К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Суета ради рейтингов: как Кремль хочет казаться сильным, но в итоге проигрывает

Фото Алексея Никольского / пресс-служба президента РФ
Фото Алексея Никольского / пресс-служба президента РФ
Требование президента поставить под контроль рост цен на продукты — популистский шаг, который при этом может парадоксальным образом навредить рейтингу. Когда цены продолжат свой рост, народ сделает выводы, что либо царь бессилен, либо бояре никчемные — так или иначе недовольство рикошетом ударит по самой власти, считает политолог Татьяна Становая

9 декабря Владимир Путин провел совещание с правительством, где одной из самых важных тем стал рост цен на продукты. Президент пришел на встречу хорошо подготовленным и с заранее выверенным настроем — надавать по шапкам членам правительства за слабую «успеваемость» по социальным вопросам. Больше всего досталось министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву — его президент отчитал за рост продовольственных цен. Затем за проблему решительно взялся премьер-министр Михаил Мишустин. Он провел экстренное совещание, создал специальную межведомственную группу, потребовал срочно подготовить набор мер и держать руку на пульсе. Поставлена задача — обуздать цены к Новому году. Иными словами, создать для президента более комфортную атмосферу в преддверии его главного публичного мероприятия года — большой пресс-конференции с элементами прямой линии, которая пройдет 17 декабря.

Правительство раскритиковало чиновников из-за роста цен на продукты. Какие подорожали сильнее всего

Всплески популистской риторики вместе с раздачей денег у российской власти наблюдаются перед важными политическими событиями — к примеру, выборами — или в ожидании критично значимых мероприятий, требующих социальной тишины, как это было в январе, при запуске конституционной реформы. Сегодня, казалось бы, специальных причин для политизации социальных проблем нет. Выборы еще не скоро, никаких политических катаклизмов не происходит. Нет оснований и говорить, что в последние месяцы/недели обрушились показатели социального самочувствия россиян.

 

После значительно падения в 2018 году вследствие пенсионной реформы социологические индикаторы остаются относительно стабильными. Одобрение деятельности Путина, по данным« Левада-центра», колеблется вокруг 65%, рейтинг премьер-министра растет, социальная тревога хотя и остается на высоком уровне, но и не обрушивается. ФОМ указывает, что уровень социальной тревожности резко вырос в марте, достигнув пика в 66% в апреле (притом что в начале марта он составлял 35% — самый низкий уровень за полтора года). То ли обнуление сроков Путина, то ли пандемия сыграли роль, а возможно, и все вместе, но в целом за лето ситуация немного улучшилась, хотя осенью наблюдается снова небольшой рост тревожности.

Конечно, есть и неприятные новости. «Левада-центр» обратил внимание на то, что почти в два раза снизилось число сторонников Путина среди молодежи. Электоральный рейтинг президента также имеет тенденцию к плавному снижению. После пенсионной реформы он колеблется вокруг 40%, хотя, даже несмотря на это, если считать от числа определившихся, Владимир Путин победил бы на президентских выборах в первом туре с 55%. Наконец, рейтинг «Единой России» после значительного падения летом 2018 года так и не восстанавливается, имея тенденцию к медленному проседанию. Это в целом справедливо для всех институтов, не считая исключительной положительной динамики рейтинга Михаила Мишустина, но это имеет свои объяснения — трудно не вырасти после слишком токсичного и непопулярного Медведева. Иными словами, ничего катастрофичного и резкого в социальных настроениях именно сейчас не происходит. В гораздо более острых ситуациях, как в 2018 году, власти не особенно переживали из-за всплесков недовольства.

 

«Сомнения в рациональности»: что думает бизнес о планах правительства ввести целевые цены на продукты и экспортные пошлины

В то же время тема роста цен всегда была в топе рейтинга самых острых социальных проблем. Сейчас это получает новые серьезные основания, которые носят как субъективный, так и объективный характер. С точки зрения настроений огромную роль играет пандемия: растет безработица, сокращаются доходы и покупательная способность, неясны перспективы на будущее. По данным ВЦИОМа, ключевыми страхами россиян в 2020 году стали опасения роста социальной несправедливости (70%), снижения доходов (68%) и недоступности привычных товаров в связи с их дороговизной (67%). ФОМ зафиксировал рост числа тех, кто говорит, что цены поднимаются гораздо быстрее обычного, с 48% в августе до 64% в декабре. Таким образом, тревога и напряженность в числе главных тенденций года.

Все дорожает

У текущей ситуации роста цен на продукты есть и объективные основания. Причины, по которым цены растут, очень разные. Например, в ситуации с подсолнечным маслом это проблема дефицита подсолнечника в России, причем проблема далеко не внезапная. Эта тема обсуждалась в правительстве в ноябре, когда Турция снизила пошлины на ввоз подсолнечника (туда поставляется около 40% российского экспорта), но была актуальной и весь год — производители просили правительство ввести пошлины на экспорт, так как на внутреннем рынке остро стоит вопрос дефицита сырья для переработчиков, что и разогревает цены. Российская отрасль экспортно ориентированная, и внутренние мощности по переработке недогружены. В самом правительстве рост экспорта считают благом, пытаясь это как-то балансировать с разумной ценовой ситуацией, но Россия — рыночная экономика, что особенно справедливо для продовольственного сектора.

