«Лукашенко отправился на завод, как когда-то Чаушеску»: политологи о том, что ждет Белоруссию
Валерий Карбалевич, белорусский политолог:
После сегодняшней встречи Лукашенко с рабочими складывается достаточно драматическая ситуация. Лукашенко, что называется, вошел в раж, закусил удила и заявил, что только смерть может заставить его отказаться от поста президента. Это означает, что белорусский конфликт может быть разрешен только победой одной из сторон. И никакого компромисса, диалога нет и быть не может. Лукашенко вообще не признает другую сторону как субъект для какого-то диалога. И поэтому конфликт будет идти до победы одной из сторон. Какая это будет сторона, трудно сказать. На стороне народа то, что его абсолютное большинство. То, что трудовые коллективы сегодня вступили на путь забастовки, означает, что это уже всенародное требование. На стороне Лукашенко — сила государственного аппарата и поддержка силовых структур. И конфликт идет по пути обострения.
«Даже мертвый я не позволю отдать страну»: Лукашенко на митинге исключил проведение новых выборов
Предполагать какой-либо пересчет голосов невозможно, тем более что, как сказали власти и сама глава ЦИКа Лидия Ермошина, в некоторых регионах их уже некому считать, комиссии распущены. Боюсь, что и бюллетени уже уничтожены, поэтому вопрос закрыт — его практическая реализация затруднена.
Я вижу, что идет процесс эрозии режима, от него начинают отпадать какие-то структуры. Вчера посол в Словакии заявил, что поддерживает протестующих. Сегодня работники Белтелерадиокомпании объявили забастовку и требуют изменения информационной политики. У Лукашенко уже уходят предприятия, и если начнут уходить министерства и какие-то регионы, то он станет полководцем без армии. И это первый вариант. И второй — Лукашенко пойдет на силовой сценарий, введет чрезвычайное положение и потопит в крови народный протест. Такой вариант тоже не исключен.
Андрей Суздальцев, российский политолог:
Мы видим сейчас в Белоруссии перемирие. Возникло оно в четверг, 13 августа, после того как Лукашенко вдруг узнал, что в импровизированных концлагерях сидят около 6000-7000 человек. Пришлось выпустить 2000 женщин и детей, последовали половинчатые извинения со стороны властей.
Это позволило и протестантам перейти в формат ненасильственных действий. То есть и власти остановили репрессии против народа, и народ стал вести себя более кротко, стараясь не переступать красные линии. Началась позиционная борьба.
В воскресенье на митинге своих сторонников Лукашенко выступил с речью, которая была воспринята как последняя и в которой он буквально впал в истерику, призывая спасти Белоруссию и подменяя собой государство. Это тоже вывело из себя, потому на фоне того, что страна живет, транспорт ходит, здравоохранение работает, люди занимаются своими делами, идет уборка урожая и нет ощущения, что это все рухнет в пропасть, если Лукашенко не станет. Лукашенко обещал какую-то агрессию против республики, но если НАТО и поддержало протесты, то никаких свидетельств, что подтягиваются войска и Польша скоро нападет, нет. Вообще, есть ощущение, что Лукашенко скорее спровоцирует конфликт с Польшей, потому что он на этой стадии постоянно обращается за поддержкой к России.
Какие факторы могут эту ситуацию сломать? Массовые забастовки, раз. Телевидение белорусское — два. Тоталитарный режим не живет в интернете, а живет на экране телевизора. И если его на экране нет, то и власти нет. Сейчас идет борьба за телевидение, сегодня с утра собираются люди у здания Белтелерадиокомпании, и это очень серьезно. И третий фактор — Россия. Москва признала победу Лукашенко, но мы все понимаем почему — это были 33 заложника Лукашенко (33 россиянина, которых Минск задержал 29 июля. — Forbes). Лукашенко все время ссылается на Москву, и это ситуацию подвешивает, потому что новая Белоруссия ругаться и входить в конфликт с Москвой не желает.
Ситуация в Белоруссии качнулась, Лукашенко остается совершенно один, даже, скорее всего, без силовиков. Сегодня Лукашенко отправился на завод, как когда-то сделал Чаушеску перед своим падением (Николае Чаушеску возглавлял Румынию 24 года, в 1989 году был свергнут в ходе антиправительственных выступлений, судим чрезвычайным военным трибуналом и расстрелян вместе с женой. — Forbes).
