К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«У населения легкая паника»: как повлияет коронавирус на российский бизнес

Заработать на панике вокруг коронавируса могут аптечные сети и производители противовирусных средств Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Заработать на панике вокруг коронавируса могут аптечные сети и производители противовирусных средств Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
В России зафиксированы первые случаи коронавируса, авиасообщение с Китаем почти полностью закрыто, а население раскупает марлевые повязки. Чем все это обернется для российской экономики и бизнеса?

В пятницу, 31 января в России впервые были зафиксированы случаи нового смертельного коронавируса 2019-nCoV. Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, которая возглавляет оперативный штаб по противодействию коронавирусу, случаи зафиксированы в Забайкалье и Тюменской области. Оба заболевших — граждане Китая.

В мире от коронавируса скончались уже 213 человек (все — в Китае) и выявлено 9816 случаев заражения в разных странах, от Японии до Австралии. О том, что коронавирус  — чрезвычайная ситуация международного значения, уже объявила Всемирная организация здравоохранения, которая делает так лишь в крайних случаях — до сих пор ЧС международного значения объявлялась только пять раз, в том числе из-за вируса Эбола в 2014 году и свиного гриппа в 2009-м.

В России штаб по противодействию коронавирусу собрали два дня назад, 29 января. Власти с 1 февраля сокращают до минимума авиасообщение с Китаем и уже закрыли российско-китайскую и российско-монгольскую границу. 

 

Вакцины против вируса пока нет нигде в мире, и ее появление — перспектива не ближайшего времени. Французский Институт Пастера надеется, что лекарство удастся обнаружить через 20 месяцев. Татьяна Голикова 31 января заявила, что и Китай, и Россия работают над созданием вакцины, однако сколько на это потребуется времени — сказать сложно. По словам генерального партнера ATEM Capital Антона Гопки, доведение вакцины от подобного вируса до клиники даже при самом быстром сценарии занимает не недели, а как минимум месяцы. Более того — для фармакологический индустрии разработка подобного препарата невыгодна. «Речь в любом случае идет о небольших объемах производства. Когда та или иная компания заявляет о готовности вступить в гонку, она, скорее всего, преследует цель публично заявить о своих возможностях, о том, что ей в принципе доступны подобные технологии», — говорит он.

Как коронавирус и те меры, которые против него предпринимают российские власти, повлияют или уже повлияли на экономику и бизнес?

 

Нефть, рубль и политика ЦБ — в группе риска

Если вирус удастся нейтрализовать в ближайшее время, то последствия распространения вируса будет небольшими и в первую очередь коснутся ВВП Китая и взаимодействующих с ним стран. Если же борьба с ним затянется, то это может привести к началу мировой рецессии, пишут аналитики сразу нескольких инвесткомпаний. Moody’s прогнозирует глобальный кризис в случае, если распространение вируса выйдет из-под контроля. 

«Если экономические последствия распространения и борьбы с вирусом окажутся достаточно серьезными, то это может не только еще больше замедлить рост мировой экономики, но и запустить рецессию», — соглашается и Владимир Брагин из «Альфа-Капитала».

Распространение вируса в любом случае скажется на России. На Китай приходится свыше 12% всего российского экспорта, а значит, вспышка инфекции предполагает дополнительные трудности для экономики, которая и без того растет довольно вяло, отмечают аналитики инвесткомпании «Атон» в опубликованном в пятницу обзоре. Впрочем, РЖД, прервав 30 января и грузовое, и пассажирское сообщение между Россией и Китаем, в тот же день отменили запрет на грузоперевозки. Препятствий для торговли между двумя странами пока нет. 

 

Главные негативные факторы для России — это падение цен на нефть, сокращение числа туристов из Китая и потери от транзитных потоков. Котировки нефти марки Brent в январе уже потеряли 12,6% стоимости. Нефть находится под давлением, так как Китай — один из крупных потребителей сырья. Кроме того, снижение числа авиаперевозок также приведет к снижению потребления топлива. ОПЕК планирует собрать экстренное заседание по вопросу о коронавирусе. Российский министр энергетики Александр Новак считает, что распространение нового вируса может привести к снижению мирового спроса на нефть. Он сказал в пятницу, 31 января, что Россия готова реагировать совместно с другими нефтедобывающими странами ОПЕК+ в случае последствий для рынка нефти.

По словам главного экономиста Nordea Bank Татьяны Евдокимовой, пока о конкретном влиянии на Россию говорить сложно — нужно понять, как долго продлится эпидемия. Единственное, на что точно влияет распространение вируса  — это курс рубля. С начала января рубль по отношению к доллару уже потерял чуть больше 2 рублей, или 3,35%.

Еще одно возможное последствие для экономики — влияние на политику Банка России. Из-за нестабильной ситуации как ЦБ, так и регуляторы других стран могут пересмотреть свою мягкую кредитно-денежную политику. «С учетом внешней нестабильности мы не исключаем, что ЦБ может принять более осторожный подход к дальнейшему смягчению ДКП», — пишут аналитики «Атона». В прошлом году российский регулятор на фоне слабого роста экономики и низкой инфляции снижал ключевую ставку пять раз, до 6,25% годовых.

Туристы и самолеты

Эпидемия – очевидная угроза для туристической отрасли. Причем в случае Китая сильно пострадает как выездной, так и въездной туризм. Еще несколько дней назад российские чартерные перевозчики начали массово отменять рейсы в КНР – так поступили Azur Air, который перевозит клиентов туроператора Anex Tour, iFly из группы Tez Tour и Nordwind. А с 1 февраля Россия приостановила все пассажирское авиасообщение с Китаем, кроме четырех рейсов «Аэрофлота» и его партнеров в Пекин, Гуанчжоу, Шанхай и Гонконг. На частный въезд туристов из Китая запрета пока нет, но крупнейшие туристические онлайн-агрегаторы страны пока свои сервисы отключили, ориентировочно до 9 февраля.

