К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Безотказная вакцина: как здоровье перестало быть частным делом граждан

Фото Basilio H. Sepe / Getty Images
Фото Basilio H. Sepe / Getty Images
Формально ничто не мешает введению обязательной вакцинации в России. Мировой опыт показывает, что принуждение к прививке не считается нарушением демократических свобод, считает юрист Дмитрий Галанцев

Власти Якутии 25 мая объявили о старте обязательной вакцинации населения против COVID-19. Правда, быстро поправились, заменив слово «обязательная» на «массовая». С позиции юриста поправка значительна — она смягчает требования к жителям региона. Но с политической точки зрения она, скорее всего, мало что изменит. Якутия может стать опытным полигоном, на котором проверят возможность распространения новых правил на всю страну. До сих пор чиновники разного уровня подчеркивали, что прививки — дело добровольное и никакого принуждения не будет. Однако темпы вакцинации остаются низкими даже в Москве — это признал мэр Сергей Собянин. Между тем доля вакцинированных становится одним из критериев, по которым федеральный центр судит о работе глав регионов. Так что не стоит удивляться, что о желании изучить якутский пример уже заявила губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова.

Дипломатический иммунитет: кто и в каком количестве покупает российскую вакцину

Решение врача

В Якутии вакцинироваться в первую очередь обязаны все работники образовательной сферы, привлеченные к организации детского летнего отдыха, а также все участники мероприятий республиканского масштаба и члены тех семей, где есть беременные женщины. Цель — сформировать коллективный иммунитет «в кратчайшие сроки» (70% взрослого населения должны получить как минимум одну дозу вакцины от коронавируса. — Forbes). Тех, кто откажется от прививки, могут не допустить к работе. А организации, не обеспечившие вакцинацию своих сотрудников, могут быть оштрафованы на 200 000 рублей.

 

Формально введение обязательных прививок законно и не противоречит российской Конституции. Статьей 51-й закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи регионов и их заместители могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Именно такое постановление и было вынесено главным санитарным врачом Якутии Маргаритой Игнатьевой. По идее, ничего не мешает остальным субъектам последовать примеру Якутии. Или же обязательную вакцинацию может ввести главный санитарный врач России — законы для этого менять не потребуется. Сложнее с санкциями: например, для введения штрафов могут потребоваться поправки в КоАП.

Вопрос недоверия: почему в России медленнее, чем в других странах, вакцинируются от COVID-19

 

Вакцины и свободы

Дискуссии об обязательной вакцинации имеют длительную историю, и, как правило, даже в демократических странах общественные интересы получают явный приоритет над частными. Запрет на поступление в школы и вузы лиц, не прошедших определенные прививки, действует во Франции, Германии и Италии. Еще в 1905 году Верховный суд США при рассмотрении дела «Якобсон против Массачусетс» решил, что принудительная вакцинация от оспы не нарушает 14-ю поправку Конституции, которая допускает лишение гражданских прав только по приговору суда.

А уже в 2020 году Большая Палата Европейского суда по правам человека вынесла решение по группе дел «Вавржичка против Чешской Республики». Шестнадцатью голосами против одного суд постановил, что «обязательная вакцинация полностью соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». Правда, дело касалось детских прививок, необходимых для поступления в школу, но решение может использоваться и как прецедент при введении обязательной вакцинации против коронавируса.

Тем более что многие страны уже идут по этому пути. К примеру, Италия недавно ввела обязательные прививки для медицинских работников. Тот, кто откажется, может быть понижен в должности или отстранен от работы без выплаты компенсации. Схожая ситуация, правда, относящаяся только к государственным медицинским учреждениям, существует в Великобритании.

 

Власти индонезийской столицы Джакарты штрафуют граждан за отказ от вакцинации. Сумма штрафа — примерно $360. В провинции Таиланда Бурирам нежелающим вакцинироваться и вовсе грозит уголовное наказание — вплоть до двух лет тюрьмы.

Большая кампания: как Израиль стал мировым лидером по вакцинации от коронавируса

Идите в суд

В теории, после введения обязательной вакцинации появляется две категории ответчиков по возможным искам о компенсации вреда, нанесенным жизни и здоровью. Первая — это государство и его учреждения, которые заставляют человека делать прививку. Вторая — фармацевтические компании, выпустившие вакцину. Но на самом деле большие проблемы им не грозят. В условиях пандемии власти пошли по пути охраны компаний-производителей. Так, в США федеральное правительство предоставило иммунитет от судебных преследований компаниям Pfizer и Moderna. Ведь случаи, когда на компании подают в суд, нередки. Так, в 2019 году в США выплаты по искам о компенсации ущерба от прививок составили $211 млн.

Государство тоже проблематично привлечь к ответственности. В США Конгресс создал специальный фонд для выплаты компенсаций серьезно пострадавшим от вакцин, но за последнее десятилетие фонд расплачивался с истцами лишь в 6% случаев. У России есть свой опыт, когда в 2020 году граждане пытались оспорить штрафы за нарушение карантина в судах, показавший всю тщетность попыток спорить с государством.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+