Тяжелый выезд в Германию и кома из-за сахара: что стало известно на вторые сутки после госпитализации Навального
Нетранспортабельный пациент
Главным итогом событий 21 августа вокруг основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального стало то, что его все-таки отправят на лечение в берлинскую клинику Charité. Самолет с ним должен вылететь из Омска в субботу утром по местному времени. Штаб и родные политика добивались этого решения около суток.
Утром 21 августа директор ФБК Иван Жданов сообщил, что люди из окружения Навального подали все необходимые документы для эвакуации, в том числе согласие принять пациента от немецкой клиники. Но этого оказалось недостаточно — омские врачи настаивали на том, что пациент нетранспортабелен и во время полета его состояние может только ухудшиться. Как заявил Анатолий Калиниченко, замглавврача больницы, в которую госпитализировали Навального, может случиться «все, что угодно, даже самое печальное».
Ситуацию днем в пятницу прокомментировал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Он заявил, что власти не видят препятствий для перевозки Навального, кроме врачебного решения. Он также отметил, что Кремль не получал обращения от представителей Навального о содействии в его вывозе на лечение за границу. При этом накануне штаб политика сообщил, что обратился за такой помощью. Вскоре после слов Пескова супруга Навального Юлия написала письмо к президенту Владимиру Путину с требованием разрешить перевозку ее мужа за рубеж.
Днем представитель Навального Кира Ярмыш сообщила, что прилетевшие в пятницу в Омск немецкие врачи вошли в клинику, но родственникам не дали с ними пообщаться. По ее словам, жене политика пообещали рассказать о встрече с немецкими врачами на «пресс-подходе». Позже главврач больницы Александр Мураховский вышел к журналистам и заявил, что специалисты провели консилиум с участием врачей из Германии и по его итогам решили отказать родственникам в транспортировке Навального. Мураховский объяснил, что состояние пациента нестабильно тяжелое, может ухудшиться при взлете и посадке самолета, и перед его транспортировкой нужно добиться полной стабилизации.
Кира Ярмыш в Twitter подчеркнула, что немецкие врачи-реаниматологи пришли к выводу, что Навальный «транспортабелен, и оборудование их самолета позволяет безопасно перевезти его в Берлин в университетскую клинику Шарите в соответствии с желанием Юлии Навальной».
Спустя два часа позиция омских врачей изменилась. Замглавврача больницы Анатолий Калиниченко заявил, что российские врачи не возражают против транспортировки Навального в немецкую клинику, добавив, что перевозить политика будут уже в ближайшие часы. Он объяснил, что немецкие специалисты дали гарантию, что смогут довезти его в Берлин живым. Причем Калиниченко отметил, что состояние Навального стабильное и пациент «демонстрирует позитивную динамику».
Рабочий диагноз
В день госпитализации Навального врачи не могли назвать точную причину, по которой его состояние резко ухудшилось и он впал в кому. При этом в четверг Кира Ярмыш писала, в том числе со ссылкой на слова врачей, что Навальный подвергся токсичному отравлению. О первичных выводах о том, что Навальный был отравлен психодислептиком (галлюциногеном), сообщали «Интерфакс» и ТАСС.
Однако в пятницу Калиниченко заявил, что в организме оппозиционера не выявили следов ядов. «Диагноз «отравление», наверное, где-то остается в подкорке нашего сознания, но мы не считаем, что пациент перенес отравление», — подчеркнул замглавврача. По ходу дня представители больницы еще несколько раз опровергли версию с отравлением.
Вскоре Мухаховский назвал основной рабочий диагноз — нарушение обмена веществ. Он пояснил, что это состояние могло вызвать резкое понижение уровня сахара в крови. Единственное вещество, которое нашли на поверхности кожи и одежды Навального — «2-этилгексил дифенил фосфат» — с которым, как предположила полиция, Навальный мог контактировать через пластиковый стаканчик. «2-этилгексил дифенил фосфат могут добавлять в пластик, в моющие средства, шампуни, — говорит Ольга Демичева, эндокринолог, член Европейской ассоциации по изучению диабета (EASD). — В любом случае, при наружном воздействии это не яд».
«Не скажу, что он очень соленый»: токсиколог о веществах, из-за которых Навальный мог впасть в кому
Лечащий врач Навального Ярослав Ашихмин заявил Forbes, что у политика не было никаких предпосылок к развитию диабета и нарушения обмена углеводов. «Это просто стыдно, если ты озвучишь такой диагноз на экзамене, тебе двойку поставят, тебе диплом врача не дадут. Это не диагноз, это помойка, что называется, диагностическая», — сказал он, назвав версию омских врачей «трамвайным диагнозом». По словам опрощенного Forbes врача-реаниматолога, попросившего об анонимности, нарушения сахара обычно диагностируются в течение 15 минут, особенно если речь идет об экстренной ситуации. Мнение других медиков, опрошенных Forbes, читайте здесь.
Реакция в мире
В пятницу источник Reuters сообщил, что глава Европейского совета Шарль Мишель звонил Путину и выразил обеспокоенность состоянием Навального. По словам собеседника агентства, российский президент сказал, что Навальный заболел и получает хорошую медицинскую помощь.
Обеспокоенность ситуацией с Навальным выразил и помощник президента США по нацбезопасности Роберт О’Брайен. В интервью телеканалу Fox News он заявил, что если версия об отравлении оппозиционного политика, которой придерживается штаб Навального, подтвердится, это может повлиять на отношения Вашингтона и Москвы. О'Брайен также подчеркнул, что считает Навального очень смелым человеком. «Он очень смелый политик, который противостоит Путину, и мы думаем и молимся о нем и его семье», — добавил он.
«Кремль пытался заставить его замолчать»: что западные СМИ пишут о госпитализации Навального