«Трамвайный диагноз»: врачи сомневаются, что Навальный мог впасть в кому из-за нарушения обмена веществ
Утром в четверг, 20 августа Алексею Навальному стало плохо на борту самолета Томск-Москва. «Попросил у меня салфетку. У него была испарина. Попросил с ним поговорить, потому что ему хочется сконцентрироваться на звуке голоса. Я с ним разговаривала. После чего к нам подъехала тележка с водой. Я спросила, поможет ли ему вода. Он сказал, что нет, наверное, все-таки ему нужно отойти. Отошел в туалет и после этого потерял сознание», — описывает случившееся пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией Кира Ярмыш, которая летела вместе с Навальным.
На видео из самолета, снятыми уже когда Навальному начали оказывать первую помощь, слышны громкие крики Навального. Самолет совершил экстренную посадку в Омске, Навального госпитализировали в местную больницу скорой помощи, там врачи констатировали кому. В четверг «Интерфакс» со ссылкой на источники в медицинских кругах писал, что Навальный отравлен психодислептиком (галлюциногеном). О том, что при поступлении Навального в больницу ему был поставлен диагноз «острое отравление психодислептиками», писал и ТАСС. Отравление психодислептиком было приоритетной версией правоохранительных органов. Telegram-канал Baza уточнял, что речь идет об оксибутирате натрия.
Однако уже в пятницу врачи объявили, что следов яда в биоматериалах Навального нет. По словам главврача Омской больницы скорой помощи №1 Александра Мураховского, основной рабочий диагноз Навального сейчас — это нарушение обмена веществ и углеводного баланса, которое может быть вызвано резким понижением уровня сахара в крови.
Детали анализов, которые были взяты у Навального, врачи не разглашают. Телеграм-канал Baza в пятницу, 21 августа опубликовал снимок документа — как утверждают авторы канала, это первые анализы Навального, сделанные, как только его доставили в омскую больницу в 10 часов утра 20 августа. Согласно этому документу, уровень сахара в крови Навального составлял 10,8 ммоль на литр, что говорит скорее о высоком уровне глюкозы, чем о пониженном уровне сахара. Люди могут впадать в два вида комы, связанной с нарушением углеводного баланса: гипергликемическую (от избытка глюкозы в крови) и гипогликемическую (от ее нехватки).
Консилиум омских и московских врачей сначала пришел к выводу, что Навальный нетранспортабелен, однако в итоге, после консультации с прилетевшими в Омск немецкими специалистами, разрешили транспортировать Навального в Берлин — на эвакуацию пациента в берлинскую клинику Charité настаивала, в частности, его жена, Юлия Навальная.
Forbes поговорил с кардиологом — лечащим врачом Навального, а также несколькими врачами-эндокринологами и реаниматологом о том, насколько правдоподобен диагноз
Ярослав Ашихмин, терапевт, кардиолог, лечащим врач Алексея Навального:
Человек был совершенно здоровый. Не было никаких предпосылок к тому, чтобы у него развился диабет и нарушение обмена углеводов.
Понимаете, у нас нет никаких нормальных данных из больницы. Мы слышим какой-то трамвайный диагноз: нарушение обмена веществ. Это просто стыдно, если ты озвучишь такой диагноз на экзамене, тебе двойку поставят, тебе диплом врача не дадут. Это не диагноз, это помойка, что называется, диагностическая. Как это можно комментировать?
Понимаете, как говорят, что причина смерти — острая сердечная недостаточность. Так 100% людей умирают от острой сердечной недостаточности. В результате [воздействия каких-то факторов — Forbes] сердце остановилось. То же и про нарушение обмена веществ. Это из серии, дядя, я знаю, что сломался автобус, автобус сломался. А причина-то какая? У людей в коме есть нарушение обмена веществ, да, но какова причина?
Ольга Демичева, эндокринолог, член Европейской ассоциации по изучению диабета (EASD), президент МБОО (международной благотворительной общественной организации) «Справедливая помощь Доктора Лизы»:
Симптомы, о которых нам известно, не похожи на гипогликемическую кому. Гипогликемия — это резкое падение глюкозы крови, по сути, гипогликемическая кома — это голодный обморок. В организме человека есть серьезные механизмы защиты от гипогликемии. И даже если сахар крови резко падает и развивается гипогликемическая кома, буферные системы, которые позволяют глюкозе выйти из депо, быстро нормализуют ситуацию: гликоген печени и мышц превращается в глюкозу, и человек самостоятельно выходит из гипогликемии.
Когда человек поступает в клинику в состоянии комы, то у него обязательно сразу берут кровь на глюкозу.
Если бы это была гипогликемия, врачи поставили бы диагноз сразу и приняли бы меры для ее лечения. Это не сложно. Даже если бы это была гипогликемия, из которой почему-то Алексей Навальный не мог самостоятельно выйти, оказание несложной медицинской помощи — введение препаратов, повышающих глюкозу крови — быстро решило бы проблему и через несколько минут человек уже был бы в сознании. Поэтому версия с гипогликемическим состоянием не выдерживает критики.
Сахарного диабета у Алексея Навального, насколько мне известно, нет. Препаратов для лечения диабета, соответственно, он не принимает. И передозировать эти препараты он, полагаю, не мог. Поэтому рассуждать в данном случае о гипогликемической коме это, по-моему, не совсем корректно, эта версия «не идет».
Я думаю, что врачи делают все возможное, чтобы помочь. При этом, если родственники настаивают на переводе в зарубежную клинику, не вижу оснований для отказа. «Абсолютной нетранспортабельности» не существует.
Высокопоставленный врач-эндокринолог (согласился говорить на условиях анонимности):
Если человек ранее не болел сахарным диабетом, не принимал сахароснижающие препараты, и вдруг у него оказался повышенный сахар, ему могли ввести инсулин. Из-за передозировки могла возникнуть кома.
Врач-реаниматолог (согласился говорить на условиях анонимности)
По перечисляемым в СМИ данным определить диагноз невозможно: нужно видеть анализы и человека. Названные внешние данные — испарина, потеря сознания и т.д. характерными признаками того или иного заболевания не являются. В отсутствие медицинских данных можно строить только предположения.
Нарушения сахара обычно диагностируются быстро — в течение 15 минут, особенно если речь идет об экстренной ситуации. Заболевания, связанные с повышенным уровнем сахара в крови, сейчас успешно лечатся. Гиперкома, связанная с избытком сахара, нарастает медленно, и диабетик обычно ее чувствует, поэтому можно предпринять меры Гипогликемическая кома, связанная с падением сахара, может вызывать потливость и потерю сознание, но для вывода диабетика из этого состояния обычно достаточно кусочка сахара. Сомнительно, что в данном случае речь идет о нарушении сахара.
Врач анестезиолог-реаниматолог (согласился говорить на условиях анонимности):
Это не похоже на гипогликемию, которая моментально лечится с помощью укола глюкозы, максимум — в течение часа. Анализ на глюкозу всегда берется одним из первых, поскольку низкий уровень сахара — это частая причина обмороков. Его [Навального] состояние могло быть обусловлено нервно-паралитическим веществом, если он, как говорят, громко кричал в самолёте.
Транспортировка ухудшает состояние больного, но немецкие врачи очевидно взвесили все риски, принимая решение о перевозке, и скорее всего Навального удастся нормально транспортировать.