К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Проверка на прочность для власти: что россияне думают о пандемии коронавируса

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Пока в России COVID-19 диагностирован чуть более чем у ста пациентов, все воздействие пандемии на экономику страны сводится к тому, как на ситуацию реагирует население и государство. По мнению заместителя директора «Левада-Центра» Дениса Волкова, хотя эпидемия может стать серьезным испытанием на прочность для политического порядка в стране, пока она показала доверие россиян к рыночным и государственным институтам и способность сохранять спокойствие.

Мировая эпидемия коронавируса завладела вниманием россиян уже к концу февраля. Более трети россиян посчитали ее главным событием прошлого месяца — месяцем ранее стольких же россиян занимала отставка правительства. При этом первоначально особого страха россияне не испытывали. Многие верили, что болезнь обойдет нашу страну стороной. Участники фокус-групп в феврале часто высказывались в том духе, что «это не про Россию», «до нас не дойдет», «какая нам разница», «у нас от гриппа (пневмонии, СПИДа, несчастных случаев — нужное подчеркнуть) умирают чаще». Люди больше беспокоились по поводу возможного роста цен на продукцию из Китая, спекуляций медицинскими масками. Похоже, россияне уже привыкли, что любые потрясения бьют в первую очередь по карману.

Представители старшего поколения с удовольствием рассуждали на группах о том, кто именно придумал этот вирус, американцы или китайцы — ведь «просто так это не могло появиться». В их словах откровенно чувствовалось влияние телевизора. Молодежь скорее не верила в конспирологические теории, но тоже особой тревоги тоже не испытывала: коронавирус — серьезная проблема, от него умирают, но нас он обойдет стороной (тем более, по словам экспертов, беспокоиться должны представители старших поколений). «Паники нам не нужно», — говорили молодые.

«У населения легкая паника»: как повлияет коронавирус на российский бизнес

 

При этом количественные опросы февраля показывали, что наибольшее беспокойство по поводу вируса было характерно прежде всего для самых социально уязвимых слоев населения: для людей с небольшим доходом, с образованием ниже среднего; для тех, кому неоткуда ждать помощи в трудной ситуации.

Нарастание напряжения

Однако беспокойство нарастает. Если обобщить результаты разных социологических служб, окажется, что всего за пару недель в конце февраля — начале марте количество испытывающих тревогу россиян выросло с трети до половины населения. В магазинах наблюдается некоторый ажиотаж: россияне начали закупаться гречкой, макаронами, консервами, туалетной бумагой. Дошло до того, что Владимир Путин посчитал необходимым призвать россиян к спокойствию. И все-таки до масштабов паники, которая наблюдается в некоторых европейских стран, все еще далеко. Людей в масках на улице российских городов по-прежнему мало, и основным способом профилактики инфекции, согласно опросам, остается регулярное мытье рук.

 

Назад в средневековье: как реакция на коронавирус отражает все наши страхи и установки

Конечно, эпидемия коронавируса в Россию только-только приходит, количество заболевших сравнительно мало, а меры по борьбе с инфекцией лишь начинают разворачиваться. Рискну предположить, что люди, скупающие гречку и туалетную бумагу, реагировали не только на новости о распространении вируса, но и на угрозу введения всеобщего карантина в крупнейших городах. Если какое-то время придется сидеть дома — вполне рационально иметь при себе небольшой запас предметов первой необходимости.

Изоляция и вера в институты

Довольно вялую реакцию общественного мнения на пандемию можно объяснить еще и тем, что немногие россияне чувствуют себя частью глобального мира. Так, в течение года за границей бывают лишь около 10% россиян, в Европе — очаге заболевания — в течение года бывает менее 5%, на родине вируса в Китае — 1%. Иными словами, для большинства наших сограждан коронавирус — явление из другого мира. При этом самые состоятельные россияне, которые обычно и путешествуют в другие страны, согласно опросам, как раз чувствуют себя в относительной безопасности. В случае чего к их услугам платные клиники, дорогие лекарства, лучшая медицина.

 

Двойной удар, и рынки пали: как коронавирус и Берни Сандерс вызвали панику на биржах

Для сохранения общественного спокойствия большое значение имеет общее доверие государственным институтам, а также те сообщения, которые власть транслирует населению через СМИ. Например, в прекращении паники в разгар экономического кризиса конца 2014 года свою роль сыграли обещания Владимира Путина о том, что ситуация под контролем и что кризис продлится не более двух лет (эти слова президента потом долго еще вспоминали участники фокус-групп). Но важны не сами слова, а то, насколько люди доверяют президенту, правительству, государственным институтам в целом. Дело не в пресловутом патернализме нашего народа, о которой любят говорит некоторые комментаторы, а в общей уверенности общества в способности властей предержащих держать ситуацию под контролем, в нормальной работе государственных институтов.

Новая чума: как коронавирус разрушает мир, к которому мы привыкли

И в этом отношении российские власти оказались довольно хорошо подготовлены к разворачивающемуся кризису. За прошедший год большинство индикаторов оценки ситуации улучшились, а острота основных социальных проблем (высокие цены, нехватка денег, безработица) плавно снижалась последние два-три года. В обществе преобладали позитивные установки по поводу будущего. После январского обновления правительства гораздо большее число россиян теперь уверены в способности властей справиться с ситуацией. Иными словами, в отношении исполнительной власти накоплен запас прочности, и должно пройти время, прежде чем в ее отношении может вновь перевесить негатив.

Торжество рынка

Наконец, относительно спокойная реакция людей на эпидемию обнаруживает еще одну важную вещь — доверие к рыночным институтам. При всем существующем в российском обществе негативе в адрес реформ 90-х годов и реформаторов-рыночников, большинство наших сограждан привыкли, что магазины в стране работают бесперебойно. Побывавшие в Европе соотечественники нередко жалуются на то, что в какой-нибудь Германии по выходным сложно купить продукты. Как говорили мне однажды участники групповых дискуссий, посвященных разбору наследия рыночных реформ: если и было в тех реформах что-то хорошее, то это появление на российских прилавках товарного изобилия. Отсутствие паники в магазинах скорее говорит об уверенности людей, что это изобилие сохранится и впредь. И это лучшее доказательство того, что рыночные реформы в нашей стране удались и приняты обществом.

 

Также можно отметить, что эпидемия коронавируса разворачивается на фоне серьезного падения цен на нефть и снижения курса рубля. Однако в этот раз никто не побежал менять рубли на доллары, никакого ажиотажа не возникло. И в этом вопросе люди тоже демонстрируют рациональное поведение.

Холодный душ для перегретого рынка: как коронавирус из медицинской проблемы стал угрозой для экономики

Конечно, разворачивающиеся на наших глазах эпидемия и финансовые трудности станут серьезным испытанием на прочность для сложившегося в стране политического порядка. Многое будет зависеть от того, насколько верными и своевременными окажутся принимаемые правительством меры. Однако пока все выглядит так, что ситуация находится под контролем и россияне в большинстве своем сохраняют спокойствие.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+