К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнесмены эпохи Лужкова: как сложилась их судьба?

Бизнесмены эпохи Лужкова: как сложилась их судьба?
За 18 лет, которые Юрий Лужков руководил столицей, выросла целая плеяда бизнесменов — строителей, банкиров, инвесторов, которые поддерживали со столичным градоначальником дружеские отношения. Forbes рассказывает, как сложилась судьба самых крупных из них.
Владимир Евтушенков
Замир Усманов·ТАСС

Владимир Евтушенков

Кем был при Лужкове.  «Не надо считать, что мы друзья. Но это совсем не значит, что я к нему равнодушен. Это часть моей жизни и не самая плохая», — рассказал в 2012 году Forbes глава АФК «Система» миллиардер Владимир Евтушенков о своих отношениях с Лужковым. Было ли это дружбой? «Он всегда был моим начальником. А если ты человека всегда называешь на вы, это не дружба. Я всегда называл его — и буду впредь звать — на вы. Так же как Примакова, например», — пояснил миллиардер.

В 1990 году Евтушенков возглавил Московский городской комитет по науке и технике. В 1993 году под столичную программу коммерциализации науки он создал АФК «Система», куда вошли учрежденные комитетом предприятия. В период, когда Лужков был во главе города, АФК «Система» приватизировала Московскую городскую телефонную сеть (МГТС), входивший в АФК девелопер «Система-Галс» стал крупным столичным застройщиком, а Московский банк реконструкции и развития (будущий МТС Банк) был одним из уполномоченных банков правительства Москвы.

На момент отставки Лужкова в 2010-м году состояние Евтушенкова составляло $7,5 млрд.

Как сложилась судьба в дальнейшем. Непосредственного влияния на бизнес Евтушенкова и «Системы» отставка столичного мэра не оказала. Однако в годы, последовавшие за уходом Лужкова из большой политики, Евтушенкову и его бизнесу пришлось пережить немало сложных моментов. В сентябре 2014 года Евтушенков был помещен под домашний арест по обвинению в легализации средств при покупке «Башнефти». «Желаю ему сотрудничать с правоохранительной системой. Это правильнее в любом случае», — заявил тогда Лужков.

В октябре того же года Арбитражный суд Москвы постановил изъять акции «Башнефти» у АФК «Системы». А еще через два месяца они перешли в собственность государства и Евтушенкова освободили из-под домашнего ареста.

В 2017 году Евтушенков столкнулся с новым иском — на этот раз от «Роснефти» и «Башнефти», которые требовали компенсации за ущерб, который, по версии истцов, понесла «Башнефть» за те годы, что ею владела «Система». Суммарный объем исковых требований к компании Евтушенкова составил около 300 млрд рублей. Дело закончилось мировым соглашением в декабре 2017 года, по которому «Система» обязалась выплатить истцам 100 млрд рублей.

В рейтинге богатейших бизнесменов России — 2019 Евтушенков занимает 63-е место, его состояние Forbes оценил в $1,5 млрд.

Шалва Чигиринский
ИТАР-ТАСС·Евгений Гладин

Шалва Чигиринский

Кем был при Лужкове. Еще в 1988 году медик по образованию, собиратель антиквариата Шалва Чигиринский стал первым в Москве частным застройщиком, основав компанию «СТ Групп». Когда в 1991-м вместо Гавриила Попова мэром Москвы стал Юрий Лужков, девелопер быстро наладил отношения с новой командой.  Он принимал по 40 гостей на бывшей даче Анастаса Микояна в Барвихе, где когда-то парился в сауне Сталин. Другом Чигиринского стал Иосиф Орджоникидзе, глава комплекса внешнеэкономический связей Москвы, впоследствии курировавший крупные девелоперские проекты в городе.

Свой офис Чигиринский открыл в построенном им же десятиэтажном здании в районе Тверской. Там же разместились Департамент градостроительства во главе с Владимиром Ресиным и офис компании «Интеко» Елены Батуриной.

В 2004 году  Чигиринский выиграл конкурс на снос и реконструкцию гостиницы «Россия», расположенной у стен Кремля, предложив проект стоимостью $830 млн. Он же получил самый большой участок в «Москва-Сити» и планировала застроить жильем и культурно-развлекательными объектами Нагатинскую пойму (проект «Хрустальный остров»). «Ко мне приходит по нескольку инвесторов в день», — рассказывал бизнесмен в интервью Forbes.