Потери авиаотрасли эксперты пока не оценивали, однако сумма ущерба может быть некритической: как говорила «Русской службе Би-би-си» аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова, из почти 130 млн пассажиров, перевезенных российскими компаниями в 2019-м, на китайское направление пришлось всего 2 млн. Так, для «Аэрофлота» перевозки в Китай — это 4% от общего объема пассажиропотока и 5% ее выручки.

 

Ощутимее будут потери для туристических компаний. Как сообщила 30 января исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, ущерб для операторов, занимающихся выездным туризмом в Китай (прежде всего на курортный остров Хайнань), прогнозируется в диапазоне 500-700 млн рублей. Из-за ограничений на Хайнане не смогут отдохнуть около 33 000 россиян, предварительно купивших путевки, уточняла глава АТОР.

С еще большим риском сталкиваются компании, которые массово возят китайских туристов в Россию. Въезд туристических групп из КНР заморожен с 28 января до нормализации обстановки. При этом именно Китай в первом-третьем кварталах 2019-го был крупнейшим «поставщиком» туристов в Россию – по данным  АТОР, в этот период в страну с туристическими целями въехали 1,3 млн китайцев, на 21% больше, чем годом ранее. По оценке ассоциации, только в январе-марте 2020-го из-за введенного карантина потери «въездного» турбизнеса могут достичь $100 млн.

Фармкомпании и аптеки заработают

Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что ФАС и Роспотребнадзору дали поручения следить за тем, чтобы цены аптечные сети не повышали цены в связи с коронавирусом. Некоторые сигналы о повышении цен в антимонопольное ведомство уже поступают — 31 января служба сообщила, что проверит обращения о подорожании противовирусных препаратов и медицинских масок. 

Спрос на отдельные аптечные товары уже показал взрывной рост — так, по данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», спрос на медицинские маски увеличился на 220%. 

 

«У населения легкая паника. Началось все с масок, естественно», — говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Историю с коронавирусом «старательно подогревают отдельные производители различных специфичных и неспецифичных противовирусных препаратов», считает он. По его словам, в периоды эпидемий растут продажи различных противовирусных препаратов, таких как «Ингавирин», «Арбидол», «Кагоцел», препаратов интерферона («Гриппферон», «Виферон» и др.), а также иммуномодуляторов («Цикроферон», «Амиксин» и т.д.). Таким образом, компании «Отисфарм» (имеет в своем портфеле «Арбидол» и «Амиксин»), «Ниармедик Плюс» («Кагоцел»), «Валента» («Ингавирин») могут серьезно увеличить свои продажи. Распространение вируса — вопрос времени, и такой фактор, как, например, обнаружение вируса в европейской части страны, простимулирует рост панических настроений и спровоцирует рост продаж соответствующих препаратов, заключает Беспалов.

Если в ближайшее время Китаю не удастся остановить рост числа заболевших, и если в России начнут заболевать местные жители и «градус истерики» будет повышаться, то может возникнуть панический спрос на препараты, сказал Forbes бывший главный редактор профильного издания о медицине Vademecum Роман Кутузов. «Можно посмотреть на предыдущие случаи — эпидемии птичьего гриппа, атипичной пневмонии. В какой-то момент ситуация доходит до того, что люди начинают сметать все подряд. И маски, и противовирусные средства. К примеру, когда был птичий грипп, сметали «Тамилю», совсем не дешевый препарат, из всех аптек, а потом даже доставали его по знакомству», — говорит он. Таким образом, заработать на панике, если она будет нарастать, могут все аптечные сети, а также те из фармпроизводителей, которые уже начинает позиционировать себя как борцов с коронавирусом, считает Кутузов.

«Аптеки могут выиграть потому, что нет таблетки, которая могла бы волшебным образом вылечить людей от коронавируса, а значит, те, кто испугаются этой информационной волны, могут начать покупать все подряд», — говорит генеральный директор аналитического агентства «INFOLine» Иван Федяков. В первую очередь могут выиграть онлайн-аптеки — «те, кто в интернете получают информацию о коронавирусе, чаще всего там же начинают искать пути ее решения». Хорошие результаты по продажам, в частности, может показать интернет аптека «Аптека.ру», предполагает Федяков.

Не надо паники

Несмотря на все риски, финансист, инвестор и CEO группы компаний по управлению инвестициями Movchan's Group Андрей Мовчан считает, что российской экономике эпидемия не нанесет серьезного вреда. «Россия не является эпицентром эпидемии. Сейчас идет четвертая волна заражений, и в России выявлены только два случая. Россия останется с сотнями, в крайнем случае, с тысячами случаев заражения. Только каждый пятый из них протекает тяжело, и у нас будет, допустим, 500 тяжелых случаев и, скажем, 100 смертей. Это меньше, чем у нас в день на дорогах погибает», — замечает экономист.

 

Товарооборот России с Китаем, включая услуги, составляет примерно $50 млрд в год, это около 3% от ВВП России. «Даже если треть из него уйдет, это будет 1% ВВП, но и это не станет потерями для ВВП России, потому что товары из Китая мы просто будем замещать другими товарами», — уверяет Мовчан. По его мнению, максимальное влияние на российский ВПП по итогам года может составить 0,1%, а скорее всего — и того меньше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+