Его власть съеживается на глазах, оставаясь в рамках его 17 резиденций, охраны, самолетов (у него большой авиапарк, соразмерный с авиапарком президента США), тюрем и лагерей. На фоне произвола в этих тюрьмах никакого возвращения Лукашенко к власти и быть не может.
Bloomberg узнал о переговорах окружения Лукашенко с Кремлем о бегстве в Россию
Конечно, будут новые выборы, но без Лукашенко и главы ЦИК Белоруссии Лидии Ермошиной. Скорее всего, Лукашенко будет вынужден покинуть Белоруссию. Сделать он это может в любой день. В четверг я говорил, что Лукашенко осталось 48 часов, но он и в субботу, и в воскресенье постоянно демонстрировал, что находится под покровительством Москвы и при малейшем движении она будет его защищать. Но это не так — Россия по договору будет защищать Белоруссию, только если она подвергнется нападению.
Если Лукашенко улетит, роль технического президента может взять на себя Тихановская, чтобы убрать пособников Лукашенко из системы управления и провести новые выборы.
Дмитрий Болкунец, белорусский политолог:
У Александра Лукашенко выход один — это отставка. Других вариантов нет. То, что его сегодня освистали рабочие трудового коллектива и он покинул мероприятие, обидевшись на них, это важный индикатор. Вчера он пытался мобилизовать свой электорат и то, что на митинг в его поддержку пришло совсем мало человек (по официальным данным, пришло около 50 000, по неофициальным, — меньше 3000-4000 человек со всей республики) — это показатель того, что он проиграл выборы, проиграл информационное пространство, проиграл улицу, он все проиграл. И он потерял доверие людей, особенно после кровавого побоища, которое устроил через день после выборов. Впервые со времен Гитлера на улицах Минска стреляли, и люди этого Лукашенко никогда не простят.
Образцово-показательная бойня. Почему в Беларуси больше нет законной власти
Он сейчас пытается цепляться за соломинку, Россию в это вмазать, говорит, что готов пойти на транзит власти и перераспределение полномочий, но этим он тянет время. Он хочет дотянуть до сентября, рассчитывая, что толпа сама собой рассосется, наступят холода, осень, дожди. Но это тупиковый путь для него, потому что может стать повторением судьбы Николае Чаушеску.
Для того чтобы Лукашенко сохранил жизнь свою и членов своей семьи, ему остается единственный разумный способ — подать в отставку. В таком случае по Конституции полномочия переходят премьер-министру Белоруссии и дальше назначаются досрочные президентские выборы. Хочу отметить, что в белорусском руководстве нет сил, которые хотят расчленить страну, чем пугает Лукашенко. И хочу напомнить собственные слова Лукашенко, который не раз говорил, что если его народ попросит уйти, то он уйдет. Народ его просит уйти, но сейчас Лукашенко отвечает, что уходить никуда не будет, только если его не убьют.
«Будет президент утка-инвалид»: сможет ли Лукашенко сохранить теперь власть
Что касается предлагаемого пересчета голосов, то их невозможно пересчитать, поскольку они сфальсифицированы и часть протоколов уже сожгли. [Возможны] только новые выборы с полностью обновленным центризбиркомом и комиссиями на местах.
Светлана Тихановская не может провести эти выборы — они были сфальсифицированы и нельзя сказать, кто на них победил. Может и Тихановская победила, но как доказать, сколько она получила процентов, если на более половине участков результаты были сфабрикованы. Их результаты необходимо отменить, Лукашенко должен подать в отставку, и должны быть объявлены досрочные выборы. В соответствии с действующей Конституцией, полномочия президента до них будет исполнять нынешний премьер Роман Головченко.
Это самый мирный и лучший вариант, который немедленно прекратит волнения на улицах. И по Конституции Белоруссии, Лукашенко имеет гарантии пожизненной безопасности и его никто не должен трогать.
Самая массовая акция протеста в истории Белоруссии и митинг за Лукашенко. Фоторепортаж
Самая массовая акция протеста в истории Белоруссии и митинг за Лукашенко. Фоторепортаж