К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Четыре имени пять лет спустя: следствие впервые назвало подозреваемых по делу MH17

Фото Maxim Zmeyev / Reuters
Фото Maxim Zmeyev / Reuters
Международное следствие на пресс-конференции обнародовало имена первых четверых подозреваемых в крушении малайзийского Boeing над Донбассом
  • Следствие определило первых четверых подозреваемых по делу о гибели 298 пассажиров и членов экипажа рейса MH17. Это трое россиян — Игорь Гиркин/Стрелков, который на момент катастрофы был министром обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), Сергей Дубинский, руководивший «ГРУ ДНР», заместитель Дубинского Олег Пулатов, а также гражданин Украины Леонид Харченко. 
  • Подозреваемые, по данным следствия, имели отношение к транспортировке ракетно-зенитного комплекса «Бук», из которого был сбит малайзийский Boeing. 
  • Фигурантам дела будет предъявлено обвинение в убийстве и будет выписан международный ордер на их арест.
  • Суд по делу MH17 начнется 9 марта 2020 года в Нидерландах. 
  • Следствие признает, что шансы на то, что фигуранты дела окажутся на скамье подсудимых, не велики. Оно призывает подозреваемых самих выйти на связь, но подчеркивает, что судебный процесс в Гааге начнется и при условии их отсутствия (то есть обвиняемых будут судить заочно). Их экстрадиции из России или Украины следствие требовать не будет, так как конституции обеих стран запрещают выдавать своих граждан.
  • Следствие собрало достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что зенитный комплекс «Бук», из которого был сбит самолет, предоставила Россия. 
  • На пресс-конференции следствие представило записи телефонных разговоров Стрелкова и главы Крыма Сергея Аксенова, во время которых Стрелков просит предоставить ДНР российскую военную технику. Аксенов отвечает, что работа над этим вопросом ведется. В другой записи, по данным следствия, Александр Бородай (на тот момент — премьер ДНР) общается с помощником президента Путина Владиславом Сурковым, который сообщает, что «поговорил с самыми старшими товарищами, отвечающими за военную историю», которые готовят помощь самопровозглашенной республике.
  • Расследование на этом не завершено. 50 детективов и 25 прокуроров продолжают заниматься делом. JIT не прекращает взаимодействовать со следователями в Киеве.

Bellingcat назвал людей, предположительно причастных к крушению «Боинга» в Донбассе

После предъявления первых обвинений должен заработать уголовный суд в Нидерландах, который будет рассматривать это дело, говорила накануне замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль (Украина участвует в работе JIT). «Это только верхушка. Естественно, потом количество людей, которые причастны к этому, будет гораздо большим, чем эти четыре человека, которые будут объявлены», — заявила Зеркаль агентству «Интерфакс-Украина». Россия вряд ли выдаст другому государству своих граждан, особенно военных, для суда, писала The Guardian. Конституция России запрещает выдачу россиян другим странам. Москва с самого начала отрицала любые связи России или самопровозглашенных республик с крушением MH17.

Как расследуется катастрофа MH17

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту были 298 человек, все погибли. Большинство погибших (192) были подданными Нидерландов. Расследование катастрофы велось по двум направлениям:

 
  • Расследование обстоятельств крушения

Обстоятельства устанавливала международная комиссия во главе с Советом безопасности Нидерландов (OVV). Первый доклад OVV представил через два месяца после крушения. В нем говорилось, что крушение произошло вследствие попадания в самолет множества «мелких высокоскоростных объектов», что вызвало нарушение структурной целостности борта и его разрушение в воздухе. В октябре 2015 года OVV представил окончательный доклад, в котором заявил, что Boeing был сбит ракетой зенитного комплекса «Бук».

  • Уголовное расследование

OVV устанавливал только непосредственную причину крушения, но не виновников. Независимо от него работала совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), созданная для уголовного расследования. В нее входят представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии, Украины и Евроюста (Агентство Евросоюза по координации судейской и прокурорской деятельности).