Кроме того, у Чигиринского был совместный с правительством Лужкова нефтяной бизнес — Московский НПЗ. В 2007 году в рейтинге богатейших миллиардеров России Forbes Чигиринский занял 42-е место с состоянием $1,6 млрд.

В 2007 году инвестконтракт на реконструкцию гостиницы «Россия» был признан недействительным. В 2008 -м у Чигиринского начались финансовые проблемы, а в 2009-м распался союз братьев Чигиринских с супругой Лужкова Еленой Батуриной: стороны не смогли мирно урегулировать разногласия в нефтяном бизнесе. Тогда же Высокий суд Лондона по иску банка ВТБ наложил арест на недвижимость Чигиринского. Сам бизнесмен покинул Россию.

Как сложилась судьба в дальнейшем. Возвращение в российский бизнес совпало по времени с отставкой Лужкова и опалой Батуриной. В середине 2010 года были закрыты уголовные дела по неуплате налогов на 600 млн рублей. Чигиринскому также удалось урегулировать проблемы с крупнейшими кредиторами.

В январе 2011 года стало известно, что Чигиринский вернется к проекту строительства в «Москва-Сити». Но вместо самой высокой в Европе (612 м) башни «Россия» он возведет комплекс из трех зданий общей площадью 250 000 кв. м. Позднее Forbes выяснил, что Чигиринский вышел из этого проекта и проекта, связанного с гостиницей «Россия», получив за свои доли $60 млн от владельца Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктора Рашникова.

Осенью 2019 года Чигиринский говорил Forbes, что переживает за Россию, но тяги вернуться и заниматься в ней бизнесом в России у него нет. «Я давно уехал, мне интересно здесь [в США]», — отметил он.

Тельман Исмаилов
Zak Hussein·PA Photos·ИТАР-ТАСС

Тельман Исмаилов

Кем был при Лужкове. В 1988 году Тельман Исмаилов создал в Москве кооператив по торговле одеждой и товарами народного потребления. Впоследствии он превратился в группу компаний «АСТ». Ей принадлежал, в частности, ресторан «Прага» на Арбате (в 1990-х здание и нежилые помещения площадью около 10 000 кв. м из имущественного комплекса столицы были проданы связанным с Исмаиловым компаниям за $30,5 млн). Но главным активом Исмаилова был Черкизовский рынок. При этом бизнесмен не скрывал своих теплых отношений с Лужковым, который на дне рождения бизнесмена под троекратное «ура!» называл его «другом навсегда».

В рейтинге богатейших бизнесменов России 2005 года Исмаилов занимал 53-е место с состоянием $0,52 млрд. В группу АСТ входило более 30 компаний в сфере недвижимости и торговли, оборот которых Исмаилов оценивал в $3 млрд. Он также говорил, что компания владеет 1,5 млн кв. м недвижимости в Москве.

В 2009 году Исмаилов с помпой открыл в Турции роскошный отель Mardan Palace. Месяц спустя Владимир Путин потребовал «посадок» в деле о контрабанде на Черкизовском рынке. Рынок был закрыт.

Как сложилась судьба в дальнейшем. В 2012 году Исмаилов поручился перед банком ВТБ за кредиты своих же компаний. Те не стали возвращать деньги. Завязалась судебная тяжба, в результате банк забрал имущество у должника. В 2015 году Исмаилов признан банкротом, лишился ресторана «Прага»,  бизнес-центра «Тропикано» и ТЦ АСТ. Тогда же Mardan Palace в турецкой Анталье был продан на аукционе Halkbank, которому Исмаилов задолжал, за $124 млн.

Бизнес-центр «Военторг» Исмаилов продал Сулейману Керимову, а обязательства по строительству гостиничного комплекса на 3000 номеров к сочинской Олимпиаде отошли структурам «Реновы» Виктора Вексельберга.

В конце 2017 года Басманный суд Москвы заочно арестовал Исмаилова по обвинению в организации двух убийств и незаконном обороте оружия. Лужков назвал его человеком, не способным на убийство. «Вся его деятельность больше связана с рынками и товарами, чем с преступлениями бандитского толка», — заявил экс-мэр.

Андрей Бородин
Евгений Стецко·ТАСС·Ведомости

Андрей Бородин

Кем был при Лужкове. В 1994 году стал советником мэра Москвы по финансовым и экономическим вопросам, а уже через год, в 1995-м, — одним из основателей Банка Москвы. Банк создавался как расчетный банк для столичного правительства и подконтрольных ему структур  — контроль в нем принадлежал городу, а сам банк занимал небольшое полуподвальное помещение и имел в штате несколько человек. Долей в банке владел и Бородин — к 2010 году, когда Лужкова отправили в отставку, она составляла около 20%.

Банк со временем перестал быть «банком правительства Москвы», приобрел коммерческих клиентов и завоевал статус одного из крупнейших в России (к 2010 году банк входил в топ-10 по размеру активов). С возникавшими сложностями ему помогал основной акционер — город, так что банку удалось сравнительно безболезненно пережить кризис конца нулевых.

Бородин к тому времени обосновался в списке Forbes, впервые он вошел в рейтинг в 2008 году, тогда его состояние оценили в $1,8 млрд.

Как сложилась судьба в дальнейшем. После ухода Юрия Лужкова с поста мэра и назначения на его место Сергея Собянина Москва решила продать долю в банке — покупателем стал ВТБ. В 2011 году Бородин покинул Россию, опасаясь уголовного преследования. Вскоре после отъезда из страны он продал свой пакет в Банке Москвы Виталию Юсуфову (сыну экс-министра энергетики Игоря Юсуфова), а тот потом продал эту долю ВТБ.

Еще в 2011 году Бородин был объявлен в международный розыск — в России экс-банкир обвиняется в легализации средств, полученных преступным путем, а также в присвоении и растрате в особо крупных размерах. Два года спустя Бородину удалось получить политическое убежище в Великобритании.

В 2019 году состояние Бородина Forbes оценивал в $800 млн — его основу составляли наличные от продажи доли в Банке Москвы.

Кирилл Писарев (на фото), Юрий Жуков
ИТАР-ТАСС

Кирилл Писарев (на фото), Юрий Жуков

Кем были при Лужкове. «Я до сих пор не знаю, почему Лужков выбрал именно меня. Даже предположить не могу. Честно», — говорил в интервью Forbes Кирилл Писарев в 2006 году. За десять лет до этого мэр Москвы съездил в Бостон на экономический форум и загорелся идеей внедрения в столице ипотеки. Писарев к тому моменту был совладельцем «Первой ипотечной компании», его пригласили в рабочую группу при Мосгордуме, которая разрабатывала законодательную базу для ипотечного финансирования строек. Когда город создал Московское ипотечное агентство, его возглавил выпускник финансовой академии Писарев. Проработал там Писарев недолго — кризис 1998 года притормозил развитие ипотечных программ.

«Первую ипотечную компанию» (ПИК) Кирилл Писарев и Юрий Жуков основали в 1994 году и сначала занимались куплей-продажей недвижимости. В 2001 году они купили «Домостроительный комбинат №2» («ДСК-2») и вошли в высшую лигу московского строительного бизнеса. В 2005 году они купили у Елены Батуриной «ДСК-3», по оценкам за $300 млн. Выручка компании выросла до $1,5 млрд, она вводила почти миллион квадратных метров в год. В 2007 году ПИК разместил свои бумаги на бирже, компанию оценили в рекордные $12,3 млрд. Писарев и Жуков входили в рейтинг Forbes с оценкой состояния $6 млрд на каждого.

В кризис 2008 года продажи квартир снизились в разы, капитализация компании упала ниже $300 млн. ПИК рассчитывала на госзаказ — Москва пообещала выкупить у застройщика 341 000 кв. м готового жилья, по оценкам почти за $1 млрд, писали «Ведомости». Но договориться не удалось, город потребовал скидку.

Как сложилась судьба в дальнейшем. К моменту ухода Юрия Лужкова с поста мэра Писарев и Жуков уже лишились контроля над своим бизнесом: часть акций пришлось отдать банкам, основную часть получил Сулейман Керимов за обещание помочь с реструктуризацией долга.

Кирилл Писарев сейчас совладелец компании Wainbridge, которая занимается инвестициями в премиальную недвижимость за рубежом и двумя проектами в Москве.

Юрий Жуков создал «Национальную нерудную компанию», которая занималась поставкой щебня и песка. В ноябре 2014 году из-за корпоративного конфликта вокруг «Павловскгранита» Жукова посадили под домашний арест: гендиректор и бывший совладелец компании Сергей Пойманов обвинял его в принуждении к сделке по продаже акций. Жукова выпустили в конце января 2015 года, а вот сам Пойманов отбывает срок в колонии — его признали виновным в выводе активов.