 

Что касается упомянутого президентом сахара, то тут объяснение в основном связано с коррекцией: цены падали последние четыре года, а теперь, в течение 2020-го, восстанавливаются до уровня 2015-2016 годов. Существенный фактор — плохой урожай сахарной свеклы. Рост цен после длительного падения в Минсельхозе даже приветствовали — это позволяет поддерживать на плаву отрасль. ФАС допускала возможный «сговор», но представители отрасли отвечают, что тут слишком высока конкуренция и формирование «картельного сговора» маловероятно.

Наконец, причина роста цен на муку — стремление производителей наращивать экспорт подорожавшего зерна, особенно с учетом девальвации рубля. Рост цен заставил обсуждать и введение квот на экспорт и экспортных пошлин. Другими словами, нельзя сказать, что правительство все это время бездействовало — например, запрет на экспорт подсолнечника уже вводился с апреля по июнь этого года.

Все это указывает на то, что, с одной стороны, есть реальность, рыночные механизмы и интересы производителей в условиях конкурентного и глобального рынка. Но, с другой стороны, есть политическая логика, живущая своей отдельной жизнью. Про цены на масло, сахар и муку правительство прекрасно знало и регулировало их, исходя из имеющихся возможностей. Вмешательство Путина оказалось внезапным и политизированным. Кому-то в Кремле наверняка показалось, что атмосфера готовящейся большой ежегодной пресс-конференции Путина подогрета растущими ценами. А раз в ней, как ожидается, будут элементы прямой линии, значит требуется принятие превентивных мер по сюжетам, которые имеют сегодня особенно выпуклое социальное значение.

Кремль спешит на помощь

И вот тут включаются уже не управленческие или экономические, а политические механизмы — раздача бесконечных «срочных» поручений, личный контроль, поиск виноватых и перекладывание ответственности с одних плеч на другие.

Первым начал сам Путин, потребовав кабинет министров подготовить предложения, как сдерживать цены, и отчитав кабинет за беспечность. Вслед за ним Мишустин провел экстренное совещание, потребовав от членов правительства подготовить «к 9 утра понедельника» список необходимых мер для сдерживания цен на продукты питания. Спустя сутки решение было найдено: обязать торговые сети и производителей продовольствия подписать специальные соглашения при участии Минпромторга и Минсельхоза по продуктам, цены на которые особенно сильно поднялись в последние месяцы. Речь идет прежде всего о сахаре, подсолнечном масле и муке.

 

В чем будет заключаться суть соглашений, неясно, но источники «Коммерсанта» говорили, что речь может идти об установлении предельного рекомендованного уровня розничных и оптовых цен. Детали обсуждались на встрече первого вице-премьера Андрея Белоусова с продуктовыми «профсоюзами». К кампании ожидаемо подключилась и Генпрокуратура, начавшая проверку роста цен.

Замороженные. Что не так с идеей ограничить цены на продукты

Все это уже приходилось наблюдать, например, когда в 2018 году точно так же правительство давило на нефтяные компании и АЗС из-за резкого роста цен на бензин, причиной которого стал прежде всего рост акцизов. Тогда производители и продавцы топлива, встретив с негодованием рост акцизов с 1 января 2018 года, сначала благополучно дождались окончания президентских выборов, а потом резко подняли цены, вызвав всплеск социального раздражения. В июне того же года вопрос о ценах на бензин был в числе самых задаваемых в преддверии путинской прямой линии. Все это привело к новой волне дискуссии о налоговой нагрузке и несколько раз продлевавшимся соглашениям о неповышении цен. Помогло это не сильно — цены после некоторой паузы продолжили свой рост.

Подобные принудительные ограничения могут давать временный эффект, но, как в ситуации с питанием, будут вести к подорожанию смежных продуктов, попыткам бизнеса компенсировать выпадающие доходы за счет других повышений и росту цен для оптовиков и корпоративных клиентов.

 

Назад к пустым прилавкам: чем опасна инициатива «Единой России» ввести госрегулирование цен

Кремль пытается оставаться социально ориентированным и даже популистским по своей риторике, но на практике политику российской власти назвать популистской никак нельзя. Скорее, проводится линия прямо противоположная. Несмотря на периодическую раздачу денег и громкую социальную риторику — в связи с выборами, конституционной реформой или пандемией, — социальная политика в действительности остается сильно конъюнктурной, жесткой, во многом либеральной и даже монетаристской. А это создает, или в российском случае уже значительно усугубляет, проблему конфликта ожиданий и реальности.

Можно сколько угодно требовать от правительства остановить рост цен, натравливать на производителей Генпрокуратуру и ФАС, топать ногами и возмущаться жадностью «жирных котов». В нынешней модели российской экономики это не приведет к контролю над ценами. Но такая риторика — и это критично важно — создаст иллюзии, что такой контроль может быть установлен. Ведь этого потребовал сам Путин! Когда цены продолжат свой рост, вывод народ сделает уже без подсказок: либо царь бессилен, либо бояре никчемные. И в любой конфигурации этих размышлений недовольство рикошетом ударит по самой же власти — и за рост цен, и за обманутые надежды.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

20 главных событий 2020 года по версии Forbes

20 главных событий 2020 года по версии Forbes

Фотогалерея «20 главных событий 2020 года по версии Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+