифре.

Ну и, пожалуй, самый удивительный проданный лот — это обычный серый пиксель. Криптохудожник под псевдонимом Пак продал эту работу за $1,36 млн на аукционе Sotheby’s. За нее около полутора часов боролись сразу три коллекционера.

 

По мнению художника Покраса Лампаса, пока рынок NFT еще не до конца сформировался, а многие работы, выставленные на продажу, это результат спекуляции. Пока не появился вторичный рынок очень сложно определить реальную стоимость работ на первичном.

Где продают и покупают NFT

Существует несколько площадок, где художники могут выставить свои работы в NFT на продажу.

  • Foundation — курируется самими художниками, они же могут приглашать коллег с помощью инвайтов, полученных после успешной продажи на площадке.
  • Rarible — выставить свою работу на площадке стоит художнику около $100, что не всем по карману.
  • OpenSea — самая демократичная площадка, пользователь платит только при регистрации и может выкладывать неограниченное количество работ. Но из-за этого на площадке довольно многолюдно, более 13 млн пользователей.
  • Binince — самая большая крипто-биржа в мире запустила свою площадку для продажи NFT. Многие эксперты называют Binance площадкой-лидером. От российского цифрового искусства амбассадорами выступили все те же Покрас Лампас, Brickspacer c командой «Хата 111» и Миша Mosт.

Недавно в Интернете появилась информация, что Instagram ведет разработку и тестирование сразу нескольких новых функций, одна из которых — сервис для продажи, покупки и коллекционирования NFT-токенов. Скорее всего, он появится в специальной вкладке. В конце мая глава компании, Адам Моссери, подтвердил, что платформа «изучает» возможность ввести подписку и маркетплейс для NFT.

«Наши финансовые вопросы исчисляются миллиардами»: как Эрмитаж выходит на рынок NFT-искусства

 

В конце марта Государственный Эрмитаж сообщил о том, что в 2021 году проведет первую в России выставку произведений искусства в формате NFT-токенов. Помимо выставки, музей анонсировал и выпуск серии токенов по мотивам произведений искусств из своей коллекции. Эрмитаж выложит на биржу Binance пять работ: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Каждое произведение будет выпущено в двух экземплярах NFT, один из которых останется в музее. А флорентийская галерея Уффици недавно продала цифровую версию картины Микеланджело «Мадонна Дони» за €140 000. Итальянцы планируют таким же образом поступить и с другими произведениями из своего знаменитого собрания.

Несмотря на большой энтузиазм и восторг от появления NFT, есть и те, кто отказываются продавать свои работы таким образом из-за неэкологичности. Еще в 2017 году экоактивисты подсчитали, что майнинг Ethereum потребляет больше электроэнергии, чем некоторые страны, такие как Кипр или Исландия. Создатели Ethereum, кстати, много лет обещают перейти на более экологичный способ работы. Пока безуспешно.

Свергнутый Трамп и панки-инопланетяне: пять самых дорогих цифровых объектов на рынке NFT

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+