«Коммерсантъ» узнал детали трагедии на подводном аппарате в Баренцевом море
Вечером 1 июля, когда произошла трагедия (Минобороны сообщило о ней только на следующий день), офицеры завершали контрольный выход аппарата АС-31 («Лошарик») перед предстоящим выполнением боевого задания, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на близкий к расследованию катастрофы источник. Что за задание предстояло станции, газета не уточняет. Два сменных экипажа проверяли работу устройств и механизмов после планового техобслуживания, утверждает издание.
По данным «Коммерсанта», дым появился в аккумуляторном отсеке во время стыковки аппарата с лодкой-носителем. Произошедшая авария не представляла большой опасности для экипажа, по крайней мере в самом начале, утверждают источники газеты. По их словам, все бывшие на борту могли эвакуироваться на лодку-носитель, причем у них были с собой дыхательные устройства ПДУ-3, которые позволяют продержаться по меньшей мере 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Вместе с тем «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» — действующие на Военно-морском флоте правила — предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар. Оставление горящего отсека без приказа грозит уголовной ответственностью, указывает «Коммерсантъ». Собеседники газеты уточнили, что отдельных правил для глубоководных аппаратов нет и гидронавты обычно следуют инструкциям для подводников.
Командир аппарата доложил о пожаре командиру подводной лодки и приказал всем, кто не будет задействован в борьбе с чрезвычайной ситуацией, покинуть борт. На подлодку перешли шесть человек, десять офицеров остались, утверждает издание.
Ни слова о «Лошарике». Как федеральные телеканалы рассказали о гибели 14 моряков в Баренцевом море
Борьба с пожаром
Осмотр аппарата после трагедии показал, что моряки израсходовали все бывшие на борту средства пожаротушения — огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и четыре столитровые емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Через 40 минут работы офицеры потратили и все изолирующие дыхательные средства, после чего подключились к шланговым дыхательным аппаратам, подающим воздух из баллонов высокого давления. Командир аппарата запросил эвакуацию у командира подлодки только тогда, когда члены экипажа начали терять сознание, пишет «Коммерсантъ».
На тот момент все моряки были еще живы, но некоторые пострадали — надышались продуктами горения. У шлюза на подлодку офицеров встречали четверо гидронавтов из второго экипажа. «Коммерсантъ» указывает: что произошло после того, как люк между аппаратами загерметизировали, неизвестно, но скорее всего, в момент подготовки к эвакуации произошел взрыв.
Шойгу рассказал об обстоятельствах гибели подводников
Расследование
Уже в доке на базе флота в Североморске эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея. Источники «Коммерсанта», близкие к техническому расследованию, утверждают, что взрыв был очень мощным. Расследующая аварию комиссия пока рассматривает все три традиционные версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие, говорят собеседники газеты.
Опрошенные изданием специалисты полагают, что причиной нарастающего горения мог стать аккумулятор. «Коммерсантъ» пишет, что раньше АС-31 комплектовались украинскими серебряно-цинковыми аккумуляторами. После обострения отношений между Россией и Украиной батареи заменили на российские литий-ионные, которые производит петербургский завод «Ригель».
Эксперты, по данным источника «Коммерсанта», нашли в документах к продукции «Ригеля» сертификаты о пройденных испытаниях на взрывобезопасность. «Коммерсантъ» уточняет, что при этих испытаниях не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Следствие выясняет, кто и как производил тесты. Представители завода отказались предоставить «Коммерсанту» свой комментарий.
Один из собеседников утверждает, что открытого огня на подводных аппаратах не бывает и пожар чаще проявляется дымом, бороться с которым приходится «практически на ощупь». Газета пишет со ссылкой на специалиста, что проблемы могли возникнуть в электросистеме АС-31, которая использует ток силой до 1000 ампер, и дефект кабелей мог привести к их нагреву и оплавлению изоляции. Опрошенные «Коммерсантом» источники утверждают, что причиной трагедии могли стать не только дефекты батареи, но и экстремальные режимы ее работы — например, из-за коротких замыканий, возникавших вследствие оплавления изоляции. Собеседники газеты уточняют, что в истории подводного флота не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями. Систему ЛОХ применяли только для объемных пожаров в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов не было вовсе.
«Фонтанка»: причиной ЧП на подлодке мог стать взрыв «экспериментального» аккумулятора
Некоторые участники расследования сомневаются, что химические реакции в литий-ионных батареях могли вызвать такой значительный взрыв, пишет «Коммерсантъ». По данным газеты, террористическая версия не рассматривается в качестве приоритетной, но несколько батарей «Ригеля» все же взорвали на полигоне тротиловыми шашками. Эксперты сравнят обломки с тестов и «Лошарика».
Трагедия в море
Минобороны сообщило о гибели 14 моряков на научно-исследовательском глубоководном аппарате 2 июля. Первым о том, что трагедия произошла на аппарате АС-31 («Лошарик»), сообщил источник РБК. Минобороны информацию об аппарате не раскрывает.
Основная причина смерти подводников — пожар в аккумуляторном отсеке, который «далее получил некоторое распространение», сообщал министр обороны Сергей Шойгу. О том, что пожар мог произойти из-за проблем с одной из аккумуляторных батарей при подъеме аппарата с глубины, рассказывал для Forbes источник журналиста Ивана Сафронова в судостроительной отрасли.
Среди погибших было семь капитанов первого ранга, два Героя России. После трагедии президент Владимир Путин подписал указ о посмертном награждении погибших моряков государственными наградами: звание Героя России присудили еще четырем подводникам, остальным десяти дали ордена мужества.