 

В июле 2015 году нидерландский прокурор Фред Вестербек, возглавляющий расследование JIT, назвал приоритетной версию о том, что самолет был сбит с помощью комплекса «Бук». После того, как осенью того же года OVV назвал причиной катастрофы попадание ракеты ЗРК «Бук», JIT подтвердила, что согласна с этим выводом. Осенью 2016 года JIT заявила, что «Бук» был доставлен на Украину из России, что ракета, сбившая самолет, была выпущена с сельскохозяйственного поля около поселка Первомайский, а «Бук» после этого был возвращен обратно в Россию. В октябре 2017 года JIT опубликовала фотографию, на котором предположительно в донецком городе Макеевке в июле 2014 года была запечатлена установка «Бук», из которой был сбит Boeing. В мае 2018 года следственная группа сообщила, что «Бук», из которого была выпущена ракета, принадлежал 53-й зенитной бригаде из Курска.

Война докладов: откуда был сбит «Боинг»

Как менялась версия России в деле MH17

Россия с самого начала отрицает свою причастность к крушению Boeing. Почти сразу после катастрофы президент России Владимир Путин заявил, что ответственность за нее «безусловно» несет Украина — «государство, над территорией которого это произошло». МИД России называл и данные нидерландского OVV, и выводы JIT предвзятыми и сетовал, что Россию не допустили к участию в международном следствии. Минобороны утверждало, что версия о возможной причастности российских военных к катастрофе «не может не вызывать возмущение».

 

Первое время в России высказывалась версия о том, что Boeing мог сбить украинский самолет. Минобороны заявляло, что зафиксировало Су-25 украинских ВВС, который якобы летел в сторону малайзийского борта и мог быть оснащен ракетами класса «воздух-воздух». Эту же версию прорабатывал Следственный комитет. В конце 2014 года он сообщил, что нашел свидетеля — сбежавшего в Россию украинского военного, который рассказал, что в день катастрофы Су-25 ВВС Украины вернулся на базу с израсходованным боекомплектом. В июле 2015-го СК заявил, что Boeing был сбит ракетой типа «воздух-воздух» нероссийского производства.

В 2015 году Путин в интервью режиссеру Оливеру Стоуну напомнил о твите «испанского диспетчера», который якобы работал в киевском аэропорту в день крушения Boeing. «Насколько мне известно, сразу же после этой ужасной катастрофы один из украинских авиадиспетчеров, по-моему, он специалист испанского происхождения, объявил, что видел в коридоре гражданского самолета боевую машину. Никакой другой боевой машины, кроме украинской, там быть не могло», — заявил Путин. Путин подчеркивал, что не утверждает, что украинский самолет сбил Boeing. «Но все равно вопрос остается: а что он там делал, в коридоре гражданского судна?» — отмечал он.

О твите «испанского диспетчера» по имени Карлос сообщил RT через несколько часов после авиакатастрофы. В твите «Карлос« утверждал, что украинские военные самолеты кружили рядом с малайзийским Boeing перед тем, как он исчез с радаров. Журналисты «Радио Свобода» позднее установили личность автора твита. Им оказался дважды судимый за мошенничество Хосе Карлос Барриос Санчес. Он утверждал, что получал от RT деньги — всего около $48 000, а взамен должен был публиковать на своей странице в Twitter то, что ему укажут. Представители RT это отрицали.

То, что Boeing сбили ракетой, выпущенной с земли, а не другим самолетом с воздуха, признал в своем расследование российский концерн «Алмаз-Антей» — производитель комплексов «Бук». Но он настаивал, что Россия к этому отношения не имеет: по его версии, удар по самолету нанесли с территории, на тот момент контролировавшейся украинскими силовиками, а использовалась для этого ракета комплекса «Бук-М1», которая была снята с производства еще в 1999 году. Концерн также провел два натурных эксперимента, в том числе с подрывом списанного Ил-86, по итогам которых заявил, что, если малайзийский самолет и был сбит ракетным комплексом «Бук», то его поразила ракета 9М38, которая в России к тому времени уже была снята с вооружения. Весной 2018 года Минобороны заявило, что определило номер сбившей малайзийский Boeing ракеты и выяснило, что она еще в советское время была передана украинской войсковой части.

«Там несколько версий, в том числе и версия ракеты украинской армии, и самолета, и т. д.», — говорил Путин год назад. Он подчеркивал, что Москва не доверяет результатам расследования международного следствия, поскольку не принимает в нем участие.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+