Михаил Балакин
Валерий Волков·ТАСС·Ведомости

Михаил Балакин

Кем был при Лужкове. «Москва строит 5 млн кв. м в год, — говорил Михаил Балакин в интервью Forbes в 2005 году. — Это заслуга [Владимира] Ресина и [Юрия] Лужкова, мы только исполнители». До своего краха группа компаний «СУ-155» возводила по миллиону метров в год и имела оборот 100 млрд рублей. В начале 2008 года Forbes оценил состояние Балакина в $4 млрд (после кризиса стоимость девелоперских компаний на бирже упала в разы, состояние Балакина в 2015 году было $1,7 млрд).

Михаил Балакин начинал работать в «Главмосстрое», в 1990 году возглавил одно из его подразделений, «Строительное управление 155» (бренд «СУ-155»). В 1993 году это подразделение акционировалось, Балакин стал основным владельцем. «СУ-155» одна из первых среди крупных подрядчиков стала вкладывать деньги в покупку площадок и наладила продажи жилья (по инерции советской экономики очень много квартир в Москве в 1990-е продолжали строиться на средства бюджета). В 2000 году перспективный бизнесмен пришел работать в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. В 2005 году вернулся в бизнес, возглавил совет директоров «СУ-155» и в том же году впервые попал в рейтинг Forbes.

Как сложилась судьба в дальнейшем. Компания, в которой работало 30 000 человек и портфель проектов которой достигал 7 млн кв. м, казалась too big to fail. Однако она так и не смогла справиться с последствиями кризиса 2008 года. «СУ-155» строила в регионах и много работала с госзаказами зачастую в ущерб прибыли, много денег ушло на реконструкцию заводов. В 2014 году компания допустила дефолт по облигациям, посыпались иски от кредиторов, в 2015-м стартовала санация на базе банка «Российский капитал». У «СУ-155» было 27 000 дольщиков, нужно было достроить 147 домов. До начала санации Михаил Балакин оценивал совокупный размер долга компании в 27 млрд, через полгода работы глава «Российского капитала» Михаил Кузовлев заявил журналистам, что сумма обязательств превышает 300 млрд рублей.

Михаил Балакин был депутатом Мосгордумы, а в 2018 году — кандидатом в мэры Москвы. Покинув рейтинг Forbes в 2015 году, он так и не вернулся в него. В 2019 году Московский арбитражный суд признал Балакина личным банкротом.

Елена Батурина
Vittorio Zunino Celotto·Getty Images

Елена Батурина

Кем была при Лужкове. «Я считаю, что она достойна, — она потрясающий бизнесмен, очень эффективный. К сожалению, таких людей сейчас в России не очень принимают, и она в силу обстоятельств, давления на нее и на семью вынуждена была со своим бизнесом уйти полностью из России», — комментировал Юрий Лужков в конце октября лидерство своей супруги Елены Батуриной в рейтинге богатейших женщин по версии Forbes.

С будущей женой будущий мэр познакомился в конце 1980-х, когда он возглавлял Комиссию по кооперативной индивидуальной трудовой деятельности, а она работала в Институте экономических проблем Москвы. В 1991 году они поженились. В том же году Батурина с братом Виктором организовала компанию «Интеко», которая поначалу занималась производством изделий из пластика. В 1998 году, когда реконструировался стадион «Лужники», компания получила контракт на поставку 80 000 пластиковых сидений.

В начале нулевых «Интеко» вышла на строительный рынок, приобретя «Домостроительный комбинат №3» и со временем став одним из крупнейших застройщиков Москвы (ЖК «Шуваловский», «Гранд-паркъ», «Кутузовский», второй учебный корпус МГУ и ряд других проектов). В 2004 году Батурина вошла в список Forbes и с тех пор не покидает его — ее состояние за это время ни разу не опускалось ниже $1 млрд (на пике, в 2008 году, оно оценивалось в $4,2 млрд).

Как сложилась судьба в дальнейшем. После отставки мужа Батурина покинула Россию и продала свои российские активы. В Великобритании, куда перебралась Батурина, она занялась благотворительностью — основала гуманитарный фонд Be Open, поддерживающий талантливую молодежь, а также вошла в число попечителей Фонда мэра Лондона Садика Хана, который занимается поддержкой молодых лондонцев из бедных семей. Последний фонд Батуриной, правда, пришлось покинуть из-за скандала вокруг одного из сотрудников фонда Be Open, которого заподозрили в отмывании денег